План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности и защиты Родины
9 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)



Тема 9
Семейное право в Российской Федерации



Вы знаете:

• Что семейные отношения в нашем государстве регулируются Семейным кодексом Российской Федерации.

Вы узнаете:

• Какие положения закреплены в Семейном кодексе Российской Федерации.


В настоящее время в Российской Федерации основным актом, регулирующим семейные отношения, является Семейный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие 1 марта 1996 г.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьёй всех её членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, необходимости обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Семейный кодекс:

• устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав;

• устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным;

• регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновлёнными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами;

• определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


ОТДЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ПРАВА

(Извлечения из Семейного кодекса)

Статья 1. Основные начала семейного законодательства

Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Статья 10. Заключение брака

Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Статья 11. Порядок заключения брака

Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца и не позднее двенадцати месяцев со дня подачи заявления в орган записи актов гражданского состояния в дату и во время, которые определены лицами, вступающими в брак, при подаче ими заявления о заключении брака.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца со дня подачи заявления о заключении брака.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребёнка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключён в день подачи заявления.

Статья 12. Условия заключения брака

Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

Статья 13. Брачный возраст

Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учётом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Не допускается заключение брака между:

• лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

• близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сёстрами);

• усыновителями и усыновлёнными;

• лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Статья 40. Брачный договор

Брачным договором пэизнаётся соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Статья 41. Заключение брачного договора

Брачный договор может быть заключён как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака.

Брачный договор, заключённый до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака.

Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

Статья 54. Право ребёнка жить и воспитываться в семье

Ребёнком признаётся лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребёнок имеет право преимущественного приёма на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные и неполнородные брат и (или) сестра.

Ребёнок имеет права на воспитание своими родителями, образование, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей

Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.

Статья 62. Права несовершеннолетних родителей

Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребёнком и участие в его воспитании.

Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребёнка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет. До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет их ребёнку назначается опекун, который осуществляет его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребёнка. Разногласия, возникающие между опекуном ребёнка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.

Несовершеннолетние родители имеют права признавать и оспаривать своё отцовство и материнство на общих основаниях, а также имеют право требовать по достижении ими возраста четырнадцати лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учётом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей

Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.



Проверяем знания

1. Каковы цели создания Семейного кодекса Российской Федерации? Сформулируйте своими словами.

2. Какие отношения регулируются Семейным кодексом Российской Федерации?

3. Каков порядок и условия заключения брака? Какие обстоятельства не позволяют вступить в брачные отношения?

4. Какие права ребёнка зафиксированы в Семейном кодексе Российской Федерации?

Работаем с источниками

Проанализируйте статьи Семейного кодекса Российской Федерации. Кратко сформулируйте их содержание и сгруппируйте: «Заключение брака», «Права и обязанности родителей».

После уроков

Вспомните произведения художественной литературы, в которых описываются семейные отношения. Охарактеризуйте эти отношения. Что значит семья для вас лично? Подготовьте небольшой рассказ.




РЕЗЮМЕ

Здоровье каждого из нас не только личная, но и общественная собственность. Здоровые трудоспособные люди являются основой общества, благодаря их труду укрепляется мощь нашего Российского государства.

Здоровье можно сохранить на долгие годы при помощи физических упражнений и каждодневном соблюдении правил гигиены. Благодаря крепкому здоровью и соблюдению правил здорового образа жизни можно добиться хороших результатов в учёбе и выбранной профессии, создать семью. Здоровье и здоровый образ жизни, физическая культура и двигательная активность — понятия друг от друга неотделимые.

Для создания семьи в недалёком будущем молодые люди должны быть ответственными, физически здоровыми и психически устойчивыми, способными обеспечить в полном объёме все функции семьи.

Основной функцией семьи является её репродуктивная функция — рождение и воспитание детей, обеспечивающие смену поколений.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какой вид общественных отношений регулирует семейное законодательство?

2. Подготовьте презентацию на тему «Семейный кодекс Российской Федерации и его роль в развитии общества».

3. Можно ли считать законным гражданский брак? В чём его отличие от официального брака? Есть ли преимущества (недостатки) гражданского брака по сравнению с официальным?

4. Как вы думаете, какие функции выполняет Семейный кодекс Российской Федерации? Подготовьте презентацию.





Наверх