План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
8 класс




Урок 32
Первая помощь пострадавшими ее значение


Содержание урока

Первая помощь

Оказание первой помощи

Это должен знать каждый

Вопросы. Задания. Практикум

Конспект

Презентации к уроку


Конспект


Цель урока. Познакомить учащихся с правилами оказания первой помощи и средствами, которые могут быть использованы при этом. Сформировать у них убеждение в том, что каждый человек должен владеть приемами оказания первой помощи пострадавшим.

Предметные результаты:
• знать общие правила оказания первой помощи пострадавшим и уметь ее оказать;
• уметь принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации, если жизнь и здоровье пострадавшего находятся в опасности, с учетом реально складывающегося обстановки и индивидуальных возможностей;
• знать, какие табельные и подручные средства необходимы при оказании первой помощи;

Метапредметные результаты:
• понимать учебную задачу урока и стремится ее выполнить;
• выдвигать предположения и доказывать их;
• уметь извлекать необходимую информацию при изучении иллюстраций учебника и электронного приложения;
• усвоить общие правила оказания первой помощи пострадавшим;
• отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:
• понимать ценность навыков оказания первой помощи для здорового и безопасного образа жизни.

Оборудование
• ОБЖ: комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями: 5 – 11 кл.: Основы медицинских знаний.
• Мультимедийное оборудование.
• Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой помощи.
• Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7м* 14 см.
• Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7м* 10 см.
• Вата медицинская компрессная.
• Косынка медицинская (перевязочная).
• Повязка медицинская большая стерильная.
• Повязка медицинская малая стерильная.
• Булавка безопасная.
• Шина проволочная (лестничная) для ног.
• Шина проволочная (лестничная) для рук.
• Шина фанерная длинной 1 м.
• Жгут кровоостанавливающий эластичный.
• Шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей (модернизированная).
• Носилки санитарные.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изложение учебного материала. Постановка и обсуждение проблемных ситуаций.

Учитель:
Первая помощь – это меры, которые необходимо предпринимать на месте происшествия, чтобы уберечь жизнь пострадавшего, уменьшить степень ущерба его здоровью. Это помощь, которая оказывается до прибытия квалифицированных специалистов, до отправки пострадавшего в медицинское учреждение.
Травмы, полученные в результате ДТП, сложнейшие и опаснейшие травмы. Как правило, это многочисленные ушибы, переломы, порезы, раны с повреждениями сосудов, разрывы внутренних органов и т.п.
Даже тогда, когда видимых повреждений нет, когда поначалу все вроде бы хорошо, нужно опасаться худшего. Дорожно – транспортные происшествия сопровождаются обычно сильным ударом. При столкновении на пустяковой, на первый взгляд, скорости 20 км,час сила удара в 6-7 раз превышает силу тяжести, действующую на тело человека. Человек не может своими силами справиться с последствиями такого удара. На месте происшествия обычно мало что можно сделать, поэтому чрезвычайно важно, чтобы то немногое, что предпринимается, было сделано верно. Главное – не навредить пострадавшему.
Чтобы выполнить эти важнейшие условия, надо иметь определенные знания и, главное, опыт по оказанию первой медицинской помощи. Поэтому очень важно научится понимать, что надо делать в тех или иных случаях, если придется быть участником ДТП или помогать специалистом, которые будут оказывать непосредственную помощь пострадавшим. Ваша задача - познакомится с необходимыми мерами по оказанию первой медицинской помощи, запомнить их, а на практических занятиях – отработать некоторые доступные для вас действия.

Вопрос:
Как вы думаете, почему в результате ДТП так много погибших? (Ответы детей)
Число погибших на дорогах могло бы быть значительно меньше, если бы при оказании первой помощи на месте происшествия не допускались грубые ошибки и просчеты.
За частую несчастные случаи в результате ДТП заканчиваются смертью пострадавшего не столько из – за тяжести повреждений, сколько из – за безграмотности действий оказавшихся рядом людей.

Основные причины смерти на дорогах:
• несовместимые с жизнью повреждения – 15 %;
• несвоевременное прибытие «Скорой помощи» - 15%;
• безучастность и безграмотность очевидцев – 70%.

Вопрос:
На ваших глазах сбили человека. Ваши действия?
Психология человека в толпе хорошо известна: «Все стоят и ждут – и я жду. Чем это я хуже других? Почему именно я? Ведь есть же полиция и Скорая помощь», которые обязаны этим заниматься». Это страшная психология.
А ведь те же люди, что побоялись или просто не захотели сделать хоть один шаг к пострадавшему, будут осуждать и оговаривать даже профессиональные действия специалистов. Более того, их нелепые советы очень часто отвлекают медиков и мешают им работать.
Первыми бросаются на помощь те, кто обладает большим личным мужеством и человеколюбием. Но, к сожалению, у этих людей не всегда оказывается достаточно опыта и знаний, и их действия зачастую приносят больше вреда, чем пользы.
Важно помнить, если вы стали очевидцем или участником ДТП, необходимо четко соблюдать правила оказания первой медицинской помощи при ДТП.
Вернемся к нашему примеру:
Молодой человек сбит автомобилем, он неподвижно лежит на дороге; его переворачивают на спину, выясняют, что он еще дышит, видят окровавленное лицо…
Такой информации достаточно для безошибочного вывода: он не пытается подняться и не реагирует на вопросы и реплики окружающих.
Это дает основания заподозрить черепно – мозговую травму. Как правило, черепно – мозговая травма сопровождается потерей сознания, или так называемой мозговой комой.
Внешне кома напоминает глубокий сон. Но вот беда – разбудить такого спящего практически невозможно: он не реагирует на сильные звуковые и болевые раздражители. В положении лежа на спине происходит западание языка, который полностью блокирует доступ воздуха в легкие. Наступает механическая асфексия (удушение)ю
Вывод. В подавляющем большинстве случаев пострадавшие погибают в большинстве случаев; для человека в состоянии комы положение лежа на спине крайне опасно.
И наконец, о самом досадном. Если бы наш пострадавший остался лежать лицом вниз в дорожной грязи. Даже без всякой помощи, то кровь, мокрота и содержимое желудка, стекая вниз, удалились бы естественным путем. Под собственной тяжестью язык самопроизвольно отошел бы от задней стенки глотки и высвободил просвет дыхательных путей.
Итак:

В каких случаях можно предположить состояние комы?
• при потере сознания более чем на 4 минуты, но сохраненном пульсе на сонной артерии;
• при появлении захрапывающего дыхания с сипом на вдохе.

Основные причины смерти в первые минуты комы?
• удушение собственным языком (западание языка);
• аспирация (вдыхание) слюны, крови и содержимого желудка.

Экстренная помощь пострадавшему в состоянии комы:
• убедиться в наличии пульса на сонной артерии;
• повернуть пострадавшего на живот.

Ни в коем случае не следует терять времени ни на вызов «Скорой помощи», ни на выяснение обстоятельств случившегося.
Пострадавший может погибнуть уже через 1 – 2 минуты, а бригада «Скорой помощи» прибудет на место происшествия в лучшем случае только через 10 – 15 минут, не говоря уже о том, сколько времени уйдет на попытку дозвониться.
Кстати, дозвониться по номеру экстренного вызова (112) можно по мобильному телефону даже при отрицательном балансе!
Итак, первое, что следует сделать как можно скорее, - это повернуть пострадавшего на живот.

Как правильно повернуть пострадавшего на живот:
• ни в коем случае нельзя поворачивать на бок только голову пострадавшего;
• взять пострадавшего за дальнее от себя плечо;
• поворачивать его плечевой пояс.

Уложи пострадавшего на живот так, чтобы его лицо было повернуто к тебе, руки свободно лежали вдоль туловища, а ноги – параллельно друг другу.
Только после того как была обеспечена проходимость дыхательных путей, можно приступить к дальнейшему осмотру и оказанию помощи (более подробно данный материал мы будем изучать в 10 классе).
Наша сегодняшняя задача – составить схему оказания первой помощи, если пострадавший находится без сознания.
Алгоритм (используется демонстрационная таблица)
1. Убедиться в наличии пульса на сонной артерии и реакции зрачков на свет;
2. Быстрее повернуть пострадавшего на живот;
3. Очистить с помощью платка или салфетки ротовую полость;
4. При кровотечении наложить кровоостанавливающие жгуты;
5. На раны наложить стерильные повязки;
6. При подозрении на переломы костей и конечностей наложить шины;
7. Вызвать скорую помощь.
Если вы будете придерживаться указанных рекомендаций, вам удастся благополучно доставить пострадавшего в больницу и жизнь человека будет спасена.
Ежегодно на дорогах России ДТП уносят тысячи жизней, большую часть которых можно было бы спасти, окажись на месте происшествия хотя бы один человек, владеющий навыками реанимации.

Учитель:
Информация о средствах используемых при оказании первой помощи (показ демонстрационных таблиц для 5 – 11 классов «Основы медицинских знаний»).

III. Закрепление изученного материала.
1) Просмотр презентаций «Первая доврачебная помощь при ДТП» http://www.myshared.ru/slide/1004024/ ;
2) Работа с учебником (параграф 9.1; ответить на вопросы «Проверьте себя»).

IV. Контроль и оценка достижений учащихся.

Задание 1. Решение ситуационной задачи.

Ситуационная задача
На твоих глазах грузовой машиной сбит пешеход. Он без сознания лежит на спине. Его лицо в крови, правая нога и вокруг нее растекается лужа крови. Дыхание шумное, с характерным сипом на вдохе. Твои действия?
Выбери правильные ответы и расположи их в порядке, соответствующем очередности выполнения действий.

Действия:
1. Наложить импровизированную шину на правую ногу.
2. Вытереть лицо от крови и подложить под голову подушку.
3. Повернуть пострадавшего на живот.
4. Очистить ротовую полость от слизи и крови.
5. Убедиться в наличии пульса на сонной артерии.
6. Наложить стерильную повязку на кровоточащую рану.
7. Оттащить пострадавшего с проезжей части на безопасное место
8. Вызвать скорую помощь.
9. Оставить пострадавшего на месте и ждать прибытия скорой помощи.
10. Наложить кровоостанавливающие жгуты.
Ответ: 5,3,4,10,1,8,9 (для учителя)

Задание 2. Ответьте на поставленные вопросы.
1. Каково основное предназначение первой помощи и кто ее может оказать?
2. Какие подручные средства могут использоваться при оказании первой помощи?

Задание 3. Вставьте пропущенные в тексте слова в предложениях – выводах:
Первая помощь – это___________, которые необходимо предпринять на ___________ происшествия, чтобы уберечь жизнь пострадавшего, уменьшить___________ его здоровью.
Ответ: действия, месте, ущерб (для учителя)
Для спасения жизни наибольшее значение имеет ______________ оказания помощи, а не степень технического оснащения. Необходимо лишь успеть применить свои _________.
Ответ: своевременность, знания (для учителя)

V. Домашнее задание
1. Изучить параграф;
2. Ответить на вопросы (стр. 223 - 224) устно;
3. Выполнить задания «Практикума» письменно.


Следующая страница Презентации к уроку







Наверх