Вы знаете:
• Что такое АХОВ.
• Какие химически опасные вещества встречаются чаще.
• Правила безопасности при заражении АХОВ.
Вы узнаете:
• Какую помощь оказывать пострадавшим при отравлении аммиаком и хлором.
В промышленности и сельском хозяйстве используется большое количество химических веществ, которые, попав в организм человека различными путями, могут нарушить его нормальную жизнедеятельность и даже привести к летальному исходу.
Кроме того, аварийно химически опасные вещества (АХОВ), о которых вы узнали из главы 6, при авариях и катастрофах могут привести к массовому поражению незащищённых людей и животных.
Наиболее распространёнными АХОВ, как вы помните, являются аммиак и хлор, которые широко применяются в производстве.
О признаках воздействия аммиака и хлора на организм вы уже знаете. Теперь важно освоить правила первой помощи, которую необходимо оказать пострадавшему при отравлении аммиаком и хлором.
1. Попробовать немедленно вынести пострадавшего из зоны химического поражения. При возможности надеть на него противогаз ГП-7 или ГП-7в (при отравлении аммиаком их нужно комплектовать дополнительными патронами ДПГ-1 или ДПГ-Зк). Пострадавшего выносят из зоны химического заражения на носилках в положении лёжа с приподнятой головой, повёрнутой набок.
2. Далее с пострадавшего нужно снять противогаз и приступить к оказанию первой помощи.
3. Подвергшемуся воздействию аммиака промывают поражённые участки кожи, полость рта, горло, нос и глаза большим количеством воды или специальными растворами. На кожу и глаза по возможности накладывают повязки.
4. Важно обеспечить пострадавшему покой и попросить не разговаривать, чтобы предотвратить дальнейшее повреждение слизистых оболочек. Можно предложить ему выпить тёплое молоко с водой или содой.
5. Дождаться медицинского персонала или спасателей для экстренной эвакуации пострадавшего в лечебное учреждение.
1. Надеть на пострадавшего противогаз и немедленно переместить его за границу зоны химического поражения.
2. Снять с пострадавшего противогаз и расстегнуть одежду, мешающую дыханию.
3. Если произошла остановка дыхания, сделать искусственное дыхание.
4. Промыть кожу и слизистые оболочки водой.
5. Дождаться медицинского персонала или спасателей для экстренной эвакуации пострадавшего в лечебное учреждение.
Проверяем знания
1. Какие вещества относятся к химически опасным?
2. Опишите наиболее часто встречающиеся АХОВ. В чём их опасность?
3. Своими словами изложите правила оказания помощи при отравлении аммиаком и хлором. Что общего в этих правилах и в чём различия?
Проводим исследования
Проанализируйте правила оказания помощи при отравлении аммиаком. Используя знания по химии, обоснуйте, почему необходимо производить эти действия.
Нужно ли производить эти действия с пострадавшим при отравлении хлором?
Работаем с источниками
Проанализируйте информацию о химически опасных веществах, которую вы получили на уроках химии. Дополните текст параграфа этой информацией. Предложите обсудить новое содержание с одноклассниками.
После уроков
Вместе со взрослыми найдите в Интернете информацию о хранении АХОВ. Если в доме есть эти вещества, проверьте правила их хранения. Разработайте памятку.
Иногда до прибытия скорой медицинской помощи или до момента доставки пострадавшего в медицинское учреждение ему может понадобиться оказание первой помощи.
Первая помощь заключается в устранении явлений, угрожающих жизни, а также в предупреждении дальнейших повреждений и возможных осложнений.
Правила оказания первой помощи должен знать каждый. Даже самые простые, но своевременные и грамотные действия человека, оказавшегося рядом, могут спасти жизнь и сохранить здоровье пострадавшему.
1. Проанализируйте содержание главы и подготовьте презентацию «Система оказания первой помощи».
2. Найдите в Интернете документы, которыми регламентируется оказание первой помощи. Каковы основные положения этих документов?
3. Разработайте таблицу, в которой слева укажите вид повреждения или состояние, которое могло бы стать причиной оказания первой медицинской помощи, справа — кратко изложите последовательность действий и методы оказания первой помощи.
4. Вы оказались свидетелем ДТП. Как вы поведёте себя, если рядом нет взрослых? Составьте план своих действий.
5. Что вы знаете о травмах? Составьте памятку о травмах и об оказании первой помощи при травмах.