В октябре 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. Согласно этому документу, местная противовоздушная оборона (МПВО) была выделена в самостоятельную организацию, призванную защищать население и объекты народного хозяйства при бомбардировках авиацией противника. Она с честью оправдала свое предназначение в годы Великой Отечественной войны. Силами МПВО были спасены от гибели многие миллионы граждан, было ликвидировано 90 тыс. пожаров и загораний, предотвращено 32 тыс. серьезных промышленных аварий, обезврежено более 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн снарядов и мин.
В июле 1961 г. МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, которая стала составной частью системы общегосударственных оборонных мер.
Во второй половине 80-х гг. угроза глобальной войны стала ослабевать. На фоне мирной обстановки огромными выглядели потери, наносимые государству авариями, катастрофами и стихийными бедствиями.
Ликвидацию крупных чрезвычайных ситуаций обычно поручали силам гражданской обороны: ее воинским частям и невоенизированным формированиям. Однако в мирное время ее воинские части содержались в сильно сокращенном составе. Для эффективного реагирования на чрезвычайные ситуации их надо было развертывать до полной укомплектованности. На это требовалось несколько дней, а в чрезвычайной ситуации участь пострадавших порой решали минуты. Солдат в войсках гражданской обороны спасательному делу не обучали. Части не были обеспечены спасательным оборудованием.
В июле 1987 г. руководство страны издало документ о коренной перестройке системы гражданской обороны. Руководителям государственных органов управления всех уровней была поставлена задача обеспечить высокую готовность органов и сил ГО к действиям по предназначению. При этом было подчеркнуто, что они должны быть готовы к ликвидации последствий возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий, проведению спасательных и других неотложных работ.
В ноябре 1991 г. на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО РСФСР был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который (10 января 1994 г.) был преобразован в министерство (МЧС России).
Дальнейшему развитию системы гражданской обороны послужило принятие в феврале 1998 г. Федерального закона «О гражданской обороне».
Гражданская оборона — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основными задачами в области гражданской обороны являются:
• обучение населения в области гражданской обороны;
• оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
• предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
• проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
• проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
• борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
• обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
• санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
• восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• срочное восстановление надежного функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
• срочное захоронение трупов в военное время;
• разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
• обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны (МЧС России). Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют руководители этих органов и организаций. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. На схеме 16 представлена структура органов управления гражданской обороной.
Подготовку к ведению гражданской обороны осуществляют заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с законом ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Граждане Российской Федерации в области гражданской обороны имеют следующие права и обязанности:
• проходить обучение по гражданской обороне;
• принимать участие в проведении мероприятий по гражданской обороне;
• оказывать содействие органам государственной власти и организациям в решении задач гражданской обороны.
1. Расскажите об истории создания в нашей стране системы гражданской обороны.
2. Какими причинами была вызвана коренная перестройка в системе защиты населения от чрезвычайных ситуаций?
3. Что такое современная гражданская оборона и каково ее предназначение? Назовите основные задачи гражданской обороны.
4. Назовите органы, осуществляющие управление гражданской обороной.
Задание 23
Из приведенных задач выберите те, которые являются задачами в области гражданской обороны:
а) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
б) эвакуация раненых с места военных действий в безопасные районы;
в) тушение пожаров в жилых и общественных зданиях в мирное время;
г) борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий;
д) санитарная обработка населения, специальная обработка техники, обеззараживание зданий и сооружений;
е) строительство фортификационных сооружений в военное время;
ж) руководство коммунальными службами в мирное и военное время;
з) восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
и) принятие мер по организации медицинского обслуживания населения;
к) проведение мероприятий по светомаскировке.
Общеобразовательные учреждения организационно входят в функциональную подсистему РСЧС предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, находящуюся в сфере деятельности Федерального агентства Российской Федерации по образованию.
Основными задачами этой подсистемы являются:
• организация работ по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, поддержанию в готовности органов управления, сил и средств подсистемы к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
• организация подготовки специалистов и преподавателей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в области предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, обучение учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности;
• осуществление взаимодействия в области предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности с органами управления МЧС России.
Для решения этих задач в общеобразовательном учебном заведении может быть образована объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности (КЧС и ПБ). Кроме нее, в образовательном учреждении создают структурное подразделение или назначают работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.
В целях уменьшения размеров людских потерь и материального ущерба в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в общеобразовательных учреждениях разрабатывают несколько документов. Основные из них — план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время и план гражданской обороны.
План гражданской обороны составляют обычно в соответствии со схемой 17, но при его разработке учитывают опасности, которые могут возникнуть при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Успешное выполнение общеобразовательным учреждением задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций во многом зависит не только от качества разработки планирующих документов, но и от индивидуальной подготовки каждого учащегося. В настоящее время обучение населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и является обязательным.
Основными задачами обучения в области гражданской обороны являются:
• изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
• совершенствование навыков в организации и проведении мероприятий по гражданской обороне;
• выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
• овладение личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Учащиеся и студенты образовательных учреждений (за исключением дошкольных и образовательных учреждений дополнительного образования) выделены в отдельную категорию обучающихся и проходят обучение по месту учебы. Формами их обучения в области гражданской обороны являются следующие:
• обучение в учебное время по курсу «Основы безопасности и защиты Родины» и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»;
• участие в учениях и тренировках по гражданской обороне;
• изучение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны.
1. Выполнение каких задач возложено на функциональную подсистему РСЧС, находящуюся в сфере деятельности Федерального агентства РФ по образованию?
2. Какие планы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций разрабатывают в общеобразовательных учреждениях?
3. Каким образом в России организовано обучение населения в области гражданской обороны?
4. Назовите основные задачи обучения в области гражданской обороны.
5. Какие формы обучения в области гражданской обороны применяют в образовательных учреждениях?
Задание 24
Совместно с преподавателем составьте структурную схему системы гражданской обороны в вашем образовательном учреждении. Назовите, кто является начальником гражданской обороны, начальником штаба гражданской обороны, председателем эвакуационной комиссии (группы). Какие на них возложены обязанности в области гражданской обороны?