Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон «О противодействии терроризму», другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
Основным документом, регламентирующим борьбу с терроризмом, является Федеральный закон «О противодействии терроризму»1. Он определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ. общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан. Закон устанавливает права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.
1Принят Государственной думой 26 февраля 2006 г. Одобрен Советом Федерации 1 марта 2006 г. Подписан Президентом РФ 6 марта 2006 г. № 35-Ф3.
Законом определены субъекты, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции.
В настоящее время борьбу с терроризмом в Российской Федерации осуществляют:
• Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России);
• Министерство внутренних дел РФ (МВД России);
• Служба внешней разведки РФ (СВР России);
• Федеральная налоговая служба РФ (ФНС России);
• Федеральная служба охраны РФ (ФСО России);
• Федеральная пограничная служба (ФПС), входящая в состав ФСБ:
• Вооруженные Силы РФ;
• МЧС России.
Указом Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» (от 15 февраля 2006 г. № 116) образован Национальный антитеррористический комитет и утверждено Положение о нем, в котором определены основные задачи комитета. В субъектах Российской Федерации созданы антитеррористические комиссии.
Председателем Национального антитеррористического комитета по должности является директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации. В состав комитета входит министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Руководителями антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.
Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе комитета образован Федеральный оперативный штаб.
Для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации образованы оперативные штабы.
Кроме того, в документе «Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 г.»2 определено, что гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть готовой:
• выполнять задачи при любых вариантах развертывания военных действий и крупномасштабных террористических актов;
• принимать участие в защите населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах.
2 Утверждено Президентом РФ 5 января 2004 г.
1. Какие основные нормативно-правовые акты РФ составляют правовую основу борьбы с терроризмом?
2. Какой основной документ регламентирует борьбу с терроризмом в Российской Федерации?
3. Какие органы субъектов Российской Федерации непосредственно осуществляют борьбу с терроризмом?
4. Какие задачи решает гражданская оборона по защите населения от террористических актов?
5. Почему в состав Национального антитеррористического комитета входит министр МЧС России?
Внимательно прочитайте материал данного параграфа и выпишите в дневник безопасности основные понятия связанные с терроризмом.