Рекомендации для населения страны
Правила поведения при возможной опасности взрыва
Если вас завалило обломками стен
Обеспечение безопасности в случае захвата (попытки захвата) в заложники или похищения
Правила поведения, если вы подверглись нападению с целью похищения
Обеспечение безопасности при захвате самолета
Обеспечение безопасности при перестрелке
О порядке приема сообщений, содержащих угрозы террористического характера, по телефону
Конспект
Цель урока. Обсудить с учащимися правила безопасного поведения в различных ситуациях террористического характера.
Изучаемые вопросы
1. Правила безопасного поведения при угрозе взрыва и при взрыве.
2. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищения.
3. Обеспечение безопасности при перестрелке.
4. Порядок приема сообщений, содержащих угрозы террористического характера, по телефону.
Изложение учебного материала
1. Познакомить учащихся с наиболее опасными террористическими актами.
Познакомить учащихся с признаками угрозы взрыва.
Заметив бесхозную вещь, немедленно обратитесь к работнику милиции или другому должностному лицу. Не прикасайтесь к находке и не давайте этого делать другим!
Далее обсудить с учащимися правила безопасного поведения при следующих ситуациях.
Если произошел взрыв
• Постарайтесь успокоиться и уточнить обстановку.
• Продвигайтесь осторожно, не трогайте руками поврежденные конструкции и провода.
• В разрушенном или поврежденном помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться спичками, зажигалками, свечами, факелами и т. п.
• Защитите органы дыхания смоченным платком (лоскутом ткани, полотенцем) при задымлении.
• Включите локальную (квартирную) систему оповещения и проверьте возможность получения и передачи информации с помощью теле-, радио-, телефонной связи, голоса.
• В случае вынужденной эвакуации возьмите необходимые носильные вещи, деньги, ценности. Закройте двери и окна квартиры, немедленно сообщите о случившемся по телефону в соответствующие органы правопорядка. Оповестите соседей об эвакуации. Помогите престарелым и инвалидам покинуть помещение. Плотно прикройте входную дверь, не закрывая на замок.
• Выходя из дома, отойдите на безопасное расстояние от него и не предпринимайте самостоятельных решений об отъезде к родственникам и знакомым.
• Выйдите на балкон или откройте окно и зовите на помощь, если не можете выйти из дома.
• Действуйте в строгом соответствии с указаниями должностных лиц.
Если вас завалило обломками стен
• Дышите глубоко, ровно, не торопясь. Приготовьтесь терпеть голод и жажду. Голосом и стуком привлекайте внимание людей. Если вы находитесь глубоко от поверхности земли, перемещайте любой металлический предмет (кольцо, ключи, кусок трубы и т. п.) для обнаружения вас металлоискателем.
• Если пространство около вас относительно свободно, не зажигайте спички: берегите кислород.
• Продвигайтесь осторожно, стараясь не вызвать нового обвала, ориентируйтесь по движению воздуха, поступающего снаружи.
• При возможности с помощью подручных предметов (доски, кирпича и т. п.) укрепите обвисающие балки, потолок от разрушения и дожидайтесь помощи.
• При сильной жажде положите в рот небольшой лоскут ткани (гладкий камешек) и сосите его, дыша носом.
• Если вы слышите голоса или шаги появившихся вблизи людей, то стуком и голосом сигнализируйте о себе.
2. Разобрать с учащимися правила поведения в случае захвата в заложники.
Затем обсудить правила поведения при нападении с целью похищения.
• Изучите местность, где проживаете, ее уединенные участки.
• Если вас преследуют, повернитесь и проверьте свои подозрения. При подтверждении подозрений меняйте направление, темп ходьбы или спасайтесь бегством.
• Не садитесь к незнакомым людям в автомобиль.
• Не открывайте дверь квартиры, если не знаете, кто звонит, особенно если находитесь дома одни.
От вашей выдержки и умения ориентироваться в сложной обстановке зависит успех вашего освобождения.
3. Обсудить с учащимися ситуации, при которых необходимо соблюдать правила поведения при перестрелке.
• Нельзя находиться в помещении рядом с окнами. Это опасно из-за угрозы прямого попадания пули, осколка, снаряда и рикошета. Пуля может срикошетить от стен и потолка не один раз, особенно в бетонных домах.
• Желательно укрыться в ванной комнате, лечь на пол или в ванну.
• Находясь в укрытии, нужно следить за появлением дыма и огня. Каждая третья-пятая пуля — трассирующая, поэтому риск пожара высок.
• Если пожар начался, а стрельба не прекратилась, необходимо ползком покинуть горящую комнату (квартиру), прикрыв за собой двери. В подъезде лучше всего спрятаться подальше от окон, например в нише.
• Опасно подходить к окнам и выходить на балкон и в том случае, если стреляют далеко от вашего дома.
• Если вы находитесь на улице, необходимо найти укрытие: выступ здания, каменные ступени, памятник, фонтан, бетонный столб, кирпичный забор или бордюрный камень. К укрытию пробираться ползком. Бежать опасно: могут принять за противника.
• Если вы спрятались за автомобилем, то учтите, что его металл тонкий, а в баке — горючее. В любом случае даже такое укрытие лучше, чем никакое.
4. Разобрать с учащимися порядок приема сообщений, содержащих угрозы террористического характера, по телефону.
В заключение урока отметить, что успех в борьбе с терроризмом возможен только в том случае, если все граждане страны будут проявлять бдительность и наблюдательность, своевременно информировать правоохранительные органы и спецподразделения о замеченных признаках возможного теракта.
Контрольные вопросы
1. Какие террористические акты относят к наиболее опасным?
2. Какое значение придается бдительности и наблюдательности граждан и своевременному информированию представителей правоохранительных органов о замеченных признаках возможного теракта?
3. Почему при захвате самолета террористами необходимо закрыть глаза и задержать дыхание?
4. Как вы думаете, от каких личных качеств заложника зависит успех его освобождения?
5. Какой крупнейший террористический акт был организован вооруженными формированиями в Северной Осетии в сентябре 2004 г.?
Домашнее задание
1. Изучите § 6.4 учебника.
2. Внимательно прочитайте правила безопасного поведения в различных ситуациях террористического характера.
Следующая страница Презентации к уроку