План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности и защиты Родины
8 класс




Урок 28
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний


Содержание урока

Основные неинфекционные заболевания

Образ жизни человека

Вопросы. Задания. Практикум

Конспект

Презентации к уроку


Конспект


Тип урока - урок усвоения новых знаний

Технология урока – проблемно-диалоговое обучение

Цель урока: образовательная - познакомить учащихся с основными неинфекционными заболеваниями, причинами их возникновения, их влиянием на состояние здоровья человека; развивающая – способствовать формированию умений анализировать, сопоставлять, делать выводы; воспитательная - формирование здорового образа жизни как необходимой ценности

Задачи:

∙ Сформировать представление об основах здорового образа жизни.
∙ Продолжить формирование знаний о факторах, определяющих здоровый образ жизни.
∙ Развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся.

Планируемые образовательные результаты

Планируемый результат.

1. Предметные умения.

Усвоение основных понятий:

Неинфекционные заболевания.

Факторы, провоцирующие их возникновение и развитие.

ЗОЖ как система профилактики неинфекционных заболеваний.

2. УУД.

Личностные: нравственно – этическое оценивание ЗОЖ и профилактики неинфекционных заболеваний;
Регулятивные: оценить собственный образ жизни, запланировать дальнейший стиль жизни и сделать коррекцию поведения;
Познавательные: владение знаниями о факторах, способствующих развитию основных неинфекционных заболеваний, о влиянии ЗОЖ как индивидуальной системы поведения на профилактику неинфекционных заболеваний.
Коммуникативные: владение навыками взаимодействия с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности, навыками конструктивного общения в процессе обсуждения проблемных вопросов.

Основные термины, понятия - Неинфекционные заболевания.

Всемирная организация здравоохранения.

Факторы, провоцирующие их возникновение и развитие.

ЗОЖ как система профилактики неинфекционных заболеваний

Оборудование - учебник «ОБЗР (ОБЖ) 8 класс» А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, презентация к уроку, интерактивная доска, ПК, карточки для анализа ценностей жизни.

План урока:

1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Ход урока

Учитель говорит, что сегодня урок желаний. Учитель просит заполнить анкеты с целью выявления приоритета жизненных ценностей у учащихся.

Опрос обучающихся (2-3 человека): какие жизненные ценности выбрали и в какой последовательности расположили.

Учитель. В мире существует более 1000 неизлечимых заболеваний. Некоторые заболевания редкие и встречаются в единичных случаях, на 10000-20000 тыс. человек, некоторые встречаются чаще в виде инфекционных заболеваний, например: СПИД, лихорадка Эбола и т.д.

Если человек отдал приоритет деньгам, недвижимости, но он неизлечимо болен (парализован), сможет ли он воспользоваться своим богатством, и насладиться жизнью? Учитель. Человек имеет великолепное образование, высокооплачиваемую работу или должность, но он болеет 300 дней в году. Кому нужен такой специалист? Некоторые из вас на первое место выбрали семью, но представьте, что в семье тяжело больной человек, за которым необходим ежеминутный, ежечасный уход. Счастлив ли данный человек, данная семья?

Вопрос к учащимся: Что нужно из жизненных ценностей поставить на первое место?

II. Вопрос к учащимся: определите тему сегодняшнего урока?

Ученики из анкеты, которая лежит на парте (приложение 1), выбирают четыре желания, которые, по их мнению, являются ценными на сегодняшний день и располагают их в убывающем порядке.

Ученики отвечают на вопрос.

Ответ учащихся – Здоровье.

Ответ учащихся – Здоровье, здоровый образ жизни.

3. Актуализация знаний

Учитель: Да, сегодня мы продолжим разговор о здоровье и здоровом образе жизни. Тема нашего урока - «Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. В названии темы вы видите знакомое уже для вас понятие «ЗОЖ» и новое – «неинфекционные заболевания».

Для изучения новой темы нам потребуются знания, полученные на предыдущих уроках. Давайте вспомним некоторые знакомые уже нам понятия. Понятие «неинфекционные заболевания» новое не только для вас, но и относительно новое понятие в медицине. До середины прошлого века основной проблемой человечества были инфекционные заболевания. С некоторыми из них вы познакомились на уроках в прошлом году в 7 классе. Вспомните какие?

Мы знаем, что проблема инфекционных заболеваний, выливающаяся в крупномасштабные эпидемии и даже пандемии, оказала значительное влияние на историю многих стран, оставила свой след в литературе (Пушкин «Пир во время чумы», Чехов «Попрыгунья», притчи и легенды народов разных стран). А.П.Чехов умер от чахотки, упоминание об этой болезни мы встречаем в произведениях многих классиков. Но уже в первых десятилетиях 20 века люди справились практически с этой проблемой, которая была равносильна стихийному бедствию для многих стран, инфекционные заболевания стали подконтрольны медицине. Каким образом удалось победить эпидемии инфекционных заболеваний?

Казалось бы, живи и радуйся. Но современный человек, справившийся с такой глобальной бедой, оказался уязвим перед новым испытанием. С середины прошлого столетия и поныне на первое место вышли НЕИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, возросла заболеваемость и смертность людей от этой группы болезней, причем повсеместно.

Давайте, вместе разберемся, почему это происходит, и так ли уж неизбежны эти заболевания, как мы можем им противостоять.

Учитель - Физкультминутка. Повернитесь лицом к соседу по парте. Посмотрите в глаза и улыбнитесь.

Ответы учащихся:

• кишечные инфекции (брюшной тиф, дизентерия, холера и др.);
• инфекции дыхательных путей (грипп, дифтерия, корь, краснуха, скарлатина и др.);
• кровяные инфекции (сыпной тиф, клещевой энцефалит, туляремия, чума);
• инфекции наружных покровов (ВИЧ-инфекция, гонорея, сифилис, сибирская язва и др.).

Ответ учащихся: прививки, санитарно-гигиенические меры, обучение населения мерам профилактики, изобретение антибиотиков

4. Первичное усвоение новых знаний

Учитель просит записать в тетрадь новые термины:

НИЗ – неинфекционные заболевания;

ВОЗ – всемирная организация здравоохранения

• Учитель - Теперь, обратимся к статистике.
• Каждый год от неинфекционных заболеваний (НИЗ) умирает 40 миллионов человек, что составляет 70% всех случаев смерти в мире.
• В структуре смертности от НИЗ наибольшая доля приходится на сердечно-сосудистые заболевания, от которых каждый год умирает 17,7 миллионов человек. За ними следуют раковые заболевания (8,8 млн. случаев), респираторные заболевания (3,9 млн. случаев) и диабет (1,6 млн. случаев).

Учитель демонстрирует на слайде факторы, влияющие на здоровье человека (режим дня, курение, алкоголь, хорошая экология, рациональное питание, наркотики, закаливание, неблагоприятная экологическая обстановка, стресс, физические упражнения, отсутствие физических нагрузок, положительные эмоции).

Просит их разбить на 2 группы (учащиеся сами определяют, какие это группы).

Учащиеся проводят словарную работу.

Учащиеся выполняют работу в парах.

Факторы, положительно влияющие на здоровье: режим дня, хорошая экология, рациональное питание, закаливание, физические упражнения, положительные эмоции.

Факторы, отрицательно влияющие на здоровье: курение, алкоголь, наркотики, неблагоприятная экологическая обстановка, стресс, отсутствие физических нагрузок

После проверки, обучающиеся ранжируют факторы, отрицательно влияющие на здоровье, по степени риска, обосновывают свои ответы.

5. Первичная проверка понимания

Учитель - Массовое развитие неинфекционных заболеваний приводит к сокращению показателей средней продолжительности жизни. А именно это является индикатором состояния здоровья населения по определению ВОЗ.

Вопрос: Как вы думаете, почему это происходит сейчас? Чем отличается наш образ жизни от жизни людей предыдущих столетий? Какие новые факторы появились в современном мире?

Учитель – как выдумаете, что является основной причиной возникновения неинфекционных заболеваний?

Учитель - Физкультминутка. Прием экспресс релаксации. Дыхательная гимнастика: выпрямиться, сесть удобно, вдохнуть на 1-2 (животом), задержать дыхание 1-2-3, выдохнуть медленно на 1-2-3-4-5, расслабиться. Еще раз.

Ответы детей - появились новые факторы в связи с изменением образа жизни современного человека: гиподинамия, перегрузки, стрессы, нездоровое питание, вредные привычки.

Учащиеся - несоблюдение норм ЗОЖ.

6. Первичное закрепление

Учитель - Давайте вспомним, какую долю в процентном отношении составляет ЗОЖ во влиянии на наше здоровье?

Учитель - Какой способ профилактики неинфекционных заболеваний (как залог долгой, успешной и счастливой жизни) является самым надежным и доступным для каждого из нас?

Учитель - Предлагаю вам самостоятельно поработать и сформулировать рекомендации и советы по здоровому образу жизни. Запишите эти рекомендации в тетради.

Учащиеся – 50%.

Учащиеся – Усвоение норм ЗОЖ и формирование своей индивидуальной системы.

Учащиеся проводят работу в малых группах, а затем зачитывают рекомендации:

1. Занимайся физической культурой 3-5 раз в неделю на свежем воздухе.
2. Не переедай и не голодай. Лучше питаться часто и понемногу.
3. Знай и соблюдай правила общения. Найди способ от стрессового состояния.
4. Старайся соблюдать режим дня.
5. Ежедневно закаливайся.
6. Не привыкай к курению, употреблению спиртных напитков, приему наркотиков.
7. Познай самого себя.
8. Играй с осторожностью.
9. Выбирай друзей правильно.
10. Содержи свой мир в чистоте.
11. Научись говорить «нет».

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учитель дает информацию о домашнем задании - Учебник «ОБЗР (ОБЖ)» 8 класс - стр. 191-196, читать, ответить устно на вопросы, сделать презентацию о вреде курения, алкоголя, наркотиков.

Дети записывают домашнее задание в дневнике

8. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Учитель организует беседу, связывая результаты урока с его целью.

Учитель:

- какое значение для здоровья человека имеет здоровый образ жизни?
- от чего зависит состояние здоровья человека?
- как данная тема урока «Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний» может пригодиться вам в его жизни.

Учитель отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Ответы обучающихся –

- здоровый образ жизни является универсальным средством профилактики заболеваний, - укрепления и сохранения здоровья; - состояние здоровья зависит от психологического климата в семье, в школе; соблюдения режима дня, учебы и отдыха; рационального питания, отношения к табаку, алкоголю, наркотикам; соблюдения правил личной гигиены и др.
- профилактики неинфекционных заболеваний - залог долгой, успешной и счастливой жизни. является самым надежным и


Следующая страница Презентации к уроку







Наверх