План проведения занятий на учебный год



Основы безопасности и защиты Родины
8 класс




Урок 3
Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах



Содержание урока

Из истории катастроф

Пожары и взрывы

Виды аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах

Известные случаи пожаров и взрывов

Вопросы и задания



Из истории катастроф


Пожарный автомобиль

image В городе Светогорске, что на границе с Финляндией, то майское утро 1996 г. начиналось обыденно. Жители, проснувшись, выглядывали в окна, радуясь началу нового дня. Но не всем удалось его встретить. В 6.35 раздался взрыв. На улице Горького словно кто-то с гигантской силой отсёк подъезд пятиэтажки вместе с его жителями. Белую ночь сменило чёрное утро горя и слёз. В Светогорск пришла беда.

Уже через несколько секунд сотни телефонных звонков извещали о чрезвычайной ситуации оперативные службы и администрацию города. А через 1 5 мин после взрыва пожарные приступили к спасательным и другим неотложным работам.

Подобные взрывы, как правило, сопровождаются пожарами, особенно в жилых домах... В Светогорске, к счастью, этого не произошло. Тем не менее и у пожарных работы оказалось более чем достаточно.

Через работников паспортного стола было выяснено: в десяти квартирах был прописан 41 человек. Четверых в подъезде во время взрыва не было: кто-то выгуливал собаку, кто-то уже ушёл на работу. Следовательно, если в квартирах подъезда в ту злополучную ночь больше

никого не было, то реально пострадали 37 человек. Часть из них обнаружилась сразу, пожарные в первые же минуты спасательных работ сняли их с чудом уцелевшей стены. Под разрушенными плитами оставалось ещё не менее 20 человек.

Быстро прибыли на место происшествия спасатели Ленинградской областной аварийно-спасательной службы. Поскольку Светогорск - приграничный город, на помощь поспешили финские коллеги-спасатели.

Сразу же отреагировали на поступивший сигнал и в Москве.

Рассказывает спасатель международного класса Андрей Рожков:

«Наши телефоны и пейджеры надрывались от звонков. Дежурная группа отправилась на аэродром.
Первый самолёт МЧС России поднялся в воздух со спасателями и медикаментами. На второй были загружены вертолёт для эвакуации раненых, аварийно-спасательный автомобиль и оборудование для базового лагеря.
Приземлились на аэродроме Громово. Остальные 80 километров преодолели на вертолётах Северо-Западного регионального центра, а техника добиралась туда самостоятельно.
В это время работы по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации шли полным ходом. На объекте в поте лица трудились питерские спасатели, многих из которых мы знаем по совместной работе в разных горячих точках, и их финские коллеги.
Чтобы не толкаться сразу всем на маленьком пятачке и не терять темп работы, решили, что сменим их в 22.00.
К началу нашей смены под обломками оставалось ещё восемь пострадавших. Рядом с нами, глотая пыль пополам со стекловатой, трудились военные спасатели. Да и все другие стремились хоть чем-то нам помочь - врачи, инженеры, водители.
В конце мая ночь в этих краях длится всего три-четыре часа. К шести утра осталось найти под завалами лишь одного пострадавшего. И тут вдруг была обнаружена оторванная кисть руки - в том месте, где пару часов назад наш спаниель Лёнька обозначил «объект». По тому, как он сделал это - виновато, как бы извиняясь, - мы поняли, что и этот, последний, вряд ли жив. Однако все убыстрили темп раскопок. Через несколько минут из-под груды бетона достали безжизненное тело женщины. Но обе кисти у неё были на месте. Неужели в развалинах ещё кто-то есть? Нет. Выяснилось, что это была кисть девочки, которую мы спецрейсом уже отправили в Москву».
Спасательные работы были закончены в 5.25 утра следующего после взрыва дня. Без малого сутки люди боролись за жизнь оказавшихся под завалами, но, к сожалению, 19 человек уже никогда не смогут произнести слов благодарности в адрес спасателей и медиков.



Следующая страница Пожары и взрывы






Наверх