План проведения занятий на учебный год (по учебнику Виноградовой Н.Ф.)



Основы безопасности жизнедеятельности
9 класс






Уроки 23 - 27
Чрезвычайные ситуации социального характера
Экстремизм и терроризм



Содержание урока

Экстремизм

Терроризм

Как снизить угрозу теракта?

Если вас взяли в заложники или похитили...

Взрывы в жилых домах — теракты


Терроризм



Вспомните:

Что такое экстремизм?




Что такое терроризм?


Слово «терроризм» происходит от латинского слова terror — «ужас». В широком смысле под терроризмом понимают политику, основанную на запугивании, насилии и устрашении, целью которой является достижение антиобщественных, асоциальных интересов. Террористические действия носят всегда открытый провокационный характер. Терроризм рассматривается как крайняя форма экстремизма.

Международный терроризм затрагивает интересы больше чем одного государства и влияет на состояние межгосударственных политических отношений, представляя серьёзную угрозу для международного правопорядка и межгосударственных отношений, для международной безопасности и международных интересов государств. Поэтому противодействие международному терроризму возможно лишь при сотрудничестве государств по защите их общих интересов.

Зачастую разграничить международный и внутренний терроризм невозможно. Большая часть террористических актов, совершаемых в России, является проявлением именно международного терроризма.

Угроза международного терроризма влияет как на внешнюю, так и на внутреннюю политику многих стран, в том числе России: ужесточается антитеррористическое законодательство, растут расходы на содержание силовых структур, проводятся полицейские и военные операции, происходит международный обмен информацией и опытом по борьбе с терроризмом.

В 2006 году Генеральная Ассамблея ООН приняла «Глобальную контртеррористическую стратегию». Однако, по мнению многих специалистов. одними мерами, направленными непосредственно против терроризма. проблему не решить, поскольку в её основе лежат мировые проблемы и противоречия, в том числе глобальное неравенство и массовая бедность в странах третьего мира, протест против глобализации и т. д.

Проявления терроризма


Очень часто жертвами террористов становятся случайные люди. В качестве примера можно привести шокировавшие весь мир события 11 сентября 2001 года в США, когда террористы захватили четыре авиалайнера вместе с пассажирами. Два из них они направили на башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. В результате этого обе башни обрушились. Третий самолёт был направлен на Пентагон (здание министерства обороны США). Пассажиры и команда четвёртого авиалайнера попытались перехватить управление самолётом у террористов, после чего самолёт упал. Помимо 19 террористов, в результате террористических атак погибло около 3000 человек.

Для достижения своих целей террористы используют:

• похищение людей и захват заложников;
• взрывы, применение химических и радиоактивных веществ в местах массового пребывания людей;
• захват транспортных пассажирских средств;
• нападение на объекты, опасные для жизни населения в случае их разрушения или нарушения работы, например на очистные сооружения крупных городов, химические заводы, плотины и т. д.;
• вывод из строя систем управления авиационным и железнодорожным движением, силовых линий электроснабжения, средств связи и др.; 
• нарушение работы информационных сетей и серверов: отравление (заражение) систем водоснабжения, продуктов питания;
• посягательства на жизнь государственных или общественных деятелей;
• нападения на представителей других государств.


Приглашаем к дискуссии

Обобщим полученные знания, ответим на вопросы: «Каковы причины возникновения терроризма?», «Почему нельзя уступать требованиям террористов?», «Что делает государство для борьбы с терроризмом?».




Беслан не забыт!


Несколько лет назад на уроке в 4 классе начальной школы города Беслана (что расположен недалеко от Владикавказа) учительница задала вопрос «Какие у вас есть желания?». Десятилетние дети, чьи сверстники обычно мечтают об игрушках, сладостях, путешествиях, отвечали: «Чтобы никогда никто не пострадал от террористов», «Чтобы никогда никого не брали в заложники», «Чтобы было мирное небо и не плакали мамы...» Эти дети ещё помнили 1 сентября 2004 года... Не могут забыть этот день и миллионы людей во всём мире.

В то утро в школе № 1 Беслана, как и во всех школах России, проходила торжественная линейка, посвяшённая началу учебного года. В это время к школе на грузовике подъехала группа террористов. Стреляя в воздух, они загнали в здание школы детей, их родителей и родственников, сотрудников школы. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании более 1100 заложников. Им не давали есть. пить, обращались с ними жестоко.

На третий день около 13 часов в школе произошли взрывы и возник пожар, в результате чего здание частично обрушилось. После первых взрывов заложники начали выбегать из школы, и федеральными силами был предпринят штурм. Во время перестрелки было убито 27 террористов. Единственный пойманный живым террорист был арестован и приговорён судом к пожизненному заключению. Бапьшинство заложников во время штурма были освобождены, но в результате теракта погибло 334 человека, из них 186 детей, и свыше 800 — ранено.

Если вы прилетели во Владикавказ, то в этот город вы поедете обязательно мимо города Беслана, мимо кладбища, где покоятся погибшие в теракте. Здесь всегда много цветов, горят свечи... Положите и вы две гвоздики, зажгите свечу, помяните тех, кто погиб по вине людей аморальных, корыстных, эгоистичных, пошедших ради своих безнравственных целей на преступление против детей.



Домашнее задание

Используя дополнительную литературу и данные из Интернета, подготовьте доклады о крупнейших террористических актах в России и за рубежом. Какие цели ставили перед собой террористы? Сумели они добиться их осуществления? Какой резонанс породили в обществе их акции?





Следующая страница Как снизить угрозу теракта?







Наверх