План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности и защиты Родины
9 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)



Тема 23
Общегосударственное противодействие терроризму



Вы знаете:

• Что терроризм во всех его проявлениях представляет одну из самых серьёзных угроз человечеству.

Вы узнаете:

• Что такое Общегосударственная система противодействия терроризму, её задачи, направления.

• Как организуется борьба с терроризмом, какая антитеррористическая деятельность осуществляется в России.

• Задачи и функции Национального антитеррористического комитета России.


Несмотря на определённые положительные результаты в области противодействия терроризму, террористическая угроза продолжает оставаться реальным фактором, влияющим на безопасность граждан Российской Федерации.

Сами террористы готовы использовать в качестве прикрытия для оправдания и пропаганды своих насильственных действий любую идеологическую основу (религиозную, националистическую, политическую), под распространение которой выделяется соответствующее финансирование. В настоящее время практически все крупные террористические организации имеют собственные сайты, через которые открыто пропагандируется экстремистская идеология, «рекламируются» теракты, идёт вербовка новых сторонников.

На практике террористические акты осуществляются посредством следующих методов: взрывы в местах массового скопления людей, обстрел из засады, обстрел из движущегося автомобиля, применение отравляющих веществ, похищение людей с целью допроса, получения выкупа, обмена или уничтожения. В последнем случае жертва часто подвергается жестоким истязаниям, следы которых, по мнению боевиков, предназначаются для деморализации и запугивания врагов и колеблющихся. Нередко применяется минирование мест скопления большого количества людей (железных дорог, торговых центров, гостиниц). Формой теракта, рассчитанной на особый пропагандистский эффект, стали подготовка и использование террористов-смертников. При психологической обработке будущих смертников наряду с религиозными мотивами применяются шантаж (угроза расправы над близкими, родственниками и т. д.) и материальная зависимость.

Практика противодействия терроризму показывает, что одними только силовыми действиями устранить террористические угрозы невозможно.

Необходима систематическая работа по формированию антитер- рористической позиции гражданского общества как основы противодействия терроризму.

Основные направления решения этой задачи изложены в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации.

Общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

Координацию деятельности по противодействию терроризму, организацию планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также управление контртеррористическими операциями обеспечивают Национальный антитеррористический комитет, Федеральный оперативный штаб, антитеррористические комиссии и оперативные штабы в субъектах Российской Федерации.

Запомните? Цель противодействия терроризму в Российской Федерации — защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.

Основными задачами противодействия терроризму являются:

• выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма;

• выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера;

• привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

• обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищённости потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;

• противодействие распространению идеологии терроризма и активизация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий.

Противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется по следующим направлениям:

• предупреждение (профилактика) терроризма;

• борьба с терроризмом;

• минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по трём основным направлениям:

• создание системы противодействия идеологии терроризма;

• осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение анти- террористической защищённости потенциальных объектов террористических посягательств;

• усиление контроля за соблюдением административноправовых режимов.

Организация борьбы с терроризмом осуществляется на основе:

• комплексного подхода к анализу причин возникновения и распространения терроризма, к выявлению субъектов террористической деятельности;

• чёткого разграничения функций и зоны ответственности субъектов противодействия терроризму;

• своевременного определения приоритетов в решении поставленных задач, совершенствования организации и взаимодействия оперативных, оперативно-боевых, войсковых и следственных подразделений путём внедрения штабного принципа организации управления контртеррористическими операциями и обеспечения указанных субъектов информационными ресурсами, включающими современные аппаратно-программные комплексы.

Условием эффективной организации борьбы с терроризмом является заблаговременная подготовка сил и средств субъектов противодействия терроризму к пресечению террористического акта в ходе командно-штабных, тактико-специальных, оперативно-тактических учений, организуемых Федеральным оперативным штабом и оперативными штабами в субъектах Российской Федерации.

Деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма планируется заблаговременно, исходя из прогнозов возможных последствий террористических актов.

Эта деятельность должна быть ориентирована на решение следующих основных задач:

• недопущение (минимизация) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами;

• своевременное проведение аварийно-спасательных работ при совершении террористического акта, оказание медицинской и иной помощи лицам, участвующим в его пресечении, а также лицам, пострадавшим в результате террористического акта, их последующая социальная и психологическая реабилитация;

• минимизация последствий террористического акта и его неблагоприятного морально-психологического воздействия на общество или отдельные социальные группы;

• восстановление повреждённых или разрушенных в результате террористического акта объектов;

• возмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации причинённого вреда физическим и юридическим лицам, пострадавшим в результате террористического акта.

В соответствии с основными направлениями противодействия терроризму, предусмотренными Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, антитерро- ристическая деятельность осуществляется посредством системы мер, в ходе реализации которых используются различные взаимосвязанные и согласованные между собой формы, методы, приёмы и средства воздействия на субъекты террористической деятельности.

К антитеррористической деятельности могут привлекаться представители силовых ведомств — органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, войска национальной гвардии Российской Федерации, спасательные воинские формирования МЧС России.

Органы Федеральной службы безопасности и их подразделения участвуют в деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий. Подразделения специального назначения органов Федеральной службы безопасности по решению Президента Российской Федерации могут использоваться против находящихся за пределами территории Российской Федерации террористов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности Российской Федерации.

Соединения и воинские части (подразделения) войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации участвуют в контртеррористической операции и обеспечении правового режима контртеррористической операции.


ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


В целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. №664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» определены задачи Национального антитеррористического комитета (НАК).

Национальный антитеррористический комитет является коллегиальным органом, образованным в целях организации и координации деятельности по противодействию терроризму, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также антитеррористическими комиссиями и оперативными штабами в субъектах Российской Федерации, оперативными штабами в морских районах (бассейнах).

Установлено, что НАК в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением о Национальном антитеррористическом комитете.

Председателем Национального антитеррористического комитета по должности является директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

В составе Комитета функционирует Федеральный оперативный штаб.



Статистика

Приоритетными для Национального антитеррористического комитета, Федерального оперативного штаба, антитеррористических комиссий и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации являются задачи по снижению террористической угрозы в стране и предотвращению преступлений террористической направленности.

По ежегодным планам Федерального оперативного штаба на территориях всех субъектов Российской Федерации проводятся антитеррористические учения, сценарии которых охватывают различные аспекты террористической и экстремистской деятельности.



Положение о Национальном антитеррористическом комитете (Извлечения)


Основными задачами Комитета являются:

а) мониторинг состояния общегосударственной системы противодействия терроризму, подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики и совершенствованию нормативно-правового регулирования в области противодействия терроризму;

б) организация и координация деятельности по противодействию терроризму, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также антитеррористическими комиссиями и оперативными штабами в субъектах Российской Федерации, оперативными штабами в морских районах (бассейнах);

в) информационное сопровождение деятельности по противодействию терроризму.

В целях организации и координации деятельности по противодействию терроризму, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также антитеррористическими комиссиями и оперативными штабами в субъектах Российской Федерации, оперативными штабами в морских районах (бассейнах), Национальный антитеррористический комитет осуществляет следующие основные функции:

• организационное руководство, методическое обеспечение и контроль деятельности антитеррористических комиссий и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, оперативных штабов в морских районах (бассейнах);

• подготовка предложений по обеспечению антитеррористи- ческой защищённости потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания людей;

• разработка мер по противодействию распространению идеологии терроризма, а также по обеспечению защиты единого информационного пространства Российской Федерации;

• организация взаимодействия общественных объединений и религиозных организаций, других институтов гражданского общества и граждан с органами государственной власти, а также привлечение их к участию в противодействии терроризму;

• подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих деятельность по борьбе с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также лиц, пострадавших от террористических актов;

• выработка рекомендаций по обеспечению защиты граждан Российской Федерации от террористических посягательств за пределами Российской Федерации.


Федеральный оперативный штаб


В состав Федерального оперативного штаба входят:

Директор ФСБ России, председатель Национального антитеррористического комитета.

Министр внутренних дел Российской Федерации (заместитель председателя Комитета).

Заместитель директора ФСБ России - руководитель аппарата Национального антитеррористического комитета (заместитель председателя Комитета).

Первый заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Министр иностранных дел Российской Федерации.

Министр обороны Российской Федерации.

Министр юстиции Российской Федерации.

Министр здравоохранения Российской Федерации.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — министр промышленности и торговли Российской Федерации.

Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Министр транспорта Российской Федерации.

Министр энергетики Российской Федерации.

Директор Службы внешней разведки Российской Федерации.

Директор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации — главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации.

Директор Федеральной службы охраны Российской Федерации.

Директор Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации — первый заместитель министра обороны Российской Федерации.

Председатель Следственного комитета Российской Федерации.

Заместитель секретаря Совета безопасности Российской Федерации.

Национальный антитеррористический комитет для решения возложенных на него задач имеет право:

• принимать решения по вопросам, отнесённым к его компетенции;

• запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и должностных лиц необходимые материалы и информацию по вопросам, отнесённым к его компетенции;

• создавать рабочие органы для изучения вопросов, касающихся противодействия терроризму;

• привлекать для участия в работе Комитета должностных лиц и специалистов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, а также представителей общественных объединений и организаций (с их согласия);

• организовывать проверку исполнения принятых Комитетом и Федеральным оперативным штабом решений федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, антитеррористическими комиссиями и оперативными штабами в субъектах Российской Федерации, оперативными штабами в морских районах (бассейнах), общественными объединениями, организациями и должностными лицами;

• вносить в установленном порядке предложения по вопросам, требующим решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

• осуществлять взаимодействие с компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия терроризму, участвовать в пределах своей компетенции в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации.

Созданная организация по противодействию терроризму обеспечивает своевременную и надёжную защиту населения страны от терроризма, так как она располагает для этого всем необходимым, а Национальный антитеррористический комитет наделён для этого широкими полномочиями.



Проверяем знания

1. Какие преступные методы используют террористические организации при осуществлении террористических актов?

2. В каком документе зафиксированы основные задачи Национального антитеррористического комитета Российской Федерации? Сформулируйте эти задачи своими словами.

3. Каковы задачи Федерального оперативного штаба? Изложите тремя предложениями.

4. По каким направлениям осуществляется противодействие терроризму в Российской Федерации?

5. Представители каких силовых ведомств Российской Федерации могут привлекаться к антитеррористической деятельности?

6. Что, по вашему мнению, важнее; профилактика терроризма или борьба с этим явлением? Обоснуйте своё мнение.

Работаем с источниками

Внимательно изучите содержание параграфа. Разработайте схему, отображающую систему противодействия терроризму.

После уроков

Вместе с взрослыми и одноклассниками обсудите, могут ли подростки быть участниками борьбы с экстремизмом и терроризмом. Если да, в чём может выражаться это участие?





Наверх