План проведения занятий на учебный год (по учебнику Виноградовой Н.Ф.)



Основы безопасности жизнедеятельности
9 класс






Уроки 28 - 29
Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму




Приглашаем к дискуссии

Обсудим, почему важна борьба с терроризмом. О каких антитеррори- стических операциях в России вы можете рассказать?



Законодательство России о противодействии экстремизму


В Российской Федерации ведётся жёсткая и непримиримая борьба с экстремизмом, как с явлением, вносящим в жизнь граждан ненависть и хаос.

Статьи 13 и 29 Конституции РФ запрещают любое проявление ненависти по расовому, социальному, религиозному и иному признаку. В статье 21 говорится, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться насилию. Статья 45 гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом.

Согласно Уголовному кодексу РФ уголовная ответственность в России наступает с 16 лет, но если совершены особо тяжкие преступления, то с 14 лет. Возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение человеческого достоинства по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, религии наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. р. либо лишением свободы на срок до двух лет. То же. совершённое с применением насилия либо организованной группой, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. р. либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Об этих законах должны помнить все, кто встаёт на путь нетерпимости!


Практическая работа


Цель: развить навыки работы с документами.

Задании: ознакомьтесь с некоторыми статьями Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Охарактеризуйте государственные мероприятия по борьбе с экстремизмом.



Статья 1. Основные понятия (даётся в сокращении)

Экстремистская деятельность (экстремизм):

• насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
• публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
• возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
• пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
• нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
• пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики экстремистских организаций;
• публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
• организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
• финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении.

Статья 7. Вынесение предупреждении общественному или религиозному объединению либо иной организации о недопустимости осуществления экстремистской деятельности (даётся в сокращении) Общественному или религиозному объединению либо иной организации в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности признаков экстремизма, выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения.

В случае, если в установленный в предупреждении срок не устранены допущенные нарушения, соответствующее общественное или религиозное объединение либо иная организация подлежит ликвидации, а деятельность общественного или религиозного объединения подлежит запрету.

Статья 13. Ответственность за распространение экстремистских материалов (даётся в сокращении)

На территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. Производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечёт за собой ответственность.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом.

Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.

Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в международной компьютерной сети Интернет на сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

Статья 15. Ответственность за осуществление экстремистской деятельности (даётся в сокращении)

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

В случае, если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация обязаны в течение пяти дней публично заявить о своём несогласии с высказываниями такого лица. Если соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в их деятельности признаков экстремизма.

Автор печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных статьёй 1 настоящего Федерального закона, признаётся лицом, осуществлявшим экстремистскую деятельность, и несёт ответственность в установленном порядке.


Приглашаем к дискуссии

Предположим: в Интернете опубликован призыв к ограничению в правах, к изгнанию людей или к физической расправе над людьми иной национальности, исповедующими другую религию. Можно ли рассматривать эту информацию как проявление экстремизма, а человека, её опубликовавшего, считать экстремистом?



Законодательство России о противодействии терроризму


Федеральный закон «О противодействии терроризму» (2006 г.) определяет деятельность органов власти по противодействию терроризму и основные принципы противодействия терроризму, ответственность организаций за причастность к терроризму, правовые основы применения Вооружённых Сил РФ в борьбе с терроризмом. Уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение о готовящемся теракте наступает с 14-летнего возраста.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (2009 г.), террористическая и экстремистская деятельность является источником угроз национальной безопасности.

Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» (2006 г.) обязал образовать Национальный антитеррористический комитет (НАК) и антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации. Для управления контртеррористическими операциями в составе НАК образован Федеральный оперативный штаб.


Практическая работа


Цель: развить навыки работы с документами.

Задания:

1. Проанализируйте некоторые положения Федерального закона от 6 марта 2006 года JV? 35-ФЗ “О противодействии терроризму».

2. Охарактеризуйте меры по противодействию терроризму.



Статья 2. Основные принципы противодействия терроризму (даётся в сокращении)

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
11) недопустимость политических уступок террористам.

Статья 3. Основные понятия (даётся в сокращении)

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения;

2) террористическая деятельность включает в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
б) подстрекательство к террористическому акту;
в) организацию незаконного вооружённого формирования, преступного сообщества, группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
е) пропаганду идей терроризма;

3) террористический акт — совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях;

4) противодействие терроризму — деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

5) контртеррористическая операция — комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц. организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Статья 11. Правовой режим контртеррористической операции (даётся в сокращении)

1. В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства может вводиться правовой режим контртеррористической операции.

3. На период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:

I) проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов — доставление в органы внутренних дел для установления личности;
3) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
4) ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах связи и в почтовых отправлениях;
5) использование транспортных средств, принадлежащих организациям и (или) физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта;
6) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
7) приостановление оказания услуг связи или ограничение использования сетей связи и средств связи;
8) временное отселение физических лиц в безопасные районы;
11) беспрепятственное проникновение лиц. проводящих контртеррористическую операцию, в жилые помещения и в помещения организаций;
12) проведение досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств;
13) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Статья 16. Ведение переговоров в ходе контртеррористической операции

1. В целях сохранения жизни и здоровья людей возможно ведение переговоров лицами, специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции.
2. При ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться выдвигаемые ими политические требования.







Наверх