План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
8 класс




Урок 14
Обеспечение радиационной безопасности населения


Содержание урока

Обеспечение радиационной защиты населения

Нормы радиационной безопасности

Это должен знать каждый

Вопросы. Задания. Практикум

Конспект

Презентации к уроку


Конспект


Цели урока:

1. Обучающие: изучение влияния радиоактивного излучения на организм человека; дать понятие о радиоактивном заражении и объяснить, чем оно опасно; показать, как действует радиация на организм человека; обучить правилам, которые необходимо соблюдать при проживании в зоне возможного радиоактивного заражения.

2. Развивающие: способствовать развитию представлений о радиации, её положительной роли и отрицательном воздействии на человека; развитие умений ставить перед собой цели и добиваться их решения.

3. Воспитывающие: воспитывать культуру в области защиты от последствий радиоактивного заражения, развивать познавательный интерес к изучаемой теме.

Задачи урока:
• Ознакомиться с основными понятиями о радиации, рассмотреть источники радиации, изучить основные виды ионизирующего излучения; изучить единицы измерения дозы облучения; ознакомиться с нормами радиационной безопасности.
• Установить последствия радиоактивного влияния на живые объекты
• Развитие лидерских качеств; умения выступать перед аудиторией, слушать, анализировать ситуацию, делать выводы.
• Воспитание ответственного отношения к личной безопасности.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Оборудование: учебник, тетрадь, мультимедийный проектор, компьютер, таблицы, Презентация.

Планируемые результаты: учащиеся понимают влияние радиация на человека, умеют пользоваться средствами индивидуальной защиты, понимают, чем опасно радиоактивное заражение и в чём заключаются неотложные действия населения при оповещении о радиоактивном заражении местности.

Личная значимость изучаемого для учащегося: понимать, почему не рекомендуется часто делать рентгеноскопию.

Методы обучения: поисковый, проблемный.

Учебные вопросы:
• Ионизирующее излучение и его виды.
• Источники излучений (естественные и искусственные).
• Внутреннее и внешнее облучение организма.
• Нормы радиационной безопасности человека.

Формы организации учебной деятельности: самостоятельная работа с информационным материалом, составление таблицы, выполнение самостоятельных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад), осуществление самоконтроля и рефлексии.

Приемы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, создание ситуации успеха, подведение итогов работы.

Развитие умений учащихся: взаимодействовать в группах, применять знания в новой ситуации, решать нестандартные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, развивать способности к самоанализу.

Основные понятия урока: радиоактивность, радиоактивные вещества, радиационно опасные объекты, радиационная авария, уровень радиации, доза облучения, рентген, БЭР.

Основные этапы урока.
1. Организационный момент (Приветствие учителя, подготовка рабочих мест)
2. Постановка цели урока.
3. Актуализация знаний.
4. Изучение нового материала. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков
5. Динамическая пауза
6. Первичное закрепление знаний.
7. Рефлексия деятельности.
8. Домашнее задание.

Источники информации: Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников – М.: Просвещение, 2011.

Ход урока

1. Организационный момент
Приветствие. Отметка отсутствующих, подготовка рабочих мест

2. Постановка цели урока.

Давайте попытаемся вспомнить свои ощущения, что вы чувствуете, когда посещаете флюорографический кабине?

Вспомните ваше состояние, когда вы длительное время (вопреки рекомендациям) проводите за компьютером?

Как вы думаете, что сегодня мы с вами будем изучать на уроке?

Сформулируйте цель урока.

Дополнительно мы узнаем о радиационной обстановке на территории Иркутской области.

Научимся работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, излагать их содержание и формулировать вопросы; мыслить и четко отвечать на поставленные вопросы, решать задачи и задания тестового характера, оценивать свою работу.

3. Актуализация знаний.

Из уроков химии вспомните, что объединяет такие вещества как уран, радий, стронций?
– В природе есть особые вещества, которые имеют свойство самопроизвольно распадаться и превращаться в новые вещества, при этом они испускают неведомые лучи и выделяют энергию. Такие элементы называют радиоактивными.

Что вы можете сказать о событиях на Чернобыльской АЭС?
– 26 апреля 1986 года произошёл взрыв реактора на крупнейшей в Европе АЭС, унёсший тысячи жизней.
(На доске открывается тема “Аварии с выбросом радиоактивных веществ”)

4. Изучение нового материала.

5. Динамическая пауза.
1. Радиационный фон выше в горах (руки вверх, потянулись)
2. Радиационный фон ниже у берега моря (руки опустить, наклониться вперёд)
3. Наиболее опасны часы со светящимся циферблатом (круговые движения глазами по часовой стрелке)
4. Атомы двигаются хаотично (вибрация всем телом)

6. Закрепление знаний.

1) Организуется работа в группах.
Представьте, что вы члены экологической группы, которым необходимо провести экологический аудит и выступить перед общественностью о проблемах радиоэкологической обстановки в Иркутской области. Изучив документы, вы должны вынести свой вердикт по вопросу ввоза радиоактивных отходов на территорию области. (приложение).

2) Игра “Лови мяч”. Я задаю вопросы, кидаю мяч, а вы отвечаете.
1. Что служит главной характеристикой степени опасности ионизирующих излучений?
2. Как называется время, в течение которого радиоактивность радиоактивных элементов уменьшается в 2 раза?
3. Что входит в состав ионизирующего излучения? (альфа-излучение, бета-излучение, гамма-излучение).
4. Самым опасным излучением для человека является – (гамма-излучение).

7. Рефлексия.
У вас у всех на столах лежат листики с названием одного из видов ионизирующего излучения: синего (альфа излучение), желтого (бета-излучение), красного (гамма-излучение) цвета.
Синий – я активен и уверен на уроке, услышанное на уроке актуально и значимо для меня, я доволен своим результатом.
Жёлтый – я чувствовал себя не совсем уверенно, работал мало, услышанное на уроке заставило меня задуматься.
Красный – мне не все было понятно, мои результаты меня огорчили, мне есть над чем поработать дома...

8. Домашнее задание. §5.2
Для желающих: найти дополнительный материал по изучаемому вопросу в сети Интернет, и подготовить сообщение.
Подготовить компьютерные презентации по теме “Влияние радиации на организм человека”


Следующая страница Презентации к уроку







Наверх