Рассмотрим рисунки. Выскажем предположения: что сделали туристы неправильно при организации движения по маршруту?
Двигаться по лесу надо цепочкой, соблюдая небольшие интервалы. Если нет тропы, следует идти не спеша, осторожно, выбирая наиболее безопасные места. Проходя сквозь чашу или заросли кустарника, впереди идущему туристу необходимо придерживать ветви, чтобы они не хлестали по лицу идущего следом. Идущие впереди должны предупреждать об опасных местах: ямах, торчащих пнях, корягах, корнях, скользких поверхностях, скрытых промоинах и т. п. Особо опасные места лучше обходить стороной.
Следует соблюдать осторожность, когда приходится преодолевать канавы или ручьи по гнилым и неустойчиво лежащим брёвнам и стволам деревьев, особенно в дождливую погоду или после росы, когда они мокрые и скользкие. Перебираясь через глубокие овраги с обрывистыми стенками, заваленные буреломом и камнями (по дну которых нередко текут ручьи), необходимо выбирать наиболее пологое место, где легче всего организовать спуск и подъём. Если приходится подниматься по скользкому и крутому склону, для обеспечения безопасности следует устроить верёвочные перила. Для этого при планировании похода тщательно изучают маршрут по карте, выявляя возможные препятствия. А в групповое снаряжение обязательно включают специальные верёвки (основную и вспомогательную), длина которых должна быть достаточной для безопасного преодоления естественных препятствий.
При переправах через глубокие овраги или бурные реки по брёвнам туристы также должны наводить верёвочные перила. Переправу каждого участника организуют со страховкой. Снаряжение (рюкзаки) переправляют по перилам отдельно от участников.
Читая текст, обратите внимание на правила разведки при преодолении препятствий.
Часто бывает, что на пути движения туристской группы оказываются реки и ручьи. Следует заранее подумать о том. как через них переправляться. Лучше всего найти на крупномасштабной карте ближайший к маршруту мост и по нему перейти на другой берег. Однако порой это сделать невозможно. Тогда приходится организовывать переправу самостоятельно.
Все переправы через реки можно разделить по способу их организации:
• вброд (с шестом, со страховкой по перильной верёвке, шеренгой, кругом, колонной);
• на плавсредствах (на лодках или плотах);
• над водой (по выступающим над водой камням, по бревну или дереву, по кладям, с использованием наведённых верёвочных перил);
• вплавь (со страховкой и без страховки);
• по льду (в лыжных и пеших походах в межсезонье или зимой).
В горных районах, а также на равнине в период обильных дождей и таяния снега небольшие ручейки могут превращаться в бурные потоки. Такие неожиданности даже опытных туристов заставляют откатиться от переправы. Лучше вернуться назад, потратить на обход лишний день, в крайнем случае вообще отказаться от продолжения похода, но не рисковать. Вероятность несчастного случая при переправе через бурный поток весьма велика.
При разработке графика движения группы необходимо учитывать время на организацию сложных переправ так. чтобы туристы подошли к реке ближе к вечеру. Это позволит ещё до наступления темноты произвести осмотр реки и её берегов, определить наиболее подходящий для организации переправы участок русла. А ранним утром следующего дня приступить непосредственно к самой переправе.
Любая переправа через препятствие (реку или овраг) должна начинаться с разведки, которая предполагает выполнение следующих действий:
• осмотр местности с целью определения наиболее безопасного способа переправы (вброд, над водой, по воде);
• выбор участка реки и берега, где будет осуществляться переправа; например, если руководитель решил переправляться вброд, ищут, где русло самое широкое, а глубина потока наименьшая, где минимальная скорость течения, относительно ровное дно, малое количество камней и небольшая крутизна берегов;
• выбор типа страховки, соответствующего избранному способу переправы (шест, перильная верёвка и пр.);
• при необходимости оборудование места переправы (вкапывание или закрепление опор для крепления верёвочных перил);
• для первого участника переправы (который переплывает или переходит реку без перил) надо продумать страховку;
• распределение ролей между участниками переправы для страховки её первого участника;
• при переправе стенкой или кольцом назначают старшего группы (он координирует действия по оборудованию переправы, когда грохот воды или ширина реки не дают возможности переговариваться);
• проведение инструктажа участников переправы (каждый должен знать, что ему делать во время переправы и на противоположном берегу, как страховать друг друга и как действовать в экстренных ситуациях);
• отдельный инструктаж для туристов, организующих страховку.
Не следует искать переправы вброд в местах поворота русла реки. На таких участках один берег всегда крутой и труднодоступный, русло под ним глубокое, а течение — быстрое. Лучше найти прямой и широкий участок реки: чем русло шире, тем оно мельче.
Если переправа организуется в глубоком месте или на реке с быстрым течением, руководитель обязательно должен организовать ниже по течению «пост перехвата». Его задача — помогать тем. кто сорвался в воду.
При переправе с шестом его следует использовать как опору, опираться следует на ту часть дна. которая выше по течению, захватывать шест надо обеими руками и держать их близко друг к другу, а не разносить по шесту.
Сравните рисунки и найдите в них отличия. На каких рисунках туристы осуществляют переправу с нарушениями?
Какие способы ориентирования на местности вы знаете? Как определить с помощью карты ваше местоположение на местности? Какие местные признаки помогут найти стороны горизонта? Как организовать сигнальный костёр?
Составьте план переправы с учётом следующих результатов разведки: переправляться можно вброд: туристы подошли к реке перед заходом солнца: берег реки неровен и каменист.
Подготовьте ответ на вопрос «Что включает разведка переправы?».
Прежде чем шагнуть на лёд, внимательно осмотритесь. Безопаснее всего переходить водоём или реку по прозрачному льду, который имеет зеленоватый или синеватый оттенок. Толщина его должна быть более 7 см. Прочность льда проверяют ударами палки или ломика. Если после двух-трёх ударов вода не показывается, то лёд достаточно крепок. Если лёд начинает прогибаться или трещать под ногами, надо осторожно вернуться назад. Уходить лучше скользящим шагом — не отрывая ног ото льда. При пешеходой переправе соблюдают дистанцию в 5 - 6 м.
Если переправу совершают лыжники, они должны быть готовы в случае опасности быстро освободиться от снаряжения. Для этого надо, заранее отстегнуть крепления лыж. Палки надо держать в руках, сняв петли с кисти. Рюкзак надо снять со спины и закинуть на одно плечо.
Умение правильно выбрать переправу, способность предвидеть возникновение опасных ситуаций являются проявлением культуры безопасности в природной среде.
«Как укрыться от непогоды».
Группы, используя свой опыт, а также информацию из Интернета, предлагают чертежи (рисунки) укрытий от непогоды, используемых туристами в лыжном и пешем туризме. Заранее выбранная экспертная группа оценивает безопасность, прочность, надёжность и удобство предлагаемой конструкции.