Вариант 1.
1. Назовите причины и последствия землетрясений.
2. Перечислите основные мероприятия по снижению потерь от землетрясений,
осуществляемые населением, проживающим в районах подверженных этому опасному
природному явлению.
3. Правила безопасного поведения, если человек оказался в завале.
4. Правила безопасного поведения в случае извержения вулкана.
Вариант 2.
Чем характеризуется величина и мощность землетрясения? Объясните понятия магнитуда
и интенсивность землетрясения.
2. Назовите причины и последствия извержения вулканов.
3. Правила безопасного поведения во время внезапного землетрясения.
4. Перечислите основные мероприятия по снижению потерь от извержения вулканов,
осуществляемые органами государственного управления и населением, проживающим в
районах с повышенной вулканической активностью.
Вариант 1.
1. Причины образования оползней и селей.
2. Последствия оползней, селей, обвалов и снежных лавин.
3. Что необходимо делать при угрозе схода оползней, селей, обвалов и снежных лавин: при
заблаговременном оповещении; при получении сообщения непосредственно перед
наступлением стихийного бедствия.
Вариант 2.
1. Причины образования обвалов и снежных лавин.
2. Перечислите основные мероприятия по снижению потерь от воздействия оползней,
селей, обвалов и снежных лавин, осуществляемые органами государственного
управления и населением, проживающим в районах, подверженных этим опасным
природным явлениям.
3. Что необходимо делать, если: люди, здания и сооружения оказались на поверхности
оползневого участка; при внезапном приближении лавины; при попадании в лавину?
Вариант 1.
1. Основная причина возникновения бурь, ураганов, смерчей. Строение циклонов и
области их зарождения.
2. Последствия ураганов, бурь и смерчей.
3. Правила безопасного поведения при внезапном возникновении урагана, бури, смерча и после
их прекращения.
Вариант 2.
1. Как классифицируются ураганы, бури и смерчи?
2. Перечислите основные мероприятия по снижению потерь от ураганов, бурь и
смерчей, осуществляемые органами государственного управления.
3. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе урагана, бури,
смерча. Что не рекомендуется делать при их возникновении?
Вариант 1.
1. Происхождение наводнений и цунами.
2. Первичные и вторичные последствия наводнений и цунами.
3. Что необходимо делать при заблаговременном оповещении о наводнении и приближении
цунами?
4. Что необходимо делать при внезапном приходе цунами: при эвакуации из здания; если вы
остались в здании?
Вариант 2.
1. Классификация наводнений и цунами.
2. Перечислите основные мероприятия по снижению потерь от наводнений и воздействия
цунами, осуществляемые в районах, подверженных этим опасным природным явлениям.
3. Что необходимо делать при внезапном наводнении: до прибытия помощи; при вынужденной
самоэвакуации?
4. Что необходимо делать, если вы оказались в волне цунами?
Вариант 1.
1. Основные причины загорания лесов.
2. Основные и вторичные поражающие факторы и последствия лесных и торфяных
пожаров.
3. Правила безопасного поведения: в зоне лесного пожара; в лесу, где возник пожар.
Вариант 2.
1. Как классифицируются лесные пожары по характеру их распространения.
2. Мероприятия, проводимые органами государственного управления и органами лесного
хозяйства по защите лесов от пожаров. Основные правила пожарной безопасности в
лесах.
3. Правила безопасного тушения небольшого пожара в лесу.
Вариант 1.
1. Как классифицируются чрезвычайные ситуации техногенного характера по масштабу
распространения?
2. Дайте определение потенциально опасному объекту. Какие предприятия относятся к
потенциально опасным объектам?
3. В каких органах государственного управления или местного самоуправления можно узнать о
степени потенциальной опасности своего места жительства? Назовите признаки
потенциальной опасности возникновения ЧС.
Вариант 2.
1. Дайте определение аварии и катастрофы. Какое различие существует между ними?
2. Назовите причины аварий и катастроф техногенного характера.
3. Общие рекомендации по обеспечению личной безопасности при техногенных авариях в
местах проживания.
Вариант 1.
1. Дайте определение пожаро-взрывоопасному объекту. Какие предприятия относятся к
пожаро-взрыво-опасным объектам?
2. Действие взрыва на здания, сооружения. Классификация разрушений при взрывах и
их характеристика.
3. Классификация пожаров по внешним признакам горения, по месту возникновения.
4. Основные причины пожаров на промышленных предприятиях и в жилом секторе. Поражающие
факторы пожара.
5. Правила безопасного поведения во время пожара при опасной концентрации дыма и повышении
температуры: если вы не можете выйти к лестничной клетке (выходу); если есть
балкон (лоджия).
6. Как оказать помощь человеку, на котором загорелась одежда?
Вариант 2.
1. Какими особенностями характеризуется взрыв? Назовите и дайте характеристику зонам
взрыва.
2. Сущность процесса горения. Условия возникновения и прекращения процесса
горения.
3. Стадии развития пожара и их характеристика. Условия, способствующие распространению
пожаров.
4. Основные причины взрывов на промышленных предприятиях и в жилом секторе.
Поражающие факторы взрыва.
5. Правила безопасного поведения при пожаре в общественном или жилом здании, в том числе
при эвакуации через задымленный коридор.
6. Правила безопасного поведения при панике во время пожара в общественном месте.
Вариант 1.
1. Дайте определение опасному химическому веществу. В каких отраслях промышленности
применяются опасные химические вещества?
2. Назовите группы АХОВ по характеру воздействия на человека.
3. Дайте определение зоны химического заражения. Назовите и охарактеризуйте зоны
опасности при авариях на химически опасных объектах.
4. Назовите основные способы защиты населения от АХОВ при авариях на химически
опасных объектах. Какие мероприятия по защите населения от АХОВ проводятся
заблаговременно?
5. Правила безопасного поведения при движении по зараженной местности и при выходе из зоны
заражения.
6. Действия населения в случае аварии на железнодорожных и автомобильных
магистралях при перевозке опасных грузов.
Вариант 2.
1. Дайте определение химически опасному объекту. Какие предприятия относятся к химически
опасным?
2. Дайте определение сильнодействующему ядовитому веществу. Какую опасность для людей
представляет АХОВ?
3. Причины и последствия аварий на химически опасных объектах.
4. Герметизация жилых помещений и ее последовательность. Особенности
распространения АХОВ в зданиях в зависимости от времени года.
5. Правила безопасного поведения при проживании вблизи химически опасных объектов и при
оповещении об аварии с выбросом АХОВ.
6. Правила безопасного поведения при подозрении на поражение АХОВ.
Вариант 1.
1. Какую опасность для здоровья человека представляют: альфа-излучение, бета-излучение,
гамма-излучение?
2. Какие образуются районы радиоактивного заражения местности при авариях на радиационно-опасных
объектах? Охарактеризуйте радиоактивное заражение местности при авариях наАЭС.
3. Последствия радиоактивных аварий. Какие специфические свойства имеют
радиоактивные вещества?
4. Особенности радиоактивного загрязнения местности при авариях на АЭС.
5. Однократное и многократное облучение, их последствия. Какие дозы облучения
могут вызвать лучевую болезнь?
6. Действия населения при оповещении об аварии на радиационно-опасном объекте: при
эвакуации; при отсутствии убежища и средств защиты.
Вариант 2.
1. Назовите источники естественного и искусственного облучения.
2. Основные причины аварий на радиационно-опасных объектах.
3. Назовите фазы аварий на радиационно-опасных объектах и охарактеризуйте их.
4. Дайте определение понятию «критические органы». Группы критических органов человека.
5. Правила безопасного поведения при эвакуации по зараженной местности и по прибытии в
район размещения эвакуируемых.
6. Проведение йодной профилактики. Для чего она нужна и как проводится? Как
приготовить водный раствор йода?
Вариант 3.
1. Внутреннее и внешнее облучение организма человека.
2. Дайте определение радиационно-опасному объекту. Что можно отнести к
радиационно-опасным объектам?
3. Какие виды радиационного воздействия на людей и животных возможны в результате
выброса радиоактивных веществ в атмосферу?
4. Как радиоактивные вещества попадают в продукты питания, воду? Какую опасность такие
продукты представляют для организма человека?
5. Правила безопасного поведения при проживании на загрязненной местности.
6. Что понимается под режимом радиационной защиты? Мероприятия, проводимые по защите
населения в зависимости от складывающейся радиационной обстановки.
Вариант 1.
1. Дайте определение гидродинамической аварии. Назовите виды гидродинамических аварий.
2. Причины аварий, сопровождающихся прорывом гидротехнических сооружений. Волна прорыва и
ее поражающее действие.
3. Мероприятия, направленные на предотвращение или ограничение масштабов
катастрофического затопления.
4. Правила безопасного поведения: при оповещении об опасности разрушения плотины; при
перемещении по местности, подвергшейся затоплению; после схода воды.
Вариант 2.
1. Дайте определение зоне катастрофического затопления. Какие образуются зоны затопления
при гидродинамических авариях и чем они характеризуются?
2. Основные поражающие факторы и последствия гидродинамических аварий.
3. Мероприятия по защите населения от поражения при авариях на гидродинамически
опасных объектах.
4. Правила безопасного поведения при внезапном затоплении до прибытия помощи и при
вынужденной самоэвакуации.
Вариант 1.
1. Назовите источники загрязнения окружающей среды и дайте им характеристику.
2. Назовите основной источник загрязнения атмосферы в крупных городах. Какое
влияние на изменение климата оказывает хозяйственная деятельность человека?
3. Какое значение имеет озон для биологической жизни на Земле? Какие факторы влияют на
разрушение озонового слоя Земли?
4. Наличие каких веществ в почве оказывает существенное влияние на здоровье человека?
Какие биологические факторы загрязняют почву? Как можно сохранить почву и
почему это важно для человека?
5. Для чего нужны нормативы качества окружающей природной среды? Какие вы знаете
показатели качества атмосферы, воды и почвы?
Вариант 2.
1. Назовите формы воздействия человека на биосферу и дайте им характеристику.
2. Какие газы относят к парниковым? В чем заключается сущность «парникового» эффекта?
3. Что такое сточные воды? Дайте характеристику бытовым, атмосферным и
производственным сточным водам. Какую опасность они представляют для здоровья
человека?
4. Почему бытовые и промышленные отходы считаются факторами загрязнения почвы? Назовите
состав твердых отходов.
5. Что такое предельно допустимая концентрация применительно: к атмосферным
загрязнениям; к водной среде; к почве?
Вариант 1.
1. Пути проникновения химических веществ в организм человека.
2. Общие мероприятия первой медицинской помощи при поступлении АХОВ через дыхательные
пути.
3. Признаки поражения сероуглеродом. Первая медицинская помощь.
4. Первая медицинская помощь при отравлении солями тяжелых металлов и мышьяка.
5. Признаки отравления минеральными удобрениями.
Первая медицинская помощь до приезда скорой помощи; при попадании химикатов в дыхательные пути; при
заражении кожных покровов; при попадании химикатов в глаза.
Вариант 2.
1. Характерные и общие признаки химического отравления.
2. Общие мероприятия первой медицинской помощи при попадании АХОВ на кожу.
3. Признаки отравления синильной кислотой. Первая медицинская помощь.
4. Признаки отравления сероуглеродом. Первая медицинская помощь.
5. Признаки отравления АХОВ нейротропного действия. Первая медицинская помощь.
6. Первая медицинская помощь при отравлении бытовыми инсектицидами и уксусной эссенцией.
Вариант 3.
1. Общие принципы неотложной помощи при отравлении опасными химическими веществами.
2. Общие мероприятия первой медицинской помощи при поступлении аварийно химически
опасными веществами через рот.
3. Признаки отравления оксидом углерода. Первая медицинская помощь.
4. Признаки поражения АХОВ удушающего и общеядовитого действия. Первая медицинская
помощь.
5. Признаки отравления аммиаком. Первая медицинская помощь.
6. Первая медицинская помощь при ожогах химическими веществами. Особенности первой
медицинской помощи при ожогах кислотами и щелочами.
Вариант 1.
1. Какие физические качества необходимо развивать подросткам для обеспечения хорошего
уровня здоровья?
2. Назовите основные принципы закаливания организма.
3. Основные правила и способы закаливания водой.
Вариант 2.
1. Как влияют физические упражнения и занятия спортом на развитие организма подростка?
2. Для чего необходимо закаливание организма? Какое положительное влияние на здоровье
человека оказывает регулярное закаливание?
3. Правила закаливания воздухом и приема солнечных ванн.
Вариант 1.
1. Какое значение для здоровья человека имеет режим работы и отдыха?
2. В чем проявляется умственное утомление? Как можно предупредить и снизить утомление?
3. Как повысить эффективность самоподготовки?
Вариант 2.
1. Назовите составляющие трудовой деятельности школьника. Может ли трудовая
деятельность стать причиной утомления и почему?
2. Причины и признаки переутомления.
3. Назовите составляющие наиболее рационального режима дня для подростков вашего
возраста.