Важнейшим условием своевременного принятия мер по защите населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени является его оповещение. С этой целью в стране созданы системы оповещения, прежде всего система централизованного оповещения, включающая в себя федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый уровни. Благодаря этой системе можно в кратчайшие сроки оповестить об опасности значительную часть населения страны в целом или отдельных ее территорий. Своевременное оповещение позволяет принять меры по защите населения и тем самым снизить потери. К этому же направлению следует отнести создание на потенциально опасных объектах локальных систем оповещения, управляемых дежурным персоналом объекта или персоналом централизованной системы оповещения города. Задача локальной системы оповещения — своевременно оповестить об опасности людей, проживающих вблизи потенциально опасного объекта. На случай если дежурный персонал не сможет своевременно задействовать систему оповещения, создаются локальные или объединенные автоматизированные системы обнаружения опасных природных и техногенных факторов и оповещения о них. Так, на некоторых отечественных АЭС созданы автоматизированные системы контроля радиационной обстановки.
Система оповещения населения в чрезвычайных ситуациях входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В Российской Федерации действуют 1 федеральная, 6 региональных и 88 территориальных систем централизованного оповещения.
Системы связи и оповещения обеспечивают доведение сигналов и информации до федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также охватывают около 90% населения страны.
В настоящее время ведутся работы по реконструкции систем оповещения и по модернизации федеральной и региональных систем. В 2004 г. завершена работа по созданию единых диспетчерских служб на базе телефона 01 (единый телефон пожарных и спасателей МЧС России). С созданием единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДЦС) количество поступивших на телефон 01 сообщений в 2004 г. по сравнению с 2003 г. возросло почти в три раза. При этом только половина из них — сообщения о пожарах. Анализ конкретных ситуаций показал, что эффективность реагирования на обращения граждан в территориях, где функционирует единая дежурно-диспетчерская служба, увеличилась на 40%.
В 2005—2009 гг. МЧС России совместно с рядом субъектов РФ провело определенную работу по совершенствованию использования современных технических средств и способов подготовки и информирования населения по вопросам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, в местах массового пребывания людей (в метро, на вокзалах, в крупных магазинах, на стадионах и т. п.). Реализация этого направления позволит решить проблему своевременного и качественного доведения до людей в этих местах необходимой информации о правилах безопасного поведения, особенно при пожарах, чрезвычайных ситуациях и террористических актах.
1. С какой целью создаются системы оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций?
2. Как организована централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях?
3. Для каких целей создана единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01?
4. На каких объектах создаются локальные и автоматизированные системы оповещения?
5. 5. Какие меры принимаются МЧС России по использованию современных технических средств для своевременной информации населения?
Узнайте и запишите в дневнике безопасности о существующем порядке оповещения о ЧС в районе вашего проживания в следующих ситуациях:
1) если вы находитесь в школе;
2) на улице;
3) в общественном месте;
4) дома.