Вы живёте в обществе и почти каждый день общаетесь с людьми — в своей школе, в магазине, во дворе, по телефону, в социальных сетях. В социальных сетях вы любите общаться с друзьями и взрослыми, с теми, кто вам интересен и кому вы доверяете.
Информационная сеть Интернет сегодня стала крупнейшим средством распространения и обмена информацией. При помощи Интернета вы пользуетесь образовательными, развлекательными ресурсами, осуществляете покупки, общаетесь в социальных сетях и на различных форумах. Интернет, по существу, стал серьёзным средством формирования взглядов, нравственных позиций в отношении себя самого и общества в целом в первую очередь в молодёжной среде, в среде учащихся.
Из этой главы вы узнаете об опасностях информационного воздействия Интернета и правилах, которых следует придерживаться, чтобы обеспечить свою безопасность при агрессивном информационном воздействии.
Вы знаете:
• Что Интернет — не только источник информации и средство общения. Он может быть опасной средой для пользователей.
Вы узнаете:
• Что такое информационная безопасность детей и правила поведения в социальных сетях.
В Федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» определено, что информационная безопасность детей — состояние защищённости, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Угроза информационной безопасности — это совокупность факторов и условий, создающих опасность для жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.
Источники информации являются неотъемлемой частью современного мира, средством познания и общения для личности и общества. Но они также несут в себе опасности, которые приводят к отклонениям в физическом развитии, нарушению душевного равновесия, а также психического и эмоционального состояния. Особенно это относится к пользователям Интернета.
В современном обществе человек находится под влиянием постоянного роста объёма и интенсивности информационного потока. При этом каждый человек одновременно является как потребителем, так и источником информации. Особенно это относится к социальным сетям.
Каждый, кто хочет иметь собственный аккаунт в социальных сетях, создаёт свой виртуальный прототип на своей странице, иногда предоставляя огромному количеству незнакомых пользователей существенную информацию о своей личности. Правильно ли он поступает?
Глобальная сеть Интернет взяла на себя функции личной переписки (электронная почта, чаты) и дополнительной библиотеки. Общение в социальных сетях со знакомыми и незнакомыми людьми стало для многих современных подростков важнее просмотра телевизионных передач, занятий физкультурой и даже чтения книг. Нужно ли замыкаться в своих интересах только на Интернете?
Юноши и девушки знакомятся, общаются и играют в Интернете. У них появляются друзья, с которыми в настоящей жизни они никогда не встречались, но — и это не редкий случай! — доверяют таким друзьям больше, чем самым близким людям. Можно ли доверять полностью незнакомым людям, даже если вы ведёте с ними доверительную переписку?
Ответ на этот вопрос дают
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
• Персональные данные, выложенные в социальных сетях, представляют собой те сведения, которые позволяют идентифицировать конкретную личность. Но если исключить из этого перечня данных фамилию или адрес проживания, номер мобильного телефона, то понять, о каком конкретном человеке идёт речь, будет невозможно. Поэтому вместо имени и фамилии используйте никнейм — псевдоним пользователя в Интернете.
• Рекомендуем завести два адреса электронной почты — частный — для переписки (приватный и малоизвестный, который вы никогда не приводите ни на каких сайтах и не сообщаете малознакомым людям), и общедоступный — для открытой деятельности (форумов, чатов и т. д.).
• Обязательно копируйте свою личную цифровую информацию (фото и текстовые файлы) — на флешки и съёмные жёсткие диски или в так называемое «облако» — хранилище данных на серверах крупных компаний, например Google или Mail.ru. Это необходимо, потому что время от времени появляются новые вирусы, которые уничтожают всю информацию пользователей.
• Установите программное обеспечение, включающее антивирусную программу и брандмауэр — программу, ограничивающую доступ к компьютеру через Интернет, а также противодействующую воздействию вредоносных программ и атак хакеров.
• Никогда не размещайте подробные данные (вашу фамилию, домашний адрес, телефон) о себе на собственной странице. Даже если ваш аккаунт защищён и информацию могут видеть только ваши друзья, никто не гарантирует вам, что злоумышленники не смогут получить к нему доступ благодаря какой-то сверхновой взламывающей программе. Кстати, ваши друзья при взломе могут также пострадать, если слишком подробную информацию о них (адрес, номера мобильного и домашнего телефонов и т. д.) можно будет узнать через ваш аккаунт.
• Для разных учётных записей и сервисов используйте только сложные пароли. Для того чтобы посторонний не мог войти на ваши аккаунты, используйте сложные пароли из восьми знаков, в которые входят буквы, цифры, специальные символы типа № или #. Для выбора сложного защищённого пароля предлагаем использовать следующий метод шифрования. Переключаем клавиатуру на английский язык и набираем, например, слово ОНЛАЙН, ориентируясь на русские буквы, получается JYKFQY. Добавляем через одну букву шесть цифр, но в обратном порядке, получается — J6Y5K4F3Q2Y1. Для создания ещё одного пароля цифры можно в режиме английского языка поменять на соответствующие им на клавиатуре символы — JnY%K$F#Q@Y!. Буквы можно использовать и строчные, и прописные.
Но какими бы надёжными пароли вам ни казались, время от времени их рекомендуется менять.
• Никогда не выкладывайте информацию о новых покупках, снимки, на которых видны дорогие вещи, находящиеся в вашей квартире. Всё это может оказаться ценной информацией для преступников.
• Никогда не переписывайте на свой компьютер подозрительные файлы, которые вы получили от незнакомцев.
• Контакты с незнакомцами в Интернете и в электронной почте связаны с угрозой стать жертвой мошенника, насильника или педофила. Не стоит отправлять видеофрагменты и фотографии из вашей личной жизни людям, с которыми вы познакомились в Интернете и которые не знаете в реальной жизни. Личных встреч с незнакомцами лучше избегать. В случае предложения о сексуальных отношениях прекращайте информационный контакт бесповоротно. Ни в коем случае не соглашайтесь на предложения таких незнакомцев о встрече и немедленно поставьте о них в известность родителей или других взрослых, которым вы доверяете.
• Не вступайте в информационный контакт с представителями различных деструктивных религиозных сект, настойчиво предлагающих свои услуги для спасения вашей души и тела. Участие в сектах может полностью разрушить вашу жизнь и лишить полноценного будущего в современном обществе.
Запомните! Основой формирования безопасного поведения в современной информационной среде является умение распознавать информацию, вредную и опасную для вашей жизни, здоровья и благополучия, и избегать её получения и использования.
Проверяем знания
1. Как вы понимаете, что такое информационная безопасность детей и подростков?
2. Почему государство берёт на себя заботу об информационной безопасности детей, издавая законы?
3. Составьте таблицу и опишите в ней информацию, которая может поступать из Интернета, и опасности, которые могут скрываться в этой информации.
4. Проанализируйте правила безопасного поведения в социальных сетях. Около каждого отметьте: «Знаю и соблюдаю» — «Не знаю». Сделайте выводы.
Проводим исследования
Организуйте анкетирование своих одноклассников по вопросу: как вы защищаете свою информацию в Интернете? Обобщите результаты. Обсудите их с одноклассниками.
Работаем с текстом
1. Какие действия нужно предпринять, чтобы защитить свою информацию в Интернете? Составьте перечень этих действий, используя текст учебника.
2. Выпишите из текста новые понятия, с которыми вы встретились в этом параграфе. Составьте мини-словарик.
Работаем с информацией
Найдите в Интернете Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Проанализируйте, с какой целью принят этот закон. С помощью каких средств он защищает детей и подростков от опасной информации? Подготовьте презентацию.
После уроков
Ваши родители наверняка являются пользователями социальных сетей. Вместе проанализируйте, соблюдают ли они правила информационной безопасности.