План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
9 класс




Урок 30
Брак и семья


Содержание урока

Брак и семья

Вопросы. Задания. Практикум

Конспект

Презентации к уроку


Конспект


Цель урока:
Сформировать отношение к семье как одной из важнейших ценностей бытия человека через разрешение проблемной ситуации - современная семья: кризис или поиски счастья?

Задачи урока:
1. Создать ситуацию для проявления эмоционально- личностного отношения каждого ребенка к деликатной теме урока - теме семьи.
2. Расширить и углубить знания учащихся о важнейшем социальном институте на основе их субъективного знания о семье, семейных отношениях; раскрыть характерные признаки семьи, определить ее основные функции и тенденции развития в современном обществе; выявить проблемы современной российской семьи и предпринимаемые государством меры по их решению.
3. Развивать умения учащихся сопоставлять общественные явления, обобщать материалы источников, анализировать статистические данные, оценивать различные точки зрения на проблему, обосновывать собственную позицию.
4. Обеспечить свободный обмен мнениями и реализацию интересов и личностных возможностей детей через структуру формирования рабочих групп, разноуровневые задания, свободный выбор опережающих к уроку и домашних заданий.

Основные понятия.
1. Семья.
2. Семья как малая группа.
3. Семья как социальный институт.
4. Функции семьи.
5. Ценности семьи.
6. Типы семей.
7. Проблема кризиса современной семьи.

Актуальность темы урока обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения старшеклассников к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РФ.

Практическая значимость урока определяется попыткой достучаться до сознания каждого учащегося, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего общества – счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.

Опережающее домашнее задание: изучение фрагмента Концепции демографического развития РФ на период до 2015 года (одобрена Правительством России в сентябре 2001 г.); и характеристика семей по следующим факторам( социологическое исследование):

План урока:
• Организационный момент.
• Первый этап урока. Углубление и расширение знаний учащихся о семье. Осознание учащимися проблемы и ее формулирование. Работа в группах по заданиям на карточках. Выявление основных функций семьи, взаимосвязи семьи и общества.
• Второй этап урока. Систематизация знаний об эволюции семьи и основных ее типах.
• Третий этап урока. Разрешение проблемной ситуации. Поиск собственного взгляда на проблему, соотнесение ее с общественным мнением. Формирование умений участвовать в дискуссии.
• Четвертый этап. Знакомство с основными направлениями государственной политики по поддержке российской семьи.
• Подведение результатов урока. Оценка работы учащихся.
• Домашнее задание с рекомендациями по его выполнению: обязательной и вариативной части.

Ход урока.

1-й этап.
Наступило самое прекрасное время в вашей жизни – юность. Вы уже много знаете, умеете, вы чувствуете себя взрослыми и вся жизнь ещё в впереди. Но это и самое сложное время в вашей жизни – время выбора. Вы должны решить, чем заниматься в будущим, как устраивать свою жизнь, кто будет спутником вашей жизни. Пройдет немного времени, и кто-то из ваших школьных друзей пригласит вас на свадьбу, а ещё через некоторое время уже вы будите приглашать своих друзей на свою свадьбу. ( Озвучивается тема урока )
Что такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь её потери? Можно ли прожить свою жизнь не имея семьи? Какая она, семья 21 века? Что она представляет собой сегодня, какие качественные изменения переживает в современном обществе?

2-й этап.
Нет более древнего образования, чем семья, она появилась даже раньше чем само государство. За много вековую историю семья, конечно, изменилась, она прошла длительную эволюцию.
Типы современных семей

3-й этап.
Разрешение проблемной ситуации.

4-й этап.
Основные направления поддержки российской семьи.

Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся.

Домашнее задание.
Общее для всего класса:
1. параграф №18
2. сочинение-эссе по теме: “Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности”. А. Шопенгауэр.

Список литературы для подготовки к уроку:
1. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.
2. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПБ, 1998.
3. Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. Учебник для ВУЗов.М.,2006.
4. Обществознание. Под ред. Ю.Г. Волкова. Учебное пособие для поступающих в высшие учебные заведения. М.,2005.
5. Обществознание. Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л.Н. Боголюбова , Н.И. Городецкой , А.И. Матвеева. 2-ое издание .М., Просвещение , 2007.
6. Савельева О.О. Семья в современном обществе. “Преподавание истории и обществознания в школе”. №№ 7,8, 2001.


Следующая страница Презентации к уроку







Наверх