Конспект
Тип урока: комбинированный
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися блока новой учебной ин¬формации о вредных привычках и их влиянии на здоровье.
Задачи урока.
Дидактические: познакомить обучающихся с определением понятия «вредные привычки», описать процесс формирования вредных привычек. Учащиеся должны знать о последствиях курения, алкоголизма, наркомании. Знать о том, что вредные привычки приравниваются к заболеваниям и трудно поддаются лечению.
Развивающие: продолжить формирование коммуникативных навыков, умений выражать свои мысли. Развитие монологической речи, навыков взаимопроверки. Продолжить развивать умения слушать, выделять главное, отвечать на проблемные вопросы. Развивать познавательный интерес к предмету посредством дополнительных сведений. Создать условия для формирования коммуникативных компетентностей посредством: групповой дискуссии, выработки оценочных умений аргументации и адекватной самооценки.
Воспитательные: создать условия для усвоения морально – этических норм, обеспечивающих личностный моральный выбор (культура здорового образа жизни, отказ от курения, употребления алкоголя и наркотиков), а так же продолжать формирование сознания необходимости сохранения собственного здоровья, понимания несовместимости принятия алкоголя и здорового образа жизни.
Методы и приемы:
1. словесные методы: беседа, слово учителя;
2. метод мотивации к общению (создание эмоциональных ситуаций) и стимулирования интереса к учению;
3. наблюдение;
4. самостоятельная познавательная деятельность учащихся;
5. практический метод;
6. создание ситуации успеха.
Ход урока:
1.Организационный момент. Приветствие.
Повторение пройденного материала.
1. Какие заболевания относятся к основным неинфекционным заболеваниям?
2. Какие факторы способствуют появлению основных неинфекционных заболеваний?
3. Какую роль играет образ жизни человека в профилактике основных неинфекционных заболеваний?
4. Что такое стресс и какое влияние он оказывает на состояние здоровья человека?
5. Какие меры в образе жизни человека способствуют снижению сильного стресса до уровня оптимального?
2.Сообщение темы и цели урока.
Тема урока «Вредные привычки и их влияние на здоровье».
Цель урока: сегодня вы узнаете особенности формирования и последствия влияния вредных привычек на организм человека, узнаете, что вредные привычки приравниваются к заболеваниям и трудно поддаются лечению.
К вредным привычкам обычно относят те их них, которые оказывают негативное влияние на здоровье человека. В первую очередь, - это курение, алкоголь, наркомания и токсикомания.
Курение табака является одной из наиболее распространенных вредных привычек. С течением времени она вызывает физическую и психическую зависимость курильщика.
Прежде всего от табачного дыма страдает легочная система, разрушаются механизмы защиты легких, и развивается хроническое заболевание — бронхит курильщика.
Содержащиеся в табачном дыме радиоактивные вещества иногда способны вызвать образование раковых опухолей.
Табачный дым вредно влияет не только на курящего, но и на тех, кто находится рядом с ним. Если в семье курят оба родителя, то дети вдыхают такое количество никотина, которое получали бы, если бы сами выкуривали по 80 сигарет в год.
Жены курильщиков живут на 4 года меньше, чем жены некурящих мужчин.
Некурящему достаточно 1 час провести в накуренном помещении, чтобы в его организм попали все вредные вещества в количестве, которое содержится в одной выкуренной сигарете.
Влияние наркотиков на организм.
Влияние наркотиков на дыхание. Наркоман уже никогда не сможет дышать досыта. Он обрекает себя на пожизненное кислородное голодание (гипоксию).
Наркоманы также чаще всего умирают от остановки дыхания при случайной передозировке наркотиков. Смерть наступает уже через 5 минут после внутривенного введения наркотика. Помощь обычно не могут и не успевают оказать.
Влияние наркотиков на сердечнососудистую систему.
Функции всех клеток слабеют, они и весь организм дряхлеют, как в глубокой старости. Наркоман уже не может развить достаточно больших усилий, справляться с привычным объемом работы. Старческие изменения в юном возрасте никак не добавляют радостей в жизни.
Влияние наркотиков на систему пищеварения. . У наркоманов уменьшаются все вкусовые и обонятельные ощущения. Они уже не могут в полной мере получать удовольствия от пищи. Обычно наркоманы имеют дефицит веса. Наркотики вызывают спазм гладкомышечных сфинктеров кишечника. В результате этого задерживается переход каловых масс из одного отдела в другой. Возникают запоры на 5-10 дней. Каловые массы задерживаются в кишечнике на 10 дней. Процессы гниения и разложения в кишечнике все время продолжаются. Образующиеся токсины всасываются в кровь и разносятся по всему организму, повреждают клетки, вызывают их старение и гибель. У наркоманов всегда плохой цвет и запах кожи. В палатах с наркоманами стоит неприятный специфический запах.
Влияние наркотиков на репродуктивную систему. По многим механизмам при наркоманиях угнетаются половые потребности и возможности. У наркоманов обычно не бывает детей, часто рождаются дети с уродствами.
Наркоманы очень часто заражаются гепатитом и ВИЧ.
Наркоманы живут в среднем 5 лет — Меньше чем больные ВИЧ-инфекцией и раком.
3. Закрепление учебного материала
Фронтальный опрос:
1. Какие заболевания могут являться следствием курения?
2. Что такое «пассивное» курение?
3. Должны ли люди равнодушно относиться к курению?
4. Почему не следует считать «привычками» привыкание к курению, употреблению алкоголя и наркотиков?
5. Что такое наркомания и наркотическая зависимость?
6. Как развивается наркотическая зависимость в организме человека при употреблении им наркотических веществ?
7. Почему привыкание к употреблению алкоголя можно считать наркоманией?
8. К каким последствиям приводит курение, употребление алкоголя и наркотиков?
9. Считаешь ли ты необходимой борьбу за здоровый образ жизни уже со школьных лет, или это – только для взрослых?
10. Какие вы можете предложить меры для предупреждения зависимости среди школьников?:
• Запретить продажу сигарет и алкоголя вообще или до 21 года.
• Запретить рекламу сигарет.
• Запрет со стороны родителей.
• Введение штрафов за курение и распитие алкогольных напитков в общественных местах.
• Получать достоверную информацию о вреде.
• Принятие самостоятельного решения: да или нет!
4. Этап обобщения. Итоги урока.
Цель урока – содействие формированию ЗОЖ – достигнута. Поднимите руки, кто готов задуматься о выборе здорового образа жизни, об отказе от соблазна. Давайте подведем итог. Какие вы сделали выводы из урока?
• Лучший способ борьбы с вредными соблазнами – никогда не брать в рот сигарету, не употреблять алкогольные напитки, не пробовать психоактивные и наркотические вещества.
• Или немедленно последовать примеру людей, бросивших и отказавшихся от вредных привычек.
• Для того, чтобы быть здоровым, счастливым и веселым, лучше заниматься любимым делом: тренировать свое тело, петь, рисовать, вышивать, ходить в походы, на концерты, посещать театры, читать книги, дружить...
• Что вы можете предложить?
Выставление оценок, выявление наиболее активных учащихся.
Сообщение домашнего задания.
Домашнее задание:
1 уровень - спросите у ваших родных и близких, как они понимают ответственность и нарисуйте человека до и после появления зависимости от вредных привычек.
2 уровень - если у вас сформировалось твёрдое и однозначное желание не попасть в наркотическую зависимость, какие бы вы внесли изменения в свой образ жизни? Сформулируйте их, запишите в тетрадь и постарайтесь следовать им.
Следующая страница Презентации к уроку