План проведения занятий на учебный год



Основы безопасности жизнедеятельности
8 класс






Урок 21
Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ


Презентации по теме
"Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ и их последствия"

Организация защиты населения,
проживающего в районах расположения химически опасных объектов

Защита населения от АХОВ представляет собой комплекс организационных и организационно - технических мероприятий, проводимых с целью исключения или максимального снижения числа пострадавших от воздействия ядовитых веществ людей в чрезвычайных ситуациях, вызванных авариями на ХОО.

В обеспечение организации надежной защиты населения положены два основных принципа:
первый - заблаговременность подготовки органов управления, сил и средств РСЧС и населения к действиям в очаге химического поражения;
второй - дифференцированный подход к выбору способов защиты и мероприятий, их обеспечивающих с учетом степени потенциальной опасности проживания людей на данной территории.

Заблаговременная подготовка включает, прежде всего, мероприятия по предупреждению возможных аварий на ХОО организационного и инженерно - технического характера, направленные на выявление устранение причин аварий и максимальное снижение возможных разрушений и потерь, включая создание условий для своевременного проведения локализации и ликвидации возможных последствий аварий.

    Кроме того, решающее значение для защиты населения от АХОВ имеет:
  1. подготовка диспетчерских служб ХОО, создание и функционирование локальных автоматизированных систем контроля химического заражения и оповещения населения о химической опасности;
  2. накопление и организация хранения средств индивидуальной защиты по месту пребывания людей в готовности к использованию в экстремальных условиях;
  3. подготовка, там где это необходимо, защитных сооружений ГО, жилых и производственных зданий к защите людей от АХОВ;
  4. определение и рекогносцировка районов временного размещения эвакуируемого из городов населения в случае возникновения крупной химической аварии;
  5. подготовка и поддержание в готовности сил РСЧС к ликвидации последствий аварийных выбросов АХОВ и оказанию помощи пострадавшим;
  6. подготовка органов управления РСЧС и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Дифференцированный подход выражается в том, что конкретные способы и мероприятия по защите населения устанавливаются на основании анализа возможной обстановки, которая может сложиться в результате аварии на ХОО, наличия времени, сил и средств для осуществления этих способов и мероприятий.

    Основными способами защиты населения от АХОВ являются:
  1. использование средств индивидуальной защиты органов дыхания;
  2. использование защитных сооружений ГО;
  3. временное укрытие населения в жилых и производственных зданиях;
  4. эвакуация населения из зон возможного заражения.

Каждый из перечисленных способов может использоваться в конкретно сложившейся обстановке либо самостоятельно, либо в сочетании с другими способами.

Особого внимания заслуживает защита населения с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания, как наиболее эффективного способа защиты в реальных условиях заражения окружающей среды АХОВ. Этот способ находит широкое применение на химических производствах для защиты персонала. По мере накопления средств индивидуальной защиты в ближайшие годы он найдет также широкое применение и для защиты населения, проживающего вблизи ХОО.

Укрытие людей в защитных сооружениях ГО позволяет обеспечить более высокий уровень защиты населения. Однако в условиях мирного времени этот способ находит весьма ограниченное применение, поскольку постоянное поддержание защитных сооружений в готовности к приему людей в экстремальных условиях внезапно сложившейся обстановки требует значительных финансовых затрат.

Проведенные специальные исследования показали, что жилые и производственные здания могут обеспечивать защиту людей от первичного и в течение некоторого времени от вторичного облака зараженного воздуха. Поэтому жилые, производственные здания в отсутствии возможности применения других способов защиты могут использоваться для временного укрытия людей в условиях чрезвычайных ситуаций. При этом следует иметь ввиду, что чем меньше коэффициент воздухообмена внутреннего помещения, тем выше его защитные свойства. Жилые и служебные помещения имеют более высокий коэффициент защиты по сравнению с помещениями производственных зданий. На эффективность использования данного способа существенное влияние оказывает этажность городской застройки.

Эвакуация городского населения организуется комиссиями по чрезвычайным ситуациям на основании прогнозирования возможной химической обстановки. Она может проводиться с использованием автомобильного транспорта и пешим порядком. Маршруты для эвакуации выбираются с учетом метеорологических условий, особенностей местности и складывающейся химической обстановки. Эффективность защиты населения может быть достигнута лишь в том случае, если эвакуация проходит до подхода облака зараженного воздуха. В противном случае пребывание людей открыто на местности в условиях заражения воздуха парами АХОВ может усугубить последствия.

Определяющее значение на выбор способа защиты оказывает удаление мест пребывания людей (жилых кварталов, населенных пунктов и т.п.) от места аварии. При значительном удалении, безусловно, основным способом защиты людей будет эвакуация. Другие способы защиты вообще могут не потребоваться. Вместе с тем, на практике чаще будут встречаться случаи, в которых необходимо сочетание различных способов защиты населения.

Производственный персонал работающей смены, используя как подготовленные помещения (с герметизацией), так и промышленные противогазы, действует согласно инструкции, разработанной для данного производства.

    Изложенные способы защиты населения при авариях на ХОО дают положительный результат только при своевременном проведении ряда мероприятий, обеспечивающих действенность защиты от АХОВ. Этими мероприятиями являются:
  1. прогнозирование и оценка химической обстановки;
  2. оповещение населения об угрозе поражения АХОВ;
  3. разведка очага поражения и прилегающих к нему районов;
  4. оказание медицинской помощи пострадавшим;
  5. локализация и тушение пожаров в очаге химического поражения;
  6. ликвидация последствий химического заражения;
  7. инженерно - технические мероприятия, направленные на снижение тяжести возможных последствий аварии и др.

Все мероприятия по защите населения определяются "Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций", являющимся руководящим документом по выполнению мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

    В нем излагаются:
  1. прогноз и оценка возможной обстановки при возникновении чрезвычайных ситуаций, степень влияния их последствий на людей, окружающую среду и объекты экономики;
  2. объем, сроки и порядок выполнения мероприятий по предупреждению или снижению опасных последствий чрезвычайных ситуаций;
  3. объем, сроки и порядок выполнения мероприятий по защите населения;
  4. состав группировок сил, предназначенных для проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ, порядок приведения их в готовность и применения;
  5. состав ведомственных сил и средств, привлекаемых к работам по ликвидации, сроки их готовности и порядок осуществления маневра ими в ходе проведения этих работ.

На основании прогнозирования возможной химической обстановки и ее оценки заблаговременно определяются районы, куда может быть эвакуировано (временно отселено) население, которому угрожает опасность поражения АХОВ в случае аварии и намечаются маршруты эвакуации. В дальнейшем организуется рекогносцировка выбранных районов и маршрутов.

Для обеспечения населения создаются запасы гражданских и детских противогазов, камер защитных детских, которые хранятся на складах органов местной власти, в основном в загородной зоне. Для обеспечения своевременного использования средств индивидуальной защиты населением, проживающим вблизи химически опасных объектов, целесообразно их хранить непосредственно в местах проживания людей и иметь подогнанными для всех жителей, которые могут оказаться в зоне действия АХОВ в случае аварии.

Для ликвидации последствий химического заражения в районе аварии заблаговременно создаются запасы средств, обеспечивающих дегазацию (нейтрализацию) разлившихся АХОВ. На химически опасных объектах готовятся дегазирующие растворы, изыскивается возможность использования для дегазации (нейтрализации) отходов или побочных продуктов производства, а также воды или растворов нейтральных веществ для разбавления пролившихся АХОВ.

Для осуществления без жидкостного способа обеззараживания АХОВ, их связывания (поглощения) создаются запасы дегазирующих веществ, предусматривается возможность использования адсорбционных материалов (грунта, песка, шлака и т.п.).

    В целях снижения масштабов возможного заражения АХОВ в случае аварии предусматриваются инженерно-технические мероприятия:
  1. заблаговременно производится оборудование химически опасных объектов устройствами, предотвращающими утечку АХОВ при аварии (клапаны избыточного давления, клапаны - отсекатели, терморегуляторы, перепускные или сбрасывающие устройства, различного рода задвижки на коммуникациях, находящихся под избыточным давлением);
  2. обустройство хранилищ поддонами, заглубление емкостей с запасами АХОВ, обвалование емкостей, устройство дренажных систем;
  3. усиление конструкций емкостей и коммуникаций с АХОВ или устройство над ними ограждений для защиты от повреждения обломками строительных конструкций при аварии.

С получением данных об аварии на химически опасном объекте от дежурного диспетчера предприятия организуется оповещение населения на основании предварительной оценки обстановки с использованием карты (схемы) с заблаговременно спрогнозированными возможными зонами химического заражения и фактических метеорологических условий, прежде всего направления ветра.

Населенным пунктам, кварталам и другим объектам, которые в ближайшее время могут оказаться или уже находятся в зоне химического заражения, подается сигнал: "Химическая тревога", с использованием территориальных автоматизированных систем централизованного управления. Непосредственно до населения сигнал оповещения доводится путем включения всех электросирен, что означает сигнал: "Внимание, всем!" и последующей речевой информацией по техническим средствам массовой информации (радио, телевидение).

Даются рекомендации по использованию индивидуальных и коллективных средств защиты, дополнительной герметизации помещений и использованию подручных средств для непосредственной защиты людей.

При отсутствии у населения противогазов организуется укрытие людей в защитных сооружениях, жилых и производственных зданиях с последующей экстренной эвакуацией (временным отселенном) их из зон возможного заражения. При наличии у населения средств индивидуальной защиты организуется использование противогазов и камер защитных детских.

Люди, находящиеся на работе, в учебных заведениях, общественных местах, на транспорте, при получении сигнала "Химическая тревога" действуют в соответствии с указаниями администрации. Люди, находящиеся в зоне отдыха, на полевых работах, выходят из зараженной зоны в сторону, перпендикулярную направлению ветра.

В дальнейшем проводится работа по выявлению и оценке фактической обстановки после аварии. При этом уточняются данные прогноза, определяются участки местности для ведения разведки.

В районе аварии ведется комплексная разведка, прежде всего химическая, которая осуществляется наблюдением и действиями химических разведывательных дозоров. При необходимости выставляется химические наблюдательные посты. Наблюдение за распространением облака зараженного воздуха ведется визуально и с помощью технических средств.

Выявление границ зоны распространения АХОВ осуществляется химическими разведывательными дозорами. Определение зараженности воздуха проводится через 200-300 м. При обнаружении зараженного воздуха дозоры обозначают зоны химического заражения, останавливаются и, как правило, начинает выполнять роль химических наблюдательных постов, контролируя изменения направления АХОВ и его концентрацию.

    После аварии на химически опасном объекте осуществляется ликвидация ее последствий, которая включает:
  1. оказание помощи населению, в том числе первой медицинской и эвакуацию в лечебные учреждения;
  2. инженерно-технические мероприятия;
  3. ликвидацию последствий химического заражения.

Населению, попавшему в зону химического заражения, оказывается медицинская помощь, связанная, в первую очередь с отравлениями АХОВ, силами мобильных медицинских формирований ГО. В дальнейшем люди, находящиеся в тяжелом состоянии, вывозятся транспортом, легкораненые эвакуируются небольшими группами пешим порядком.

Последующая медицинская помощь пострадавшим оказывается непосредственно в лечебных учреждениях

Для предотвращения массового поражения людей непосредственно в районе аварии, прекращения (уменьшения) воздействия АХОВ на население в прилегающих к месту аварии районах осуществляется локализация химического заражения, предотвращение распространения АХОВ, предупреждение заражения грунта и грунтовых вод. Ограничение распространения АХОВ на местности с целью уменьшения площади испарения осуществляется обвалов кой разлившегося вещества, созданием препятствий на пути растекания, сбором АХОВ в естественные углубления, оборудованием специальных ловушек.

Ликвидация последствий химического заражения проводится силами и средствами предприятия, на котором произошла авария, с привлечением газоспасательных отрядов и формирований.

В зависимости от масштаба аварии, кроме того, привлекаются воинские части и формирования города, района, республики, а также специальные войска (химические, инженерные).

Руководство работами по ликвидации последствий аварии осуществляется (в зависимости от масштабов) районным, городским, республиканским органом управления КЧС.

Особенности эвакуации при заражении АХОВ

Сегодня практически каждый человек ежедневно сталкивается с ядовитыми и отравляющими веществами, не осознавая порой той опасности, которую они представляют для его жизни. И в быту, и на улице, и на работе человек рискует получить серьезное отравление. Прежде всего, это касается тех, кто проживает в крупных городах, имеющих крупную промышленность, где могут происходить, например, аварийные выбросы отравляющих веществ, аварии на железнодорожных путях, загрязнение почвы, воздуха и воды ядовитыми отходами.

Растет ассортимент применяемых в промышленности, сельском хозяйстве и быту химических веществ. Некоторые из них токсичны и вредны. При проливе, или выбросе в окружающую среду способны вызвать массовые поражения людей, животных, приводят к заражению воздуха, почвы, воды, растений. Их называют аварийно химически опасными веществами (АХОВ).

Аварийно-химически опасные вещества (АХОВ) - это обращающиеся в больших количествах в промышленности и на транспорте токсические химические вещества, способные в случае разрушений (аварий) на объектах легко переходить в атмосферу и вызывать массовые поражения людей.

Перечень опасных химических продуктов, при нахождении которых на производстве либо на хранении выше установленных объемов необходима разработка дополнительных мероприятий по защите населения на случай аварий с этими продуктами включает 170 наименований АХОВ. Наиболее распространенными из них являются хлор, аммиак, сероводород, двуокись серы (сернистый газ), нитрил акриловой кислоты, синильная кислота фосген, метилмеркаптан, бензол, бромистый водород, фтор, фтористый водород. В большинстве случаев при обычных условиях АХОВ находятся в газообразном или жидком состояниях.

Определенные виды АХОВ находятся в больших количествах на предприятиях, их производящих или использующих в производстве. В случае аварии может произойти поражение людей не только непосредственно на объекте, но и за его пределами, в ближайших населенных пунктах. Так, на территории России за 5 лет (с 1985 по 1990 г.) произошло более 120 крупных аварий, связанных с производством, транспортировкой и хранением АХОВ. Только в 1994 г. произошло более 1 тыс. аварий техногенного характера и среди них многие с выбросом АХОВ. А всего в России более 3 тыс. химически опасных объектов.

Крупными запасами ядовитых веществ располагают предприятия химической, целлюлозно-бумажной, оборонной, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, черной и цветной металлургии, промышленности минеральных удобрений. Значительные их количества сосредоточены на объектах пищевой, мясо-молочной промышленности, холодильниках, торговых базах, различных АО, в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Объекты, при авариях и разрушениях которых может произойти массовое поражение людей АХОВ, называются химически опасными объектами (ХОО). В Ростовской области насчитывается 71 ХОО, в Ростове-на-Дону – 22. Ежегодно в обращении находится 1250 т. хлора, 1240 т. аммиака, 3100 т. серной кислоты. Наиболее опасными объектами являются: Новочеркасская ГРЭС, Волгодонский хим. завод, Ростовский мясокомбинат, хладокомбинаты, Ростовский расходный склад хлора «Водоканал», Новочеркасский завод синтезированных продуктов.

Аварийные ситуации со АХОВ возможны в процессе их промышленного производства, транспортировки и хранения, а также при преднамеренном разрушении объектов химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей, текстильной, целлюлозно-бумажной и других отраслей промышленности, складов, мощных холодильников и водоочистных сооружений, газопроводов, а также транспортных средств, обслуживающих эти отрасли и объекты.

Массовое поражение людей может произойти, если при аварийном выбросе опасного химического вещества образуется очаг химического поражения, представляющий опасность для рабочих и служащих производственного участка (на объекте народного хозяйства), для населения жилых кварталов (в городе) и рабочих поселков или сельских населенных пунктов (в загородной зоне). Главный поражающий фактор здесь -- химическое заражение приземного слоя атмосферы. Возможно также заражение водных источников, почвы, растительности и т. д.

Очаг химического поражения включает в себя участок местности, на котором разлился токсичный продукт, а также зону химического заражения с подветренной стороны от места разлива (источника заражения). Размеры очага химического поражения зависят от объемов разлившегося химически опасного вещества, характера разлива, метеоусловий, токсичности вещества и степени защищенности людей.

При выбросе (проливе) токсичных веществ территорию вокруг химически опасных объектов условно можно поделить по уровням поражающих факторов на три зоны химического заражения (в зависимости от уровня поражающей концентрации сильнодействующих ядовитых веществ, времени их воздействия, а также от наличия их жидкой фазы и открытого пламени пожара).

Зона химического заражения - территория или акватория, в пределах которой распространены (или куда привнесены) опасные химические вещества в концентрациях и количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, для сельскохозяйственных животных и растений в течение того или иного времени.

Первая зона - наиболее опасная из-за повышенной концентрации сильнодействующих ядовитых веществ, возможности контакта с жидкой фазой (облива) и воздействия открытого пламени пожаров. Она может распространяться примерно на 250 м от источника заражения.

Вторая зона - менее опасная: концентрация сильнодействующих ядовитых веществ здесь примерно на 2-3 порядка меньше максимально возможной, воздействие жидкой фазы и огня маловероятно. К этой зоне можно отнести местность на расстоянии 250-1000 м от источника заражения.

Третья зона химического заражения обычно имеет концентрацию сильнодействующих ядовитых веществ на 4-5 порядков ниже максимально возможной. Эта зона может быть удалена на расстояние 1000 м и более от источника заражения.

Особенно опасны аварии, при которых происходит неуправляемый выброс ядовитых химических веществ, возникающий в результате взрыва, пожара или поломки технологического оборудования, транспортной емкости или трубопровода. При таких авариях токсичные продукты выделяются в атмосферу в виде газа, пара или аэрозоля, образуя облако зараженного воздуха, которое может распространяться на большие расстояния.

В большинстве случаев при аварии и разрушении емкости давление над жидкими веществами падает до атмосферного, АХОВ вскипает и выделяется атмосферу в виде газа, пара или аэрозоля. Облако газа (пара, аэрозоля) АХОВ образовавшееся в момент разрушения емкости в пределах первых 3 минут называется первичным облаком зараженного воздуха. Оно распространяется на большие расстояния. Оставшаяся часть жидкости (особенно с температурой кипения выше 20°С) растекается по поверхности и также постепенно испаряется. Пары (газы) поступают в атмосферу, образуя вторичное облако зараженного воздуха, которое распространяется на меньшее расстояние. Таким образом, зона заражения АХОВ - это территория, зараженная ядовитыми веществами в опасных для жизни людей пределах (концентрациях).

Глубина зоны распространения зараженного воздуха зависит от концентрации АХОВ и скорости ветра. Например, при ветре 1 м/с за один час облако от места аварии удалится на 5 - 7 км, при 2 м/с - на 10 - 14, а при 3 м/ с - на 16 - 21 км. Значительное увеличение скорости ветра (6-7 м/с и более) способствует его быстрому рассеиванию. Повышение температуры почвы и воздуха ускоряет испарение АХОВ, а, следовательно, увеличивает концентрацию его над зараженной территорией. На глубину распространения АХОВ и величину его концентрации в значительной степени влияют вертикальные перемещения воздуха погодные условия. В некоторых случаях, особенно при стихийных бедствиях, могут произойти аварии с выбросом значительных количеств аварийно химически опасных веществ. В такой обстановке заражение может превышать ПДК, что приведет не только к поражению людей, но и смертельным исходам.

В случае аварии на химически опасном объекте (ХОО) проводится анализ химической обстановки – обстановки, создавшейся в результате аварии на химически опасном объекте с выбросом химически опасного вещества в атмосферу, приводящая к заражению людей и окружающей среды. Каждое АХОВ имеет собственную максимальную токсодозу - количество вещества, которое при попадании в организм вызывает смертельный исход (аммиак - мг/л*мин, водород фтористый – 4 мг/л*мин, метиламин - мг/л*мин, сероводород - мг/л*мин, соляная кислота – 2 мг/л*мин, хлор – 0,6 мг/л*мин). Если токсодоза при аварии на ХОО превышает значения указанные в таблице, то проводится эвакуация.

Эвакуация населения является сложной задачей. Успешность ее проведения определяется заблаговременной подготовкой эвакуационных органов, систем оповещения и связи, детальным планированием с уметом местных условий и особенностей, заблаговременной подготовкой сил и средств, тщательной проработкой всех мероприятий по обеспечению эвакуации. Задачи проведения эвакуации возложены на соответствующие штабы, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, в компетенцию которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

При эвакуации проводится экстренный вывоз (вывод) населения, попадающего в зону заражения, за границы распространения облака аварийно химически опасного вещества (АХОВ). Население, проживающее в непосредственной близости от ХОО, ввиду быстрого распространения облака АХОВ, как правило, не выводится из опасной зоны, а укрываются в жилых (производственных и служебных) зданиях и сооружениях с проведением герметизации помещений и с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗ ОД) на верхних или нижних этажах (в зависимости от характера распространения АХОВ).

Размещение эвакуированного населения производится в зданиях общественного назначения (гостиницы, дома отдыха, кинотеатры, спортивные сооружения, общежития и т.п.). Порядок оповещения и размещения доводится до всех категорий населения. Регистрация эвакоконтингента производится непосредственно в местах размещения.

Транспортное обеспечение и временное размещение эваконаселения может осуществляться не только по заранее отработанным планам, но и проводиться в оперативном порядке. При аварии с выбросом АХОВ на транспорте вывод (вывоз) населения из зоны заражения и временное его размещение производится в зависимости от реально складывающейся обстановки.

В зависимости от масштабов аварии с выбросом АХОВ в окружающую среду, их вида, продолжительность пребывания эвакоконтингента в районах его временного размещения может составить от нескольких часов до нескольких суток.

Сборные эвакуационные пункты (СЭП) предназначаются для сбора, учета эвакуируемого населения, организованной отправки его в загородную зону и создаются на базе одного предприятия (учреждения, организации). Располагаются СЭП вблизи пунктов посадки на транспорт и в начале маршрутов пешей эвакуации, как правило, в зданиях общественного назначения. Каждый СЭП обеспечивается связью с районной эвакокомиссией, пунктом посадки (станцией, пристанью), исходным пунктом на маршруте пешей эвакуации, эвакоорганами в загородной зоне. Ему присваивается номер и за ним закрепляется автомобильный транспорт, расположенные вблизи защитные сооружения и соответствующие объекты экономики, рабочие и служащие которых с членами семей и остальное население будет эвакуироваться через данный СЭП.

Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) предназначаются для кратковременного размещения эваконаселения за пределами зон возможных разрушений (заражений, загрязнений) в ближайщих населенных пунктах загородной зоны, заблаговременно подготовленных в инженерном отношении, вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения: для перерегистрации, проведения (при необходимости) дозиметрического и химического контроля, санитарной обработки населения и отправки его в места постоянного размещения в загородной зоне. При необходимости на ППЭ производится также обмен или специальная обработка одежды и обуви.

В зависимости от охвата населения, попавшего в опасную зону, эвакуационным мероприятиям представляется возможным выделить следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны повышенной опасности. Частичная эвакуация осуществляется при необходимости удаления из опасной зоны отдельных категорий населения, наиболее чувствительных к воздействию поражающих факторов. Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверный прогноз ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в опасной зоне.

При экстренной эвакуации из вещей берется самое необходимое – одежда, обувь, белье. В комплекте одежды желательно иметь плащ и спортивный костюм; обувь предпочтительно должна быть резиновая или на резиновой основе. Эти виды одежды и обуви наиболее пригодны для использования в качестве средств защиты кожи в случае радиоактивного, химического или бактериологического заражения. Обязательно следует взять теплые (шерстяные) вещи, даже если эвакуация производится летом.

    При движении на зараженной местности необходимо строго соблюдать следующие правила:
  1. двигать быстро, но не бежать и не поднимать пыли;
  2. не прислоняться к зданиям и не касаться окружающих предметов;
  3. не наступать на встречающиеся на пути капли жидкости или порошкообразные россыпи неизвестных веществ;
  4. не снимать средства индивидуальной защиты до распоряжения.

При подозрении на поражение сильнодействующими ядовитыми веществами необходимо исключить любые физические нагрузки, принять обильное теплое питье и обратиться к медицинскому работнику для определения степени поражения и проведения профилактических и лечебных мероприятий.

Об устранении опасности химического поражения и о порядке дальнейших действий население извещается специально уполномоченными органами или милицией.

Надо помнить, что при возвращении населения в места постоянного проживания вход в жилые помещения и производственные здания, подвалы и другие помещения разрешается только после контрольной проверки на содержание АХОВ в воздухе помещений.

Так же стоит отметить, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органы управления ГОЧС на всех уровнях должны заранее знать информацию о потенциальных химически опасных объектах на подведомственной территории, тип и количество АХОВ на этих объектах, иметь прогноз образования возможных зон химического заражения при авариях, организовать мониторинг потенциально химически опасных объектов, предусмотреть в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций необходимые мероприятия по ликвидации последствий возможных химических аварий, а так же иметь проработанный план эвакуации населения в случае аварии на химически опасном объекте с последующим выбросом АХОВ в атмосферу.





Наверх