План проведения занятий на учебный год (по учебнику Виноградовой Н.Ф. 8-9 классы)



Основы безопасности и защиты Родины
8 класс




Урок 31
Железнодорожные катастрофы


Если произошло крушение поезда...


Железнодорожный транспорт считается более безопасным, чем автомобильный и воздушный. Однако и здесь случаются аварии, уносящие жизни людей. Особенно часто катастрофы происходят из-за столкновения поездов, их схода с рельсов, пожаров и взрывов.

Конечно, человек не может повлиять на складывающуюся во время аварии ситуацию, однако некоторые меры предосторожности всё же следует предпринять. Например, старайтесь брать билеты в середину поезда, эти вагоны страдают при аварии меньше других. Не располагайте тяжёлые вещи на верхних полках в вагоне, положите их под нижнее сиденье, потому что при резком толчке или торможении они упадут сверху и нанесут вам травму. Если вы спите на верхней полке, попросите у проводника привязные ремни.

В случае толчка или удара постарайтесь уцепиться за какие-нибудь поручни или упритесь во что-нибудь. Это поможет избежать или уменьшить вероятность травм. Постарайтесь отодвинуться от окон. Закройте глаза, чтобы в них не попали осколки стёкол.

Если произошло крушение поезда, выполняйте следующие действия:

• попытайтесь выбраться наружу через окно в своём купе; выбравшись из опасной зоны, постарайтесь быть рядом со взрослыми;
• если необходимо покинуть поезд, то прыгать надо по ходу движения с той стороны вагона, где нет столбов; желательно приземляться на обе ноги; если есть возможность, перед прыжком наденьте на себя как можно больше одежды.


Сделаем вывод и запомним его


При возникновении пожара в вагоне поезда нужно действовать быстро и решительно. Помните, что плацкартный вагон на ходу полностью выгорает буквально за несколько минут. Оставьте заботы о багаже и думайте только о спасении своей жизни.



При обнаружении очага возгорания нужно произвести следующие действия:
• остановить поезд с помощью стоп-крана;
• сообщить проводнику о пожаре;
• разбудить спящих пассажиров: 
• открыть двери, перейти в вагоны, где пожара нет;
• отойти от горящего вагона.


Если вас отрезало огнём от выхода, необходимо зайти в купе или в туалет, плотно закрыть за собой дверь и дожидаться помощи, привлекая к себе внимание криками и стуком.


Сделаем вывод и запомним его


При пожаре в поезде нельзя залезать на крыши вагонов.





Это полезно знать!


Из истории железнодорожных катастроф в России


Одним из первых событий такого рода считается лобовое столкновение двух поездов в ночь с 11 на 12 августа 1840 года близ Санкт-Петербурга. Тогда погибло 6 пассажиров. 78 было ранено.

17 октября 1888 года произошло крушение императорского поезда. в результате чего погиб 21 человек. Вагон, в котором находились Александр III и его жена Мария Фёдоровна с детьми и свитой, был полностью разрушен: без колёс, со сплюснутыми и разрушенными стенами. он полулежал на насыпи; крыша его обрушилась на нижнюю раму. Первым толчком всех повалило на пол, а когда после разрушения пол провалился, то все оказались на насыпи под прикрытием крыши. Утверждали, что Александр III, обладавший недюжинной силой, держал на плечах крышу вагона, пока семья и другие пострадавшие выбирались из-под обломков.

6 января 1935 года в Новгородской области произошло столкновение скорых поездов. 17 человек погибло, 6 человек умерло от ожогов, 56 человек получило увечья.

Ночыо 6 августа 1952 года около станции Дровнино (Московская область) из-за наезда на лошадь потерпел крушение пассажирский поезд. Погибло 109 человек.

2 июня 1959 года на станции в Красноярском крае столкнулись два грузовых поезда. Возник пожар, который перекинулся на стоявший рядом пассажирский поезд. Среди погибших было 56 детей из Хакасии.

4 июня 1989 года под Уфой в момент прохождения двух встречных пассажирских поездов взорвалось облако газа, вытекшего из повреждённого газопровода рядом с путями. Погибло 575 человек, было ранено 623. Это была крупнейшая железнодорожная катастрофа на территории России и СССР.

27 ноября 2009 года в результате террористического акта произошло крушение скоростного поезда «Невский экспресс». Погибло 28 человек, ранено около 100 человек.


Зацепинг — опасная игра


Зацепинг (русскому слову «зацеп» придали «английскую» форму по аналогии со словами «сёрфинг», «скейтинг») не относится ни к видам спорта, ни к спортивным играм. Это — экстремальная «забава» молодёжи. заключающаяся в езде на различных видах транспорта снаружи (на крыше, между вагонами, сзади) и одновременное совершение рискованных действий (перепрыгивание с вагона на вагон, изменения позиции тела и пр.).


Одних подростков на такое поведение провоцирует желание выделиться из толпы, показать, на что они способны, повысить свой авторитет. Других — желание не отставать от лидеров, а как следствие — бездумное копирование их действий безо всякого анализа и оценки. Эго типичный случай зависимого поведения.

Медики и психологи считают эту «забаву» следствием недостаточно развитого чувства самосохранения, а также того, что некоторые люди не осознают возможных последствий своих действий. Они считают, что поведение зацеперов относится к особому виду зависимости сродни наркомании или курению благодаря некоему иллюзорному чувству свободы, появляющемуся из-за резкого повышения адреналина в крови. Одним из роковых последствий этого увлечения является адреналиновая зависимость, толкающая такого «наркомана» на всё более рискованные и необдуманные поступки, которые в конце концов приводят к смерти зацепера.


Сделаем вывод и запомним его


Участие в такой сомнительной «забаве», как зацепинг, говорит о недостаточной зрелости его участников. Если возникает тяга к этому смертельному развлечению, нужно прежде всего ответить себе на вопрос «Стоит ли рисковать своей жизнью, чтобы получить на одно мгновенье иллюзию свободы?». А также ответить себе на следующие вопросы: «Нужен ли мне зацепинг? Хочется ли мне стать лжегероем? Могу ли я самостоятельно строить своё поведение, отказавшись от влияния "друзей"?». Честные ответы на эти вопросы заставят каждого отказаться от этой смертельной «забавы».




Это полезно знать!


В начале XX века проезд снаружи поездов был вынужденной мерой во многих странах мира, включая Россию. Нехватка поездов, дороговизна билетов вынуждали бедняков ехать на крышах вагонов или на подножках, держась за поручни.


К середине XX века эта явление было изжито во всех развитых странах, но в конце века оно возродилось как молодёжная субкультура. Общественность отрицательно прореагировала на такое явление. Во многих странах введены серьёзные штрафы за нарушение правил проезда на железнодорожном транспорте и в метро. Так, в Великобритании он равен 1000 фунтов, в Германии — до 50 тыс. евро. В США нарушителя могут подвергнуть аресту до 30 суток, в особых случаях — наказать тюремным заключением на срок до 6 месяцев, а в Канаде — до одного года.

Сегодня зацепинг, к сожалению, стал популярной «забавой» молодёжи во всём мире.

Многие зацеперы общаются в социальных сетях и собираются для совместных поездок. Общественность очень обеспокоена этим крайне опасным «развлечением» подростков, которое приводит к гибели молодых людей, а также к серьёзным сбоям в работе железнодорожного транспорта.



Темы пректов:

«История великих кораблекрушений»; «Правила поведения при чрезвычайных ситуациях на корабле». Группы готовят сообщения и презентации.




Работа в группах


Подготовьте три-четыре вопроса по изученному разделу и задайте их одноклассникам. Оцените качество ответов и степень сложности своих вопросов.











Наверх