Вы знаете:
• Что системная борьба с экстремизмом и терроризмом ведётся в соответствии с принципами международного права, а также в соответствии с нормативно-правовыми актами России.
Вы узнаете:
• Какие государственные документы составляют правовую основу системы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации.
Правовую основу общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации составляют:
• Конституция Российской Федерации;
• общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;
• федеральные конституционные законы;
• федеральные законы;
• нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
• Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (2021);
• Концепция внешней политики Российской Федерации;
• Военная доктрина Российской Федерации;
• Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации;
• нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на совершенствование деятельности в данной области.
Познакомимся с основными положениями некоторых указанных нормативных актов.
Статья 13
<...>
5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. <...>
Статья 21
1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
<...>
Статья 45
1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом.
Совет Безопасности, проведя 20 декабря 2003 г. заседание на уровне министров иностранных дел, подтверждает, что:
• Терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьёзных угроз миру и безопасности.
• Любые акты терроризма являются не имеющими оправдания преступлениями, независимо от их мотивации, когда бы и кем бы они ни совершались, и подлежат безоговорочному осуждению.
<...>
• Для противодействия терроризму... все государства должны осуществлять неотложные меры по недопущению и пресечению любой активной или пассивной поддержки терроризма.
Совет Безопасности призывает государства:
• в максимально возможной степени оказывать друг другу содействие в деле предотвращения, расследования, уголовного преследования и наказания за акты терроризма, где бы они ни совершались;
• в соответствии с международным правом привлекать к судебной ответственности тех, кто финансирует, планирует, поддерживает или совершает акты терроризма или предоставляет убежище.
Совет Безопасности... подтверждает твёрдую решимость усилить свою борьбу с терроризмом в соответствии со своими обязанностями по Уставу Организации Объединённых Наций.
Стратегия основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны.
В Стратегии используются следующие основные понятия:
• национальная безопасность Российской Федерации — состояние защищённости национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны;
• национальные интересы Российской Федерации — объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии;
• стратегические национальные приоритеты Российской Федерации — важнейшие направления обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации;
• обеспечение национальной безопасности — реализация органами публичной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества и организациями политических, правовых, военных, социально-экономических, информационных, организационных и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности;
• угроза национальной безопасности — совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам Российской Федерации;
• система обеспечения национальной безопасности — совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов публичной власти и находящихся в их распоряжении инструментов.
С учётом долгосрочных тенденций развития ситуации в Российской Федерации и в мире её национальными интересами на современном этапе являются:
1) сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан;
2) защита конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, укрепление обороны страны;
3) поддержание гражданского мира и согласия в стране, укрепление законности, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности от противоправных посягательств, развитие механизмов взаимодействия государства и гражданского общества;
4) развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия;
5) устойчивое развитие российской экономики на новой технологической основе;
6) охрана окружающей среды, сохранение природных ресурсов и рациональное природопользование, адаптация к изменениям климата;
7) укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России;
8) поддержание стратегической стабильности, укрепление мира и безопасности, правовых основ международных отношений.
Обеспечение и защита национальных интересов Российской Федерации осуществляются за счет концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества на реализации следующих стратегических национальных приоритетов:
1) сбережение народа России и развитие человеческого потенциала;
2) оборона страны;
3) государственная и общественная безопасность;
4) информационная безопасность;
5) экономическая безопасность;
6) научно-технологическое развитие;
7) экологическая безопасность и рациональное природопользование;
8) защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти;
9) стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество.
В настоящее время на должном уровне обеспечиваются государственная и общественная безопасность, территориальная целостность и суверенитет страны, существенно снижен уровень террористической активности. Последовательная реализация военной политики обеспечивает защищённость Российской Федерации от военных опасностей и военных угроз. Эффективно пресекаются попытки внешнего вмешательства во внутренние дела Российской Федерации.
Как говорится в Стратегии, стремление изолировать Российскую Федерацию и использование в международной политике двойных стандартов препятствуют повышению эффективности многостороннего сотрудничества на таких важных для мирового сообщества направлениях, как обеспечение равной и неделимой безопасности для всех государств, в том числе в Европе, урегулирование конфликтов, борьба с терроризмом, экстремизмом, наркобизнесом, организованной преступностью, распространением инфекционных заболеваний, обеспечение международной информационной безопасности, решение экологических проблем.
Продолжается эскалация напряженности в зонах конфликтов на постсоветском пространстве, на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в Афганистане и на Корейском полуострове. Ослабление систем глобальной и региональной безопасности создает условия для распространения международного терроризма и экстремизма.
Для распространения недостоверной информации, организации незаконных публичных акций широко используются возможности глобальных интернет-компаний.
В информационно-телекоммуникационной сети Интернет размещаются материалы террористических и экстремистских организаций, призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, совершению самоубийства, осуществляется пропаганда криминального образа жизни, потребления наркотических средств и психотропных веществ, размещается иная противоправная информация. Основным объектом такого деструктивного воздействия является молодёжь.
Достижение целей обеспечения государственной и общественной безопасности осуществляется путём реализации государственной политики, направленной в том числе на решение следующих задач:
• повышение уровня антитеррористической защищённости мест массового пребывания людей, объектов жизнеобеспечения населения, организаций оборонно-промышленного, атомного энергопромышленного, ядерного оружейного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, объектов транспортной инфраструктуры, других критически важных и потенциально опасных объектов;
• предупреждение и пресечение террористической и экстремистской деятельности организаций и физических лиц, попыток совершения актов ядерного, химического и биологического терроризма;
• предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе легализации преступных доходов, финансирования терроризма, организации незаконного распространения наркотических средств и психотропных веществ, а также использования в противоправных целях цифровых валют;
• предупреждение и нейтрализация социальных, межконфессиональных и межнациональных конфликтов, сепаратистских проявлений, предупреждение распространения религиозного радикализма, деструктивных религиозных течений, формирования этнических и религиозных анклавов, социальной и этнокультурной изолированности отдельных групп граждан.
Стратегия является документом стратегического планирования, который определяет цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму с учётом стоящих перед Российской Федерацией вызовов и угроз и направлен на консолидацию усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, орга нов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и граждан в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, пресечения экстремистской деятельности, укрепления гражданского единства, достижения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, сохранения этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, формирования в обществе атмосферы нетерпимости к экстремистской деятельности и распространению экстремистских идей.
В Стратегии определены задачи государственной политики в сфере противодействия экстремизму:
— создание единой государственной системы мониторинга в сфере противодействия экстремизму;
— совершенствование законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики в сфере противодействия экстремизму;
— консолидация усилий субъектов противодействия экстремизму, институтов гражданского общества и иных заинтересованных организаций;
— организация в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет, информационного сопровождения деятельности субъектов противодействия экстремизму, а также реализация эффективных мер, направленных на информационное противодействие распространению экстремистской идеологии;
— разработка и осуществление комплекса мер по повышению эффективности профилактики, выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений экстремистской направленности.
В законе раскрыто понятие экстремистская деятельность (экстремизм), которое включает в себя:
• насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами;
• публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
• возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
• пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
• нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
• воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединённые с насилием либо угрозой его применения;
• воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединённое с насилием либо угрозой его применения;
• использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
• публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.
За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с законодательством на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. Производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечёт за собой ответственность.
Согласно федеральному закону, противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
7) приоритет мер предупреждения терроризма;
8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приёмах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
11) недопустимость политических уступок террористам;
12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
В этом документе отмечается, что разработка механизмов защиты информационного пространства позволила в 2013-2018 гг. существенно ограничить возможности для проникновения в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет материалов, содержащих идеи, пропагандирующие и оправдывающие террористическую деятельность.
На новом этапе приоритетными задачами, на решение которых направлены мероприятия Комплексного плана, являются:
• повышение эффективности профилактической работы с лицами, подверженными воздействию идеологии терроризма, а также подпавшими под её влияние;
• реализация мер по формированию у населения Российской Федерации антитеррористического сознания;
• совершенствование мер информационно-пропагандистского характера и защиты информационного пространства Российской Федерации от идеологии терроризма;
• развитие организационных и иных мер, направленных на повышение результативности деятельности субъектов противодействия терроризму.
Проверяем знания
1. Составьте таблицу, в которой запишите названия основных государственных документов, направленных на борьбу с экстремизмом и терроризмом, и основное их содержание.
2. С какими документами вы уже знакомы, какие встречаются впервые? Выпишите те, с которыми вы встречаетесь впервые, объясните цели их создания, основное содержание.
3. Как вы думаете, какие государственные документы имеют первостепенное значение? Аргументируйте свою позицию.
4. Какие основные понятия зафиксированы в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (2021)?
5. Какие направления обеспечения государственной и общественной безопасности являются главными? Для ответа на вопрос используйте текст параграфа.
Работаем с источниками
Найдите в Интернете Стратегию национальной безопасности Российской Федерации (2021). Своими словами изложите основные положения этого документа.
Обоснуйте своими словами, какое значение этот документ имеет для России.
После уроков
Вместе с одноклассниками на основе изученного материала разработайте свой документ противодействия экстремизму и терроризму для подростков.