План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
9 класс




Урок 14
Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


Содержание урока

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Вопросы. Задания. Практикум

Конспект

Презентации к уроку


Конспект


Цель урока. Познакомить учащихся с комплексом мероприятий, касающихся инженерной защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Изучаемые вопросы
1. Инженерно-технические мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Защитные сооружения гражданской обороны.
3. Рациональное размещение объектов экономики и поселений по территории страны.

Изложение учебного материала

1. Отметить, что высокую эффективность в защите населения, территорий и населенных пунктов имеют инженерно-технические мероприятия по защите от неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов, предусматривающие возведение и эксплуатацию соответствующих инженерных сооружений. Для уменьшения ущерба от оползней, селей, обвалов, осыпей, лавин применяются защитные инженерные сооружения на коммуникациях и в населенных пунктах в горной местности. Для смягчения эрозивных процессов используются защитные лесонасаждения.
Другим направлением уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций являются мероприятия по повышению физической стойкости объектов, которые во время стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф подвергаются различного рода воздействиям. Прежде всего, это сейсмостойкое строительство в сейсмоопасных районах, сейсмоукрепление на этих территориях зданий и сооружений, построенных ранее без учета сейсмичности, а также мероприятия по повышению физической стойкости особо важных объектов, защите уникального оборудования, культурных, исторических, государственных ценностей, резервов наиболее ценных ресурсов и т. д.

2. Подчеркнуть, что большую роль в осуществлении инженерной защиты населения играют защитные сооружения гражданской обороны (убежища и противорадиационные укрытия). Они используются для защиты населения в условиях некоторых чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Наиболее перспективными являются защитные сооружения, обладающие режимом полной изоляции, поскольку они эффективны для защиты населения во время радиационных и химических аварий. В этих целях и при массовых пожарах используются убежища с режимами фильтровентиляции (эти режимы обеспечивают очистку поступающего в защитное сооружение воздуха). 3

. Обратить внимание учащихся на то, что эффективной мерой по защите населения от чрезвычайных ситуаций является рациональное размещение объектов экономики и населенных пунктов на территории страны.
Объекты экономики размещаются таким образом, чтобы они не попадали в зоны высокой природной и техногенной опасности, т. е. в зоны, в которых возможные природные и техногенные воздействия не превышают внешних допустимых нормативных воздействий на объект. Объекты экономики, как правило, должны быть отнесены от жилых зон и друг от друга на расстояния, обеспечивающие безопасность.

Контрольные вопросы
1. Какие существуют инженерные сооружения для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера?
2. Как осуществляется защита (укрытие) населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени?
3. Какое влияние оказывает рациональное размещение объектов экономики и поселений людей на территории страны с точки зрения обеспечения их безопасности при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера?

Домашнее задание
1. Изучите § 5.2 учебника.
2. Узнайте, какие защитные сооружения имеются в районе вашего проживания. Запишите их основное предназначение и правила использования.


Следующая страница Презентации к уроку







Наверх