План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
8 класс




Урок 27
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества


Содержание урока

Здоровый образ жизни

Это должен знать каждый

Вопросы. Задания. Практикум

Конспект

Презентации к уроку


Конспект


Цели занятия:
1. Повторить с учащимися основные понятие здорового образа жизни
2. Воспитывать бережное отношение к здоровью.
3. Способствовать формированию навыков владения собой, сознательному проявлению волевого усилия.
4. Обучить новым формам систематизации знаний.

Изучаемые вопросы:
1. Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, способствующая укреплению и сохранению здоровья.
2. Основные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека.
3. Основные направления формирования индивидуальной системы здорового образа жизни.

После занятия учащиеся должны знать:
- основные принципы ЗОЖ
- основные показатели здоровья населения
- особенности физического и психического развития человека в онтогенезе;

Должны уметь:
- ориентироваться в основных понятиях ЗОЖ;
- использовать полученные знания в процессе своей жизнедеятельности: при составлении режима дня, питания, при повседневном общении;
- сознательно проявлять волевое усилие;

Изложение учебного материала:

Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной), а также снижение отрицательного влияния на жизнь и здоровье последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Физическое здоровье человека — здоровье тела. Оно напрямую связано с рациональным питанием, соблюдением правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, двигательной активностью, оптимальным сочетанием умственного и физического труда, умением отдыхать.

Духовное здоровье человека — здоровье разума. Формируется от отношения к окружающему миру и ориентации в нем. Оно зависит от умения определить свое положение в окружающей среде, свои отношения к людям, вещам, знаниям и прочему и достигается умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и другими людьми, способностью прогнозировать различные ситуации и разрабатывать модели своего поведения с учетом необходимости, возможности и желания.

Для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек создает свой образ жизни.

Здоровый образ жизни представляет собой динамическую систему поведения человека, основанную на глубоких знаниях различных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека, выборе стиля поведения, благодаря которому происходит укрепление здоровья, постоянное корректирование своего поведения с учетом приобретенного опыта и возрастных особенностей.

2. Ряд факторов, оказывающих положительное влияние на здоровье человека.

Факторы, положительно влияющие на здоровье:
• оптимальный уровень двигательной активности, обеспечивающий суточную потребность организма в движении
• закаливание, способствующее увеличению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям
• рациональное питание: полноценное, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ
• соблюдение режима труда и отдыха
• личная гигиена
• экологически грамотное поведение
• психическая и эмоциональная устойчивость
• сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем
• отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков
• безопасное поведение дома, на улице и в учебном заведении, позволяющее избежать травм и других повреждений.

Основными показателями здоровья населения являются:
1. Уровень рождаемости
2. Уровень заболеваемости
3. Уровень долголетия
4. Уровень смертности

3. Сохранение здоровья требует от каждого человека целенаправленного и постоянного труда.

Для утверждения твёрдого характера необходимо воспитать в себе определённые волевые черты, а именно:
- принципиальность;
- самостоятельность;
- целеустремлённость;
- решительность;
- настойчивость;
- выдержку и самообладание;
- смелость и мужество.

Далее можно сказать несколько слов о каждой, приведенной выше волевой черте.

Самостоятельность – волевое качество, которое проявляется в способности человека, по своей инициативе ставить цели и осуществлять их, преодолевая препятствия.

Решительность – одно из важных волевых свойств личности, проявляющееся на начальном этапе волевого поведения. Решительный человек способен быстро выбрать наиболее важную цель, всесторонне обдумать способы ее достижения и предусмотреть возможные последствия своего поведения.

Настойчивость – самое важное волевое качество. Настойчивый человек планомерно и неуклонно идет к намеченной цели, невзирая на все препятствия, встречающиеся на его пути. Он может кропотливо шаг за шагом идти по намеченному пути, не останавливаясь при неудаче и не поддаваясь никаким сомнениям и противодействиям со стороны других людей.

Упорство – волевое качество, помогающее человеку добиться, во что бы то ни стало, осуществления поставленной цели, невзирая на все преграды и противодействия. Упорный человек убежден в правильности выбранного пути, понимает целесообразность своих действий и необходимость получения нужных результатов. Если при сложившихся обстоятельствах достижение поставленной цели оказалось нецелесообразным, то человек, идущий до этого упорно к ней, может отказаться от нее или отложить ее достижение до более подходящего времени.

Выдержка – одно из волевых качеств, выполняющих тормозную функцию. Она дает возможность человеку проявить большое напряжение воли и выдержать чрезмерную психическую и физическую нагрузку, необходимую для достижения поставленной цели. Выдержка может проявляться в стойкости человека, в его способности противостоять неблагоприятным факторам и довести дело до конца, даже в экстремальной ситуации.

Самообладание – волевое свойство, обеспечивающее человеку способность осуществлять саморегуляцию в самых сложных, экстремальных условиях существования, мобилизуя все свои психические и физические ресурсы. Самообладание нужно часто проявлять человеку не только в обыденной жизни, но и в условиях опасных для его жизни. Оно помогает человеку преодолеть страх, панику и малодушие. Человек, владеющий собой, уверен в своих силах, способен целесообразно действовать в любой ситуации и достигнуть высоких результатов в своем поведении и деятельности.

Все эти качества не существуют в готовом виде у человека, а формируются и развиваются в процессе жизни

В заключение урока необходимо отметить, что здоровый образ жизни — это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которая соблюдается им не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты в сохранении и укреплении его здоровья.

Вопросы для проверки усвоения знаний
1. Что такое ЗОЖ?
2. Почему здоровый образ жизни следует считать индивидуальной системой поведения человека?
3. Факторы, оказывающие положительное влияние на состояние здоровья?
4. Какие жизненные привычки могут способствовать сохранению и укреплению здоровья?


Следующая страница Презентации к уроку







Наверх