План проведения занятий на учебный год (по учебнику Виноградовой Н.Ф. 8-9 классы)



Основы безопасности жизнедеятельности
8 класс




Урок 28
Чрезвычайные ситуации на дорогах


Почему транспорт является источником опасности


За свою долгую историю транспортные средства прошли колоссальный путь развития. От первых примитивных лодок и повозок, от парусных кораблей, воздушных шаров и паровозов человечество пришло к современным автомобилям, электровозам, авиалайнерам и океанским судам. Современную цивилизацию невозможно представить без высокоскоростного и большегрузного транспорта. Но именно эти характеристики являются причиной многих опасных ситуаций, которые постоянно возникают вокруг нас.

Транспортные средства в экстренной ситуации не могут остановиться сразу. Приближаясь к ним, пассажиры неизбежно оказываются в зоне риска, особенно в момент посадки-высадки. В случае аварии и поломки, несмотря на применение новых материалов, на транспорте нередко случаются пожары.


Приглашаем к дискуссии

Обсудим: что такое дорожно-транспортное происшествие? К чему оно приводит? Какие причины могут вызвать аварию на транспорте?




Подсказка

Обратим внимание на слова: погода, нарушение, человеческий фактор, неисправность.



Дорожно-транспортное происшествие
Причины и последствия


Первое в истории зарегистрированное дорожно-транспортное происшествие (ДТП) произошло 30 мая 1896 года в Нью-Йорке: проезжавший по улице электромобиль столкнулся с велосипедистом, который получил перелом ноги. Именно с этого дня начинается отсчёт наездов автотранспорта на пешеходов, автокатастроф, смертей и увечий на дорогах, количество которых нарастало с каждым годом. По данным Организации Объединённых Наций (ООН) ежегодно во всём мире гибнет в дорожных авариях 1.3 млн человек — 3.5 тысячи человек в день. Более половины этих людей — пешеходы. От 20 млн до 50 млн человек получают различные тяжёлые травмы и становятся инвалидами. Именно дорожно-транспортные происшествия являются одной из трёх основных причин смерти людей в возрасте от 5 до 44 лет. Экономические потери от дорожно-транспортных происшествий тоже очень велики: в год это около 500 млрд долларов США во всём мире.

Что такое дорожно-транспортное происшествие? Это событие на дороге с участием хотя бы одного автомобиля (или пассажирского транспорта), при котором пострадали люди или предметы (в том числе автомобили, грузы, сооружения).

Когда говорят о последствиях ДТП, то часто обращают внимание на причинённый материальный ущерб — стоимость разбитых предметов.

Но никогда нельзя забывать о главном — о ценности человеческой жизни.

Вот как эту мысль выразил английский поэт Джон Донн:

«Нет человека, который был бы сам по себе, как остров;
каждый человек — частица материка;
если даже комок земли будет смыт морем, станет меньше Европа.
как если бы смыт был целый мыс, или владения твоих друзей,
или твои собственные;
смерть каждого человека уменьшает меня.
ибо я един с человечеством;
а потому никогда не посылай узнать, по ком звонит колокол;
он звонит по тебе».




Это полезно знать!

О количестве дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации и их последствиях можно узнать из таблицы. Обратите внимание на цифры, подумайте о том. сколько человек могло счастливо жить, если бы не случайность... Но ведь эта случайность имеет свои причины: легкомыслие, безответственность участников дорожного движения, их неумение предвидеть, вовремя оценить дорожную обстановку, не допустить опасного развития событий.

Дорожно-транспортные происшествия в России с 2006 по 2015 г.


Год ДТП Погибло (чел.) Ранено (чел.)
2006 229 140 32 724 285 362
2007 233 809 33 308 292 206
2008 218 322 29 936 270 883
2009 203 603 26 084 257 034
2010 199 431 26 567 250 635
2011 199 868 27 925 251 848
2012 203 597 27 953 258 618
2013 204 068 27 025 258 437
2014 199 720 26 963 251 785
2015 184 000 23 144 231 197

Показатель смертности (число погибших на 100 тыс. населения) на дорогах России примерно в 4 раза выше, чем в развитых европейских странах — Великобритании, Германии, Норвегии, Швейцарии, Швеции, Финляндии. При этом одними из основных причин ДТП в России являются нарушения правил дорожного движения, вождение в нетрезвом виде, эксплуатация технически неисправных транспортных средств, невнимательность и беспечность пешеходов.



Задание

Как вы думаете, почему на дорогах России гибнет больше людей, чем в развитых европейских странах?



Нарушение правил дорожного движения — главная причина ДТП



Сделаем вывод и запомним его


Причины многих ДТП кроются в нарушении правил дорожного движения водителями транспортных средств, пешеходами и пассажирами, то есть, как говорят, зависят от человеческого фактора. Около 7% дорожно-транспортных происшествий в 2012 г. случились по вине водителей, находившихся в состоянии опьянения. Негативное воздействие выпитого алкоголя сохраняется в течение суток и более. Водители, систематически слушающие музыку за рулём, более склонны к превышению скорости и чаще попадают в ДТП из-за невнимательности.





Это полезно знать!

Водитель, увидев препятствие или пешехода, должен осознать связанную с ними опасность наезда, принять решение об остановке или уменьшении скорости. Ему нужно при этом перенести ногу с педали газа на педаль тормоза. На это уходит от 0,3 до 1,7 с. Как правило, чем опытнее водитель, тем быстрее он это делает. На срабатывание педали тормоза до начала торможения уходит ещё 0,1-0,3 с; 0,35-0,55 с тратится на наращивание тормозного усилия до максимума. При скорости 60 км/ч автомобиль за секунду преодолевает около 17 м и поэтому до начала торможения проезжает от 10 до 40 м. Только после этого начинается собственно тормозной путь автомобиля.

Хотя замедление хода автомобиля зависит от конструкции и исправности тормозных механизмов, на него влияет также состояние шин и амортизаторов. Чем сильнее контакт колёс автомобиля с дорогой, тем эффективнее торможение. Сила сцепления с поверхностью зависит от характеристик шин и состояния дорожного покрытия. На силу торможения влияет тип шин (зимние или летние), ширина и рисунок протектора, степень его износа. Длина тормозного пути зависит от дорожного покрытия и его состояния в разное время года, разное время суток и в разную погоду.


Как возникает опасность наезда автомобиля на пешехода?


Как правило, это происходит из-за неправильной оценки пешеходом дорожной ситуации и ошибок, совершённых им во время перехода. Например, пешеход верно оценил расстояние до приближающегося к нему слева автомобиля как безопасное. По другой стороне дороги, справа от пешехода, движутся автомобили. Пешеход предполагает, что, когда он дойдёт до середины дороги, движущиеся справа автомобили уже проедут, и путь для него будет свободен.

В расчёте на это пешеход преждевременно начинает движение и выходит на проезжую часть. Но автомобили, движущиеся справа, неожиданно замедляют ход (из-за сигнала светофора, по другим причинам), и путь для пешехода оказывается закрыт. Он останавливается на проезжей части дороги, чтобы принять новое решение. Водитель приближающегося слева автомобиля вынужден срочно тормозить, чтобы избежать наезда. Если ему не удастся быстро остановить автомобиль, столкновение с пешеходом становится неизбежным.

При движении пешехода по тротуару или по обочине дороги, при переходе через дорогу необходимо быть очень внимательным. Поэтому нельзя идти по дороге, вставив в уши наушники и слушая громкую музыку. Музыка отвлекает внимание пешехода. Он может не услышать шум и звуковой сигнал подъезжающего автомобиля, может случайно оказаться на пути транспортных средств, может не успеть вовремя среагировать на изменение дорожной ситуации.

Нельзя ехать по обочине дороги или по тротуару на роликовых коньках. У них сложная траектория движения, передвижение на роликах требует свободного пространства. Кататься на них можно только в специально отведённых для этого местах. То же самое относится и к скейтбордам.


Сделаем вывод и запомним его


Нельзя устраивать на тротуаре игры, толкаться, громко разговаривать и размахивать руками. Всё это мешает пешеходу контролировать ситуацию на дороге, следить за сигналами светофоров и автомобилей.




Домашнее задание

1. Что такое дорожно-транспортное происшествие?

2. К каким тяжёлым последствиям приводят дорожно-транспортные происшествия?

3. Укажите причины ДТП с участием пешеходов.



Опасные игры на дорогах


Скейтбординг (скейтинг) — катание, а также исполнение различных трюков на скейтборде — специальной доске на колёсиках. Человека, занимающегося скейтбордингом, называют скейтбордистом или скейтером. Это зрелищные, захватывающие дух экстремальные спортивные игры, которые воспитывают характер, волю, смелость. Но, как любой спорт, он травмоопасен.

Если вы просто хотите научиться кататься на скейтборде, то под руководством тренера на овладение этим мастерством уйдет немало времени. Оно необходимо не только для того, чтобы научиться передвигаться на доске, но и группироваться и правильно падать, совершать прыжки и другие сложные движения. Всё это поможет избежать травм или уменьшить их. У каждого скейтера в экипировке обязательно должны быть шлем, наколенники, налокотники, специальные перчатки.

Ещё одна опасность скейтборда заключается в том, что скейтеры часто используют для своих игр шоссе, автомобильные трассы и дороги. В этом случае необходимо быть особенно внимательным к дорожной обстановке, к выполнению правил передвижения по автомагистралям даже в том случае, когда они не очень загружены. Невнимание к погоде (туман, дождь, плохая видимость) также может стать причиной непредвиденной ситуации.

Бокинг — бег и прыжки на пружинящих ходулях (джамперах). Это новый увлекательный вид спорта, который допускает эксперименты (каждый участник может внести в него что-то новое), но он технически сложен и опасен. И удовольствие от занятия им получает тот. кто хорошо владеет всеми правилами «полётов» над землёй в «сапогах-скороходах».

• обучение должно быть постепенным. Не нужно думать, что уже само стояние на джамперах обеспечивает возможность совершать разные трюки, показывать чудеса акробатики, разгоняться с большой скоростью и др. Постоянные тренировки с постепенным усложнением упражнений — условие успешного обучения.

• хорошая физическая форма бокера (так называют участников движения на джамперах): крепкое, физически развитое тело, высокая выносливость.

• дисциплина и, главное, самодисциплина — чёткое и беспрекословное соблюдение всех указаний тренера, умение оценивать сложившуюся обстановку и предвидеть результат своих действий.

• обязательна специальная экипировка: наколенники, налокотники, наладонники и шлемы.

ВМХ (читается «би-эм-экс») — катание на специальных ВМХ-велосипедах без подвески, с небольшими колёсами и с одной скоростью. Молодые люди, занимающаяся этим видом спорта, называется райдерами.

У ВМХ несколько направлений, от простых гонок но трассам до фристайла — сложнейших и часто очень опасных трюков. Катание на таких велосипедах требует обязательной защитной экипировки. прежде всего шлемов, а также огромной сноровки и мастерства и, разумеется, безупречного знания и неукоснительного соблюдения правил дорожного движения для велосипедистов.

Как вести себя в дорожно-транспортном происшествии


ДТП ещё не произошло, но водитель и пассажиры уже поняли, что его не избежать. Постарайтесь в эти считанные мгновения подготовиться к столкновению.

• Поднимите руки, закройте ими лицо и голову.
• Ногами крепче упритесь в пол. коленями — в кресло перед собой.
• Сгруппируйтесь — напрягите все мышцы, что придаст организму дополнительную силу сопротивления при ударе.

А что надо делать после того, как ДТП произошло?

• Следует как можно быстрее покинуть автомобиль и отойти от него на безопасное расстояние. Особенно это важно, если в салоне чувствуется запах дыма или появился огонь. Через три- четыре минуты после возгорания автомобиля с бензиновым двигателем может произойти взрыв. Если при столкновении произошла деформация корпуса, заклинило двери, выбирайтесь через окна.

• Важно как можно быстрее сообщить о случившемся ДТП. ЭТО — первое и самое насущное действие, от которого может зависеть жизнь и спасение пострадавших людей. Нужно звонить:

101 — в городских стационарных телефонных линиях по этому номеру можно вызвать местную службу спасения (если звонок производится с мобильного телефона, номер службы спасения зависит от оператора — 010 либо 001);

102 — в полицию, откуда звонок будет переадресован в органы безопасности дорожного движения (для мобильных телефонов это номер 020 либо 002, в зависимости от сотового оператора).

В некоторых регионах действует единый номер экстренных служб 112. По нему можно звонить как со стационарного телефона, так и с мобильных телефонов разных операторов: соединение происходит даже в том случае, если на счёте нет денег, SIM-карта заблокирована или её вообще нет.

Полезно знать единый номер экстренных служб своего региона, его лучше заранее занести в память мобильного телефона.

Говорить по телефону следует спокойно и чётко. Сотрудникам ГИБДД нужно сразу сообщить, есть ли пострадавшие в ДТП и что с ними случилось. Специалисты ГИБДД сами вызовут «скорую помощь».

• Обратитесь за помощью и поддержкой к водителям и пассажирам проезжающих мимо автомашин.

• Определите, в каком состоянии находятся потерпевшие. Если они без сознания, нужно быть особенно осторожным. Как можно быстрее вытащите их из автомобиля и окажите первую помощь. Однако надо помнить, что одной из наиболее распространённых травм в ДТП является повреждение шейного отдела позвоночника. Если у пострадавшего не придерживают голову, это может привести к его смерти! Извлекать пострадавшего нужно быстро, но осторожно. Отнесите его на безопасное расстояние и для надёжности наложите ему шейный воротник для фиксации шеи и позвоночника.


Медицинская страничка

Травмы при дорожно-транспортных происшествиях

Характерными телесными повреждениями при ДТП являются ссадины и разрывы кожи, кровоподтёки, переломы, разрывы внутренних органов.

Обратите внимание! Тяжесть телесных повреждений значительно уменьшается, если пассажиры и водитель пристёгнуты ремнями безопасности.

Мотоциклист и пассажир мотоцикла в дорожно-транспортном происшествии могут получить серьёзные травмы головы, переломы и повреждения рук и ног, плеч и таза. Наиболее уязвимой при этом является голова, поэтому ношение защитного шлема во время поездки для мотоциклиста и едущего с ним пассажира является обязательным.

Кровотечение. Кровотечение является одним из проявлений травмы. Оно может быть внутренним и наружным. При подозрении на внутреннее кровотечение (об этом свидетельствуют бледность, холодный пот. нарастающая слабость, потеря сознания) пострадавшего нужно уложить на спину с приподнятыми ногами и ожидать прибытия «скорой помощи».

Наружные кровотечения подразделяются на три вида:

1) венозное — кровь тёмного цвета выделяется непрерывной струёй. Необходимо срочно наложить тугую повязку на раневую поверхность:

2) артериальное (наиболее опасный вид кровотечения!) — кровь ярко-алого цвета выделяется мощной пульсирующей струёй. Это кровотечение нужно срочно остановить, иначе пострадавший умрёт от потери крови. Пережмите пальцем повреждённый сосуд выше места ранения и наложите тугую повязку. Если кровотечение продолжается, нужно наложить жгут, прикрепить к нему записку с указанием времени, когда жгут был наложен, и обратиться за медицинской помощью. Если получить её долго не удаётся, через час-полтора нужно ослабить жгут на несколько секунд и снова затянуть. Это необходимо, чтобы в лишённой притока крови конечности не началась гангрена (отмирание тканей):

3) капиллярное — возникает при значительном повреждении кожного покрова. Для остановки капиллярного кровотечения наложите на всю поверхность раны тугую повязку.






Это полезно знать!


На современных легковых автомобилях используется трёхточечный ремень безопасности, который сочетает в себе плечевой и поясной ремни, но при этом представляет собой единый отрезок ремня с перемещающейся по нему пряжкой. При аварии усилие торможения распределяется по значительной поверхности груди, плеч и бедренного пояса, что значительно смягчает пагубные последствия удара. Трёхточечный ремень был изобретён шведским инженером Нильсом Болином и впервые был применён в серийном автомобиле в 1959 году.

По мнению учёных, изобретение Нильса Базина сократило число погибших и получивших тяжёлые травмы водителей и пассажиров транспортных средств почти на 70%.











Наверх