План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности и защиты Родины
9 класс




Урок 6
Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия


Содержание урока

Чрезвычайные ситуации природного характера

Опасные природные явления

Вопросы. Задания. Практикум

Конспект

Презентации к уроку


Конспект


Цель урока.
Систематизировать знания учащихся о наиболее характерных опасных природных явлениях и чрезвычайных ситуациях природного происхождения, возникающих на территории нашей страны.
Повторить основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера и их возможные последствия. Напомнить о необходимости знать местные признаки приближения опасного природного явления.

Изучаемые вопросы
1. Причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера и их возможные последствия.
2. Наиболее характерные чрезвычайные ситуации природного происхождения на территории России.
3. Роль человека в обеспечении личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.

Изложение учебного материала
1. Напомнить учащимся о том, что возникновение чрезвычайных ситуаций природного характера связано с различными природными явлениями, происходящими в оболочках Земли (литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере).

Статистика
Количество стихийных бедствий в мире удваивается каждые десять лет. В период с 1950 по 2000 г. количество катастрофических стихийных бедствий в мире возросло в 6 раз.
Стихийные бедствия унесли в XX в. 11 млн человеческих жизней.
Ежегодно число пострадавших от стихийных бедствий увеличивается в среднем на 6%.
Число пострадавших от природных и техногенных катастроф за последнее десятилетие превышает 2,5 млрд человек.
По данным Международного комитета Красного Креста

2. Напомнить учащимся, что на территории России, обладающей большим разнообразием геологических, климатических и ландшафтных условий, наблюдается более 30 видовопасных природных явлений. Наиболее разрушительными из них являются землетрясения, цунами, наводнения, оползни и обвалы, лесные пожары, снежные лавины, ураганы, штормовые ветры, смерчи, сильные заморозки, различные мерзлотные явления.
Далее целесообразно остановиться на самых характерных природных явлениях: землетрясениях, цунами, наводнениях, лесных пожарах.

3. Отметить, что с точки зрения проведения профилактических мероприятий опасные природные процессы как источники чрезвычайных ситуаций трудно прогнозируются. Человек не в состоянии приостановить или изменить ход природных процессов, а также не всегда может своевременно определить возникновение опасного природного явления. И все-таки в местах проживания человек лучше знает местные признаки приближения опасного природного явления и способен максимально подготовиться к нему. Необходимо:
• внимательно относиться к информации местных органов ГОЧС, предупреждающих о возможном стихийном бедствии;
• следить за изменениями местных признаков, которые говорят о приближении опасного природного явления;
• быть в постоянной готовности принять экстренные меры по обеспечению личной безопасности и безопасности окружающих.

В заключение урока необходимо подчеркнуть, что, по прогнозам ученых, в ближайшие годы количество стихийных бедствий будет расти.

В начале XXI в. в связи с общими тенденциями изменения климата отмечается потепление почти на всей территорий России. Наиболее четко этот процесс прослеживается в азиатском секторе России, где повышается опасность засух и пожаров в лесных массивах. Увеличивается опасность учащения в зимнее время периодов с крайне низкой температурой (ниже -30 °С).

Мероприятия, проводимые государством по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, будут эффективными, если каждый человек владеет комплексом мероприятий по обеспечению личной безопасности в чрезвычайной ситуации.

Контрольные вопросы
1. С чем связано возникновение различных опасных чрезвычайных ситуаций природного характера?
2. Можно ли с высокой точностью предвидеть возникнове ние опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера
3. Каким комплексом личных мероприятий для обеспечения безопасности необходимо владеть человеку, проживающему в местах, наиболее подверженных опасным природным ЯВлениям?
4. В каком регионе Российской Федерации произошли 90-е гг. два самых крупных землетрясения?
5. В каких регионах нашей страны чаще всего происходят наводнения?

Домашнее задание
Изучите § 2.2 учебника.


Следующая страница Презентации к уроку







Наверх