План проведения занятий на учебный год (по учебнику Виноградовой Н.Ф. 8-9 классы)



Основы безопасности и защиты Родины
8 класс




Уроки 12 - 14
Как вести себя при пожаре



Содержание урока

Причины и последствия пожаров

Если случился пожар

Средства пожаротушения

Чтобы Новый год не принёс неприятностей




Средства пожаротушения


В многоэтажных зданиях, в школах для тушения пожаров используют внутренние пожарные краны. Это находящийся в специальном шкафчике кран с вентилем, к которому подключён пожарный рукав со стволом. Другим широко распространённым средством пожаротушения являются огнетушители.


Воздушно-пенные огнетушители предназначены для тушения любых очагов возгорания, за исключением электроустановок, находящихся под напряжением.

Огнетушители углекислотные используют для тушения очагов возгорания веществ, горение которых невозможно без доступа воздуха, и электроустановок, находящихся под напряжением.


Практическая работа


Цель: познакомиться с устройством пожарного крана и порядком использования хранящегося в нём пожарного инвентаря.

Задание: отработать действия при возникновении в здании очага возгорания.

Порядок выполнения


1. Откройте дверцу шкафчика, ознакомьтесь с пожарным инвентарём.

2. Раскатайте рукав в направлении очага пожара.

3. Соедините рукав с краном и стволом.

4. Откройте вентиль поворотом маховика против хода часовой стрелки.

5. Направьте струю воды из ствола в очаг горения, предварительно убедившись, что вода не попадает на электроустановки и электроприборы, находящиеся под напряжением.




Практическая работа


Цель: познакомиться с устройством и порядком использования воздушно-пенного и углекислотного огнетушителей.

Задания

1. Рассмотрите схему, познакомьтесь с устройством воздушнопенного и углекислотного огнетушителей.

Схема устройства воздушно-пенного огнетушителя


Схема устройства углекислотного огнетушителя


2. Представьте, что в здании возник очаг возгорания. Как справиться с огнём с помощью воздушно-пенного огнетушителя?

Порядок выполнения


1) Поднесите огнетушитель к очагу пожара.

2) Поднимите рукоятку пенного огнетушителя вверх и перекиньте её до отказа.

3) Переверните огнетушитель вверх дном.

4) Образовавшуюся струю пены направьте на горящую поверхность, в то место, где огонь наиболее интенсивен.

5) Если огнетушитель не заработал, проверьте чистоту впрыска и встряхните огнетушитель.

3. Как справиться с огнём с помощью углекислотного огнетушителя?

Порядок выполнения


1) Поднесите огнетушитель к очагу пожара.

2) Прочистите спрыск шпилькой или иголкой.

3) Поднимите рукоятку и перекиньте до отказа.

4) Переверните огнетушитель вверх дном и встряхните.

5) Направьте струю на очаг возгорания.




Сделаем вывод и запомним его


Правила применения огнетушителя довольно просты и понятны для любого человека. Обычно эти правила размещены на корпусе устройства. Помните: ручные огнетушители работают недолго (обычно около 1 мин), поэтому с их помощью можно тушить небольшие возгорания на начальной стадии пожара; при тушении пожара углекислотным огнетушителем нельзя прикасаться оголёнными частями тела к распылителю, так как температура на его поверхности может достигать -60... -70 °С.




Работа в группах


Можно ли тушить пожар самостоятельно? Что нужно оценить, когда начался пожар? Каковы должны быть ваши действия, если загорелся телевизор? Какие средства пожаротушения есть в вашем доме? Что нужно делать, чтобы огонь не распространялся? Как правильно тушить возгорание с помощью внутреннего пожарного крана?




Вспомните:

Сравните свои суждения с ответами одноклассников. Исправьте ошибки, если они есть. Оцените свою работу: какие возникли трудности и справились ли вы с ними? Какие из вопросов вам показались наименее сложными?




Домашнее задание

Проанализируйте плакат «Использование огнетушителя». Составьте памятку «Работа с огнетушителем».







Следующая страница Чтобы Новый год не принёс неприятностей







Наверх