План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности и защиты Родины
8 класс




Урок 23
Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера


Содержание урока

Мероприятия по инженерной защите

Убежища

Противорадиационные укрытия (ПРУ)

Простейшие укрытия

Это должен знать каждый

Вопросы. Задания. Практикум

Конспект

Презентации к уроку


Конспект


Цели:
1. Создать условия для ознакомления учащихся с организацией инженерной защиты населения, классификацией средств коллективной защиты, с оборудованием укрытий простейшего типа, с правилами размещения и поведения людей в убежищах и укрытиях.
2.Развитие умения работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.
3. Формирование у обучающихся ответственности за собственное здоровье и жизнь и окружающих.

Учебные вопросы:
1. Организация инженерной защиты населения.
2. Классификация средств коллективной защиты и их устройство.
3. Порядок размещения и правила поведения в убежищах и укрытиях.

Ход урока:

I. Вводная часть - 10-11 мин.
1. Организационный момент. Проверка готовности класса к занятию.
2. Проверка знаний учащихся по теме «ЧС техногенного характера и их последствия» (тестирование – из предложенных вариантов дать правильный ответ, по окончанию работы обмен тетрадями с соседом по парте, взаимопроверка и взаимооценка с комментариями) – 8-9 мин.
3. Сообщение темы занятия, доведение целей урока – 1 мин

1. Основная часть - 28-30 мин.

Учебный вопрос №1 Организация инженерной защиты населения.

Напомнить одну из задач ГО – предоставление населению защиты (убежищ и индивидуальных средств защиты).

Для выполнения этой задачи заблаговременно, в мирное время, осуществляется подготовка защиты населения, включающая в себя накопление фонда защитных сооружений, учитывая при этом, что защитные сооружения должны обеспечивать защиту населения от ионизирующих излучений, радиоактивных, отравляющих и химически опасных веществ, вирусов, продуктов горения.

Учебный вопрос №2 Классификация средств коллективной защиты и их устройство.

1. Убежища – защитные сооружения герметичного типа, обеспечивающие защиту укрываемых в нём людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, отравляющих веществ, бактериальных средств, вредных дымов

По вместимости условно подразделяются на:
- малой вместимости (150-600 человек);
- средней вместимости (600-2000 человек);
- большой вместимости (более 2000 человек).

Планировка и состав помещений в убежищах зависит от их вместимости, конструктивных особенностей и характера использования в мирное время.

Помещения бывают основные и вспомогательные: основные – размещение людей и медпункта, вспомогательный – фильтровентиляционные камеры, санузлы, электростанции, помещения для баков с водой, кладовая, тамбуры и др.

Убежища оборудуются не менее чем двумя выходами, один из которых является аварийным, который оборудован на незаваливаемой территории.

2. Противорадиационные укрытия – сооружения, обеспечивающие защиту людей от ионизирующих излучений при радиоактивном заражении местности, от светового излучения, проникающей радиации (также нейтронного потока), частично от ударной волны, попадания на кожу и одежду радиоактивных и отравляющих веществ, бактериальных средств.

Под противорадиационные укрытия приспосабливают все пригодные для этой цели заглубленные помещения: подвалы, погребы, овощехранилища, подземные выработки и пещеры, а также помещения в наземных зданиях, имеющих стены из материалов, обладающих необходимыми защитными свойствами.

Работа с учебником:стр. 158 прочесть текст и заполнить таблицу см. приложение 1

3. К укрытиям простейшего типа относятся открытые и перекрытые щели:

Защитные свойства:
- открытые щели – в 1,5 – 2 раза уменьшает вероятность поражения ударной волной, световым излучением и проникающей радиацией, 2-3 раза – уменьшает возможность облучения в зоне радиоактивного заражения.
- перекрытые щели – защищает от светового излучения полностью, в 2,5-3 раза от ударной волны, в 200-300 раз от проникающей радиации и радиоактивного излучения, предохраняет от непосредственного попадания на одежду и кожу радиоактивных и отравляющих веществ, бактериальных средств.

Учебный вопрос №3 Порядок размещения и правила поведения в убежищах и укрытиях.

Работа с учебником – самостоятельное чтение параграфа (стр. 161) 4-5 мин. Ответить на вопросы: Вместимость защитных сооружений; обязанности укрывающихся; что запрещено.

Вместимость защитного сооружения определяется из нормы 0,5 м2/ чел. при двухярусном размещении и 0,4 м2/чел. при трёхярусном. Высота помещения не менее 2,2 м, общий объём воздуха 1,5 м3/чел.

Места для сидения из расчёта 0,45х0,45 м/чел., для лежания на 2-3 ярусных сооружениях – 0,55х1,8 м/чел. Количество мест для сидения при 2-х ярусах – 80%, при 3-х ярусах – 70%. Для лиц с детьми отводится отдельный отсек и специальное место. Отдых организуется посменно.

Обязанности укрывающихся:
- иметь с собой запас продуктов питания в полиэтиленовой упаковке на двое суток, принадлежности туалета, документы, минимум личных вещей, и средства индивидуальной защиты;
- безусловно выполнять все требования коменданта и обслуживающего персонала.

В защитном сооружении запрещено:
- курить, шуметь, зажигать керосиновые лампы и свечи;
- ходить по помещениям без особой нужды;
- нельзя приносить легковоспламеняющиеся или имеющие запах вещества, а также громоздкие вещи и животных.

Вывод укрывающихся из защитного сооружения осуществляется по указанию командира звена обслуживания после соответствующего сигнала или в случае аварийного состояния сооружения, угрожающего жизни людей.

III. Заключительная часть – 5-6 мин.

1. Подведение итогов урока:
- Над какой темой работали на уроке?
- Как организовывается инженерная защита населения?
- Назовите классификацию коллективных средств защиты.
- Назовите правила поведения населения в убежищах и укрытиях.

1. Задание на дом: §6.3, учебник на станицах 162, вопросы 1-5. Ознакомить семью с памяткой «Правила поведения в защитных сооружениях».
Выставление оценок.


Следующая страница Презентации к уроку







Наверх