План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности и защиты Родины
9 класс




Урок 13
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций


Содержание урока

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций

Вопросы. Задания. Практикум

Конспект

Презентации к уроку


Конспект


Цель урока
Познакомить учащихся с мониторингом и прогнозированием чрезвычайных ситуаций как составной частью общей системы мер противодействия чрезвычайным ситуациям, направленных на снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчение их последствий.

Изучаемые вопросы
1. Мониторинг чрезвычайных ситуаций и его предназначение.
2. Основные методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
3. Особенности прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Изложение учебного материала

1. Познакомить учащихся с понятием «мониторинг» и предназначением мониторинга.
Целью мониторинга опасных явлений и процессов в природе и техносфере является повышение точности и достоверности прогноза чрезвычайных ситуаций.

2. Познакомить учащихся с понятием «прогнозирование чрезвычайных ситуаций», основными методами прогнозирования и значением прогнозирования для обеспечения безопасности населения от чрезвычайных ситуаций.
Прогнозирование в большинстве случаев является основой предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Прогнозируются факт возникновения чрезвычайного события, его место, время и интенсивность, возможные масштабы.
При возникновении чрезвычайной ситуации прогнозируются ход развития обстановки, эффективность тех или иных намеченных мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, необходимый состав сил и средств. Наиболее важным из прогнозов является прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций.

3. Обратить внимание учащихся на разные подходы в деле прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
Для прогнозирования возникновения техногенной чрезвычайной ситуации мониторинг организуется на конкретных объектах экономики. Так, на химически опасных объектах важно контролировать параметры, обеспечивающие хранение ядовитых веществ при заданных давлении и температуре, надежности технологических устройств, а также устойчивость конструкций объектов к воздействию проектных нагрузок.
В прогнозировании опасных природных процессов используются два подхода. Первый основан на изучении предвестников конкретных катастрофических природных явлений и анализе информации, полученной от сетей мониторинга. Второй подход опирается на математические расчеты на основе имеющихся статистических данных.
В заключение урока подчеркнуть значение мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций для повышения уровня безопасности населения.

Контрольные вопросы
1. С какой целью создана система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и какие мероприятия она включает?
2. Как осуществляется мониторинг на отдельных объектах экономики для прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера?
3. Какие основные подходы используются для прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного характера?
4. Почему прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций является наиболее важным?

Домашнее задание
Изучите § 5.1 учебника.


Следующая страница Презентации к уроку







Наверх