План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности и защиты Родины
9 класс




Урок 21
Правила поведения при угрозе террористического акта


Содержание урока

Рекомендации для населения страны

Правила поведения при возможной опасности взрыва

Если вдруг произошел взрыв

Если вас завалило обломками стен

Обеспечение безопасности в случае захвата (попытки захвата) в заложники или похищения

Правила поведения, если вы подверглись нападению с целью похищения

Обеспечение безопасности при захвате самолета

Обеспечение безопасности при перестрелке

О порядке приема сообщений, содержащих угрозы террористического характера, по телефону

Вопросы. Задания. Практикум

Конспект

Презентации к уроку


Конспект


Цель урока. Обсудить с учащимися правила безопасного поведения в различных ситуациях террористического характера.

Изучаемые вопросы
1. Правила безопасного поведения при угрозе взрыва и при взрыве.
2. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищения.
3. Обеспечение безопасности при перестрелке.
4. Порядок приема сообщений, содержащих угрозы террористического характера, по телефону.

Изложение учебного материала

1. Познакомить учащихся с наиболее опасными террористическими актами.
Познакомить учащихся с признаками угрозы взрыва.
Заметив бесхозную вещь, немедленно обратитесь к работнику милиции или другому должностному лицу. Не прикасайтесь к находке и не давайте этого делать другим!
Далее обсудить с учащимися правила безопасного поведения при следующих ситуациях.

Если произошел взрыв
• Постарайтесь успокоиться и уточнить обстановку.
• Продвигайтесь осторожно, не трогайте руками поврежденные конструкции и провода.
• В разрушенном или поврежденном помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться спичками, зажигалками, свечами, факелами и т. п.
• Защитите органы дыхания смоченным платком (лоскутом ткани, полотенцем) при задымлении.
• Включите локальную (квартирную) систему оповещения и проверьте возможность получения и передачи информации с помощью теле-, радио-, телефонной связи, голоса.
• В случае вынужденной эвакуации возьмите необходимые носильные вещи, деньги, ценности. Закройте двери и окна квартиры, немедленно сообщите о случившемся по телефону в соответствующие органы правопорядка. Оповестите соседей об эвакуации. Помогите престарелым и инвалидам покинуть помещение. Плотно прикройте входную дверь, не закрывая на замок.
• Выходя из дома, отойдите на безопасное расстояние от него и не предпринимайте самостоятельных решений об отъезде к родственникам и знакомым.
• Выйдите на балкон или откройте окно и зовите на помощь, если не можете выйти из дома.
• Действуйте в строгом соответствии с указаниями должностных лиц.

Если вас завалило обломками стен
• Дышите глубоко, ровно, не торопясь. Приготовьтесь терпеть голод и жажду. Голосом и стуком привлекайте внимание людей. Если вы находитесь глубоко от поверхности земли, перемещайте любой металлический предмет (кольцо, ключи, кусок трубы и т. п.) для обнаружения вас металлоискателем.
• Если пространство около вас относительно свободно, не зажигайте спички: берегите кислород.
• Продвигайтесь осторожно, стараясь не вызвать нового обвала, ориентируйтесь по движению воздуха, поступающего снаружи.
• При возможности с помощью подручных предметов (доски, кирпича и т. п.) укрепите обвисающие балки, потолок от разрушения и дожидайтесь помощи.
• При сильной жажде положите в рот небольшой лоскут ткани (гладкий камешек) и сосите его, дыша носом.
• Если вы слышите голоса или шаги появившихся вблизи людей, то стуком и голосом сигнализируйте о себе.

2. Разобрать с учащимися правила поведения в случае захвата в заложники.

Затем обсудить правила поведения при нападении с целью похищения.
• Изучите местность, где проживаете, ее уединенные участки.
• Если вас преследуют, повернитесь и проверьте свои подозрения. При подтверждении подозрений меняйте направление, темп ходьбы или спасайтесь бегством.
• Не садитесь к незнакомым людям в автомобиль.
• Не открывайте дверь квартиры, если не знаете, кто звонит, особенно если находитесь дома одни.
От вашей выдержки и умения ориентироваться в сложной обстановке зависит успех вашего освобождения.

3. Обсудить с учащимися ситуации, при которых необходимо соблюдать правила поведения при перестрелке.
• Нельзя находиться в помещении рядом с окнами. Это опасно из-за угрозы прямого попадания пули, осколка, снаряда и рикошета. Пуля может срикошетить от стен и потолка не один раз, особенно в бетонных домах.
• Желательно укрыться в ванной комнате, лечь на пол или в ванну.
• Находясь в укрытии, нужно следить за появлением дыма и огня. Каждая третья-пятая пуля — трассирующая, поэтому риск пожара высок.
• Если пожар начался, а стрельба не прекратилась, необходимо ползком покинуть горящую комнату (квартиру), прикрыв за собой двери. В подъезде лучше всего спрятаться подальше от окон, например в нише.
• Опасно подходить к окнам и выходить на балкон и в том случае, если стреляют далеко от вашего дома.
• Если вы находитесь на улице, необходимо найти укрытие: выступ здания, каменные ступени, памятник, фонтан, бетонный столб, кирпичный забор или бордюрный камень. К укрытию пробираться ползком. Бежать опасно: могут принять за противника.
• Если вы спрятались за автомобилем, то учтите, что его металл тонкий, а в баке — горючее. В любом случае даже такое укрытие лучше, чем никакое.

4. Разобрать с учащимися порядок приема сообщений, содержащих угрозы террористического характера, по телефону.

В заключение урока отметить, что успех в борьбе с терроризмом возможен только в том случае, если все граждане страны будут проявлять бдительность и наблюдательность, своевременно информировать правоохранительные органы и спецподразделения о замеченных признаках возможного теракта.

Контрольные вопросы
1. Какие террористические акты относят к наиболее опасным?
2. Какое значение придается бдительности и наблюдательности граждан и своевременному информированию представителей правоохранительных органов о замеченных признаках возможного теракта?
3. Почему при захвате самолета террористами необходимо закрыть глаза и задержать дыхание?
4. Как вы думаете, от каких личных качеств заложника зависит успех его освобождения?
5. Какой крупнейший террористический акт был организован вооруженными формированиями в Северной Осетии в сентябре 2004 г.?

Домашнее задание
1. Изучите § 6.4 учебника.
2. Внимательно прочитайте правила безопасного поведения в различных ситуациях террористического характера.


Следующая страница Презентации к уроку







Наверх