План проведения занятий на учебный год (по учебнику Виноградовой Н.Ф. 8-9 классы)



Основы безопасности жизнедеятельности
8 класс




Уроки 21 - 22
Лес — это серьёзно



Содержание урока

Ядовитые растения

О грибах съедобных и несъедобных

Неожиданные встречи в лесу

Если гроза застала вас в лесу


Если гроза застала вас в лесу



Задание

Рассмотрите репродукцию картины. Представьте, что вы на прогулке и вас окружает такая природа. Какие признаки приближающейся грозы вы заметили?




Приглашаем к дискуссии

Подумаем: почему полезно знать признаки приближающейся грозы? Если мы находимся на прогулке или собираемся в лес, в поле, на водоём и вдруг услышим отдалённые раскаты грома, увидим вспышки молнии, каковы будут наши действия? Вернёмся с прогулки? Отменим её? Или будем уповать на то, что гроза пройдёт стороной?

Оцените обстановку.

Услышав дальние раскаты грома, увидев вдалеке вспышки молний, постарайтесь определить примерное расстояние до грозового фронта. Это легко сделать, подсчитав время между вспышкой молнии и первым ударом грома. Звук проходит за 3 с примерно 1 км. Разделив время в секундах между вспышкой молнии и последовавшим за ней раскатом грома на 3, получаем расстояние в километрах. Через короткое время расчёты повторите и сделайте вывод: приближается грозовой фронт к вам, удаляется или стоит на месте. 

Действуйте быстро:

• если вы поняли, что гроза быстро приближается, лучше отменить прогулку и остаться дома. Если непогода застала вас в поле или лесу, надо подумать об убежище;

• старайтесь на находиться на возвышенностях и открытых незащищённых местах, вблизи металлических или сетчатых оград, крупных металлических объектов, влажных стен, линий электропередачи. Не прячьтесь в небольших сараях, под одиноко стоящими в поле деревьями. При отсутствии укрытия лягте на землю, при этом предпочтение лучше отдать сухому песчаному грунту, удалённому от водоёма;

• если гроза застала вас в лесу, укройтесь на участке, поросшем низкорослым кустарником. Категорически нельзя прятаться под высокими деревьями, особенно соснами, дубами, тополями;

• обратите внимание на то, нет ли рядом деревьев, ранее поражённых грозой, расщеплённых: обилие поражённых молниями деревьев свидетельствует, что грунт на данном участке имеет высокую электропроводность и удар молнии сюда весьма вероятен.




Сделаем вывод и запомним его


Вероятность попадания молнии в конкретное дерево прямо пропорциональна его высоте.




Задание

Проанализируйте таблицу. Определите, какие виды деревьев менее опасны как укрытия при грозе.

Вероятность попадания молнии в зависимости от породы дерева


Порода дерева Количество ударов молнии (на 100 ударов в деревья)
Акация 1
Липа 2
Бук 3
Сосна 6
Ель 10
Тополь 24
Дуб 54



Работа в группах


Рассмотрите фотографии. Все они изображают действия, опасные во время грозы. Объясните почему.




Сделаем вывод и запомним его


• Во время грозы нельзя находиться на воде и у воды — купаться, ловить рыбу; необходимо подальше отойти от берега.

• Во время грозы не следует заниматься спортом на открытом воздухе, нельзя бегать: считается, что пот и быстрое движение притягивают молнию.

• Если гроза застигла вас на велосипеде или мотоцикле, прекратите движение и переждите грозу на расстоянии не менее 30 м от него.

• Если гроза застала вас в автомобиле, не нужно его покидать. Надо закрыть окна и опустить автомобильную антенну. 

• При встрече с шаровой молнией старайтесь быть предельно спокойным; не нужно приближаться к ней, убегать от неё, касаться её чем - либо, так как может произойти взрыв.




Работа в группах


Выберите по одной репродукции картины на группу и определите особенности грозы как явления природы, изображённого художником. Класс обсуждает и оценивает результаты работы групп.




Домашнее задание

Подготовьте по изученному разделу три-четыре контрольных вопроса для класса, задайте их и оцените качество ответа.







Следующая страница Ядовитые растения







Наверх