Ассоциация юношеских автомобильных школ России
Конспект
Цель – ознакомиться с общими обязанностями водителя; рассмотреть правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
Ход урока
I. Повторение пройденного материала
1. Беседа по вопросам:
- Что такое дорога и каковы её составные части?
- Для чего предназначено регулирование дорожного движения и при помощи чего оно осуществляется?
- Кто является участниками дорожного движения и какие общие обязанности определены пешеходу и пассажиру?
- Какие меры безопасности необходимо соблюдать пешеходу и пассажиру как участникам дорожного движения?
- Какие качества пешехода могут характеризовать уровень его общей культуры в области безопасности дорожного движения?
2. Сообщение темы и цели урока.
II. Изложение программного материала.
Водитель – главная фигура в обеспечении дорожного движения.
Напомним, что в нашей стране высокими темпами идёт рост числа автомобилей: ежегодно примерно на 1300000 автомобилей становится больше. По прогнозам специалистов в ближайшем будущем на 1000 человек будет приходиться 330-440 автомобилей (в 2002-2003 гг. этот показатель составлял 230-250 единиц автомобилей).
Следовательно, также быстро растёт и число водителей. При этом уровень их профессиональной подготовки и уровень культуры в области безопасности дорожного движения не очень высокий и не соответствует в полной мере возрастающим требованиям к участникам дорожного движения по обеспечению безопасности на дорогах в современных условиях (как уже говорилось, более 70% ДТП происходит по вине водителей).
Поэтому безопасность дорожного движения в первую очередь зависит от уровня подготовки водителей и привития им высокого чувства ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих.
По каким духовным и физическим качествам водителя можно судить об уровне его культуры в области безопасности дорожного движения? По нашему мнению, можно выделить наиболее значимые черты:
1. Соответствие состояния здоровья водителя и его работоспособности физическим и психологическим нагрузкам, возникающим при управлении транспортным средством в условиях современных дорог.
2. Глубокие знания ПДД, их осознанное соблюдение и умение применять в различных ситуациях, возникающих на дороге.
3. Постоянное совершенствование профессиональных качеств в управлении транспортным средством.
4. Воспитание в себе чувства высокой ответственности за безопасность других участников дорожного движения (пешеходов и пассажиров), соблюдение их прав в области безопасности жизнедеятельности.
Такие качества сами собой не появляются. Не возникнут они и с получением прав на вождение транспортным средством. Они должны воспитываться со школьного возраста и должны служить фундаментом подготовки современного водителя, ведь большинство молодых людей в жизни станут водителями транспортных средств. Об этом свидетельствует интенсивная автомобилизация страны.
Целенаправленно эти качества должны формироваться с момента, как человек стал участником дорожного движения. С этого момента он должен начать постигать азы ПДД и формировать убеждение в необходимости соблюдения их постоянно.
Первым транспортным средством, которым человек начинает управлять в школьные годы, является велосипед. Вот с этого момента и необходимо начинать воспитывать в себе качества культурного водителя.
Велосипед – транспортное средство, имеющее два колеса и более и приводимое в движение мускульной силой человека.
ВНИМАНИЕ!
Управлять велосипедом при движении по дорогам Правилами дорожного движения разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 л6т. Этот возраст решениями соответствующих органов регионов может снижаться, но не более чем на 2 года. В соответствии с этим управлять велосипедом на дорогах может подросток в возрасте 12 лет, а мопедом – в возрасте 14 лет.
Движение на велосипеде не разрешается на большинстве улиц городов, в населённых пунктах и на автомобильных дорогах. Велосипед как транспортное средство имеет свои особенности. Во-первых, он приводится в движение не двигателем, а мускульными усилиями велосипедиста. Следовательно, его скорость зависит от физической натренированности водителя. Во-вторых, велосипед обладает высокой маневренностью и, в-третьих, характеризуется недостаточной устойчивостью. Поэтому необходимо серьёзно учиться езде на велосипеде, быть готовым к различным ситуациям, которые могут возникнуть на дороге.
Велосипедист является водителем транспортного средства, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как и к любому водителю.
Это должен знать каждый
Перед выездом каждый водитель обязан проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.
Основные требования к техническому состоянию велосипеда:
• Велосипед всегда должен иметь исправные тормоза и звуковой сигнал (звонок).
• При движении на дорогах в тёмное время суток велосипед должен быть оборудован впереди фонариком (фарой) белого цвета, сзади фонарём или световозвращателем красного цвета, с боковых сторон световозвращателями оранжевого или красного цвета.
Водителям велосипеда запрещается:
• Двигаться при неисправности тормозной системы или рулевого управления.
• Ездить на велосипеде, не держась за руль хотя бы одной рукой.
• Перевозить пассажиров, кроме ребёнка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками.
• Перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты велосипеда или мешает управлению.
• Двигаться по проезжей части улицы при наличии рядом велосипедной дорожки.
• Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.
• Обучаться езде на велосипеде на улицах города и автомобильных дорогах.
• Ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам (тротуар – это дорога для пешеходов).
Основные обязанности велосипедиста:
• На дороге необходимо держаться крайней правой полосы, на расстоянии не более 1 м от тротуара или обочины. Это обеспечит безопасность велосипедисту.
• Выполнять левый поворот или разворачиваться можно лишь на дорогах с одной полосой для движения в данном направлении и не имеющих трамвайного движения. На таких дорогах проезжая часть имеет небольшую ширину, что позволяет велосипедисту относительно безопасно выполнить поворот или разворот. При необходимости повернуть налево или развернуться на дороге с трамвайными путями и имеющей более одной полосы для движения в одном направлении велосипедист должен сойти с велосипеда и вести его руками, соблюдая правила, установленные для пешеходов.
• При намерении повернуть или остановиться необходимо заранее предупредить об этом остальных участников движения с помощью сигналов, подаваемых рукой. При повороте налево поднимают в сторону левую руку или согнутую в локте правую руку. При повороте направо поднимают в сторону правую руку или согнутую в локте левую руку.
• На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой нужно уступить дорогу транспортному средству, движущемуся по пересекаемой дороге.
Усваивая и совершенствуя свои навыки в управлении велосипедом, целесообразно не просто лихо кататься на нём, нарушая все Правила дорожного движения, а готовиться стать профессиональным водителем транспортных средств.
Необходимо отметить, что в Российской Федерации в 1995 г. была создана Ассоциация юношеских автомобильных школ России.
По состоянию на 1 января 2004 г. в состав Ассоциации входят юношеские автомобильные школы 32 регионов России, основными из которых являются Московская, Саратовская, Ростовская, Самарская, Пензенская, Курская, Пермская, Ставропольская, Нальчикская, Калининградская, Рязанская, Борисоглебская Воронежской области и многие другие образовательные учреждения.
Главная задача Ассоциации юношеских автомобильных школ России – создание единой целостной системы обучения навыкам безопасного поведения детей и подростков на улицах и дорогах начиная с 5-летнего возраста.
Юношеские автомобильные школы имеют статус учреждений дополнительного образования. За время обучения учащиеся получают профессиональную подготовку водителей транспортных средств.
Программа подготовки водителей транспортных средств предусматривает:
• 3-годичное обучение с 14 лет;
• 2-годичное обучение с 15 лет;
• 1-годичное обучение с 16-16,5-летнего возраста.
Юношеские автомобильные школы имеют оборудованную учебно-материальную базу, в которую входят классы, учебно-методические кабинеты для лабораторно-практических занятий, а также учебная техника. В настоящее время парк автошкол насчитывает свыше 2000 автомобилей, в том числе более 200 грузовых. Ежегодное обновление автомобильного парка составляет до 100 автомобилей.
В заключение отметим, что снижение количества дорожно-транспортных происшествий, травматизма и гибели людей на дорогах зависит от каждого человека – участника дорожного движения. Снизить отрицательное влияние «человеческого фактора» на безопасность дорожного движения можно при условии коренного изменения отношения участников дорожного движения к выполнению Правил дорожного движения и соблюдения общеизвестных мер безопасности на дорогах, при осознании каждым человеком факта, что жизнь и здоровье зависят во многом от его поведения.
III. Итог урока
- Какие факторы свидетельствуют о возрастании влияния уровня подготовки водителя транспортного средства на безопасность дорожного движения?
- Какие качества характеризуют уровень общей культуры водителя в области безопасности дорожного движения?
- Какую роль может сыграть велосипед для подготовки будущего водителя транспортного средства?
- Какие основные требования предъявляются к техническому состоянию велосипеда?
- Перечислите основные обязанности велосипедиста.
IV. Домашнее задание
Из ПДД выберите и запомните основные положения того, что запрещено водителю велосипеда.
Следующая страница Презентации к уроку