Какие опасные проявления социальных конфликтов нам известны? Почему важно противостоять опасным социальным ситуациям? Что такое Уголовный кодекс Российской Федерации? Какие статьи предусматривают уголовную ответственность за создание угрозы населению и материальный ущерб?
Читая текст обратите внимание, с какого возраста наступает ответственность за правонарушения.
В Российской Федерации ведётся жёсткая и непримиримая борьба с экстремизмом как с явлением, вносящим в жизнь граждан ненависть и хаос.
Экстремизм — это приверженность к крайним взглядам и действиям в политике, разжигание межнациональной ненависти, нетерпимость к представителям других религий.
Конституция Российской Федерации запрещает любое проявление ненависти по расовому, социальному, религиозному и иному признаку. В ней говорится, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться насилию. Конституция гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом.
Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации уголовная ответственность в России наступает с 16 лет, но если совершены особо тяжкие преступления, то с 14 лет. Возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение человеческого достоинства по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, религии наказывается штрафом либо лишением свободы.
Об этих законах должны помнить все, кто встаёт на путь нетерпимости!
Цель: развить навыки работы с документами.
Задания
1. Ознакомьтесь с некоторыми статьями Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
2. Охарактеризуйте государственные мероприятия по борьбе с экстремизмом.
Статья 1. Основные понятия (даётся в сокращении)
Экстремистская деятельность (экстремизм):
• насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
• публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
• возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
• пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
• нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
• пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики экстремистских организаций;
• публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
• организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
• финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении.
Статья 7. Вынесение предупреждении общественному или религиозному объединению либо иной организации о недопустимости осуществления экстремистской деятельности (даётся в сокращении)
Общественному или религиозному объединению либо иной организации в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности признаков экстремизма, выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения.
В случае, если в установленный в предупреждении срок не устранены допущенные нарушения, соответствующее общественное или религиозное объединение либо иная организация подлежит ликвидации, а деятельность общественного или религиозного объединения подлежит запрету.
Статья 13. Ответственность за распространение экстремистских материалов (даётся в сокращении)
На территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. Производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечёт за собой ответственность.
Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом.
Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.
Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в международной компьютерной сети Интернет на сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации.
Статья 15. Ответственность за осуществление экстремистской деятельности (даётся в сокращении)
За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.
В случае, если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация обязаны в течение пяти дней публично заявить о своём несогласии с высказываниями такого лица. Если соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в их деятельности признаков экстремизма.
Автор печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных статьёй 1 настоящего Федерального закона, признаётся лицом, осуществлявшим экстремистскую деятельность, и несёт ответственность в установленном порядке.
Предположим: в Интернете опубликован призыв к ограничению в правах, к изгнанию людей или к физической расправе над людьми иной национальности, исповедующими другую религию. Можно ли рассматривать эту информацию как проявление экстремизма, а человека, её опубликовавшего, считать экстремистом?
Федеральный закон «О противодействии терроризму» (2006 г.) определяет деятельность органов власти по противодействию терроризму и основные принципы противодействия терроризму, ответственность организаций за причастность к терроризму, правовые основы применения Вооружённых Сил РФ в борьбе с терроризмом. Уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение о готовящемся теракте наступает с 14-летнего возраста.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (2009 г.), террористическая и экстремистская деятельность является источником угроз национальной безопасности.
Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» (2006 г.) обязал образовать Национальный антитеррористический комитет (НАК) и антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации. Для управления контртеррористическими операциями в составе НАК образован Федеральный оперативный штаб.
Цель: развить навыки работы с документами.
Задания:
1. Проанализируйте некоторые положения Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ “О противодействии терроризму».
2. Охарактеризуйте меры по противодействию терроризму.
Статья 2. Основные принципы противодействия терроризму (даётся в сокращении)
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность; <...>
4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; <...>
6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; <...>
11) недопустимость политических уступок террористам.
Статья 3. Основные понятия (даётся в сокращении)
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения;
2) террористическая деятельность включает в себя:
а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
б) подстрекательство к террористическому акту;
в) организацию незаконного вооружённого формирования, преступного сообщества, группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
е) пропаганду идей терроризма;
3) террористический акт — совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях;
4) противодействие терроризму — деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;
5) контртеррористическая операция — комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц. организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
Статья 11. Правовой режим контртеррористической операции (даётся в сокращении)
1. В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства <...> может вводиться правовой режим контртеррористической операции. <...>
3. <...> на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:
1) проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов — доставление в органы внутренних дел для установления личности; <...>
3) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
4) ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах связи и в почтовых отправлениях;
5) использование транспортных средств, принадлежащих организациям и (или) физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта;
6) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
7) приостановление оказания услуг связи или ограничение использования сетей связи и средств связи;
8) временное отселение физических лиц в безопасные районы; <...>
11) беспрепятственное проникновение лиц. проводящих контртеррористическую операцию, в жилые помещения и в помещения организаций;
12) проведение досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств;
13) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Статья 16. Ведение переговоров в ходе контртеррористической операции
1. В целях сохранения жизни и здоровья людей возможно ведение переговоров лицами, специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции.
2. При ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться выдвигаемые ими политические требования. <...>