В Российской Федерации отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом «О защите прав потребителей» (№ 2300-1 от 7 февраля 1992 г., последняя редакция), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вы знаете:
• Что каждый гражданин, приобретая товар или получая услугу (становясь потребителем), имеет права.
Вы узнаете:
• В каком нормативном документе прописаны права потребителей.
• Основные понятия, закреплённые в этом законе.
• В чём состоит система контроля за соблюдением закона.
В действующих нормативных правовых актах Российской Федерации в области защиты прав потребителей установлены права потребителей:
• на приобретение товаров (выполнение работ, оказания услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;
• на получение достоверной информации о товарах (работах, услугах);
• на получение достоверной информации об изготовителях и продавцах товаров, об исполнителях работ (услуг).
Кроме того, законодательно определены:
• организация государственной и общественной защиты прав потребителей;
• механизм реализации прав потребителей.
В Законе «О защите прав потребителей» содержатся основные понятия, используемые в области защиты прав потребителей, которые необходимо знать каждому потребителю.
Вот основные из них:
• потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
• изготовитель — организация независимо от её организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;
исполнитель — организация независимо от её организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору; продавец организация независимо от сё организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующий товары потребителям по договору купли-продажи;
• недостаток товара (работы, услуги) — несоответствия товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора; существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранён без несоразмерных расходов или затрат времени или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения;
• безопасность товара (работы, услуги) — безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасности процесса выполнения работы (оказанию услуги).
Система контроля за соблюдением прав потребителей в Российской Федерации определена в Законе «О защите прав потребителей» и возложена на:
• государственные органы исполнительной власти (федеральные, региональные и органы местного самоуправления);
• общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы).
Однако каждому потребителю необходимо уяснить, что меры, принимаемые в государстве по защите прав потребителей, будут мало эффективны, если сами потребители в полной мере не будут подготовлены к защите своих прав и не научатся грамотно их реализовывать на практике при приобретении товаров, при контроле выполнения заказанных работ (услуг).
Обеспечить высокий уровень защиты прав потребителей можно только совместными усилиями государства и гражданами страны.
Каждый человек в повседневной жизни может постоянно выступать в качестве потребителя товаров (работ, услуг), а для того чтобы совместная работа государства, общества и личности в области защиты прав потребителя была эффективной, каждый человек, гражданин Российской Федерации, должен хорошо знать свои права в области защиты прав потребителей, постоянно их совершенствовать с учётом возникающих в стране изменений в сфере взаимодействия потребителей, продавцов (исполнителей, изготовителей) и грамотно их реализовать в различных жизненных ситуациях при купле-продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).
Проверяем знания
1. В чём заключается основное предназначение системы по защите прав потребителей, созданной в Российской Федерации?
2. Какие нормативные правовые акты Российской Федерации определяют организационные основы по защите прав потребителей?
3. Какие основные права потребителей установлены законодательством Российской Федерации?
4. Какие основные понятия используются в области защиты прав потребителей?
5. Как вы думаете, распространяется ли Закон «О защите прав потребителей» на рынок?
Решаем задачи
1. Разработайте анкету и проведите опрос одноклассников и взрослых, выяснив, все ли они знают закон о правах потребителей. Проанализируйте результаты, обсудите с одноклассниками.
2. Как вы думаете, распространяется ли Закон «О защите прав потребителей» на рынок?
Работаем с источниками
Из списка понятий, закреплённых в законе, выберите те, с которыми вы чаще всего сталкиваетесь в повседневной жизни. Сформулируйте своими словами краткое определение одного из этих понятий. Подготовьте презентацию о законе, защищающем права потребителей, отразив цели его создания, основные положения.
После уроков
Подготовьте плакат о защите прав потребителей, который вы разместили бы при входе в магазин, на рынок, в мастерскую.