План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
10 - 11 классы






Урок 26
§ 26. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества


Здоровый образ жизни создаёт наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний, увеличивает продолжительность жизни человека и его работоспособность.

Как мы уже говорили ранее, здоровый образ жизни можно характеризовать как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, которая обеспечивает ему духовное, физическое и социальное благополучие, а также снижает факторы риска последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.

Когда человек своим неблагоразумным поведением наносит ущерб собственному здоровью, нормальное течение физиологических процессов затруднено. Следовательно, жизненные силы организма в основном расходуются на компенсацию того вреда, который человек наносил здоровью своим поведением. При этом увеличивается вероятность заболеваний, происходит ускоренное изнашивание организма, а продолжительность жизни сокращается.

Каждый человек индивидуален и неповторим. Наследственные качества, стремления человека и его возможности индивидуальны. В определённой степени окружающая человека среда носит индивидуальный характер (дом, семья и т. д.). Значит, система его жизненных установок и реализация замыслов носят личностный характер. Все могут не курить, но многие курят. Все могут дружить со спортом, но занимается им сравнительно мало людей. Все могут соблюдать рациональный режим питания, но делают это, к сожалению, единицы.

Таким образом, для сохранения и укрепления здоровья каждый человек создаёт свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения.

Образ жизни - это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, на знании законов жизнедеятельности и мотивах самореализации.

Для того чтобы сформировать систему здорового образа жизни, необходимо знать основные факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести соблюдение режима труда и отдыха, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, хорошие взаимоотношения с окружающими людьми.

Необходимо также учитывать и факторы, отрицательно влияющие на здоровье: курение, употребление алкоголя, наркотиков, токсикомания, эмоциональная и психическая напряжённость при общении с окружающими, а также неблагоприятная экологическая обстановка в местах проживания.

Таким образом, здоровый образ жизни - цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которую он соблюдает не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты в сохранении и укреплении здоровья.

Отметим, что здоровый образ жизни - это динамичная система поведения человека, основанная на глубоких знаниях различных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека, и выбор алгоритма поведения, максимально обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья, постоянное корректирование своего поведения с учётом приобретённого опыта и возрастных особенностей.

Суть такого поведения - отнюдь не фанатичное следование каким-то установкам здорового образа жизни. Естественно, перестройка своего поведения всегда требует дополнительных усилий от человека, но всё должно совершаться на грани удовольствия. Приятного от затраченных усилий должно быть столько, чтобы они не показались напрасными.

Чтобы создаваемая вами система здорового образа жизни имела привлекательность, необходимо хорошо видеть конечную цель усилий. Можно, перефразировав Цицерона, конечную цель сформулировать так: «Здоровый образ жизни - это система поведения человека для достижения благополучия для себя, для семьи и государства».

Напомним, что здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения. Выбор пути каждый человек должен сделать сам.

Для этого вам необходимо:

• иметь чётко сформулированную цель жизни и обладать психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;
• помнить, что предрасположенность к болезням передаётся по наследству;
• знать формы поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья;
• стремиться быть хозяином своей жизни, верить в то, что правильный образ жизни обязательно приведёт вас к положительным результатам;
• выработать у себя положительное отношение к жизни, воспринимать каждый день как маленькую жизнь, каждый день получать от жизни хоть маленькие радости;
• развивать в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живёте, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;
• постоянно соблюдать режим двигательной активности (удел человека - вечно двигаться, нет никаких средств, которые бы заменили движение);
• соблюдать правила питания и гигиены;
• соблюдать режим труда и отдыха;
• быть оптимисткой, двигаясь по пути укрепления здоровья, ставить перед собой достижимые цели, не драматизировать неудачи, никогда не забывать, что совершенство - в принципе недостижимая вещь;
• радоваться успехам, так как во всех человеческих начинаниях успех порождает успех.

Всё перечисленное должно найти отражение в вашей индивидуальной системе здорового образа жизни.

Решение о том, какой образ жизни вам вести, будете принимать вы сами. Готовых рецептов для каждого нет. Поэтому авторы учебника желают вам своё решение принять обдуманно, с учётом особенностей вашего организма и окружающей среды.

Выводы


1. В большинстве болезней и различных несчастий виноваты не природа и не общество, виноват сам человек.

2. Чаще всего несчастные случаи происходят с человеком из-за безответственного отношения к своему здоровью, к соблюдению норм здорового образа жизни и к правилам безопасного поведения в повседневной жизни.

3. Никакие достижения медицины не прибавят здоровья, если люди сами не научатся его сохранять.

4. Каждому необходимо выработать индивидуальную систему здорового образа жизни.

Вопросы


1. Почему здоровый образ жизни следует считать индивидуальной системой поведения человека?

2. Какое значение имеет здоровый образ жизни для минимизации последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций?

Задания


1. Перечислите основные факторы, которые способствуют формированию здорового образа жизни.

2. Сформулируйте основные направления своего поведения в повседневной жизни для сохранения, укрепления своего здоровья и подготовьте краткое сообщение о них.

Дополнительные материалы к главе 7
Психологический тест «Определите уровень своего здоровья»


1. Что вы сделаете, если увидите, что автобус успеет подойти к остановке раньше, чем вы?

а) «Возьмёте ноги в руки», чтобы успеть на него;
б) пропустите, будет следующий;
в) несколько ускорите шаг, может быть, он подождёт вас.

2. Пойдёте ли вы в поход в компании людей, значительно более подготовленных, чем вы?

а) Нет, вы вообще не ходите в походы;
б) да, если они вам хоть немного симпатичны;
в) неохотно, потому что это может быть утомительно.

3. Если у вас выдался более тяжёлый день в школе (гимназии, лицее), чем обычно, пропадает ли у вас желание делать вечером что-либо обещающее быть интересным?

а) Вовсе не пропадает;
б) желание пропадает, но вы надеетесь, что почувствуете себя лучше, и поэтому не отказываетесь от задуманного;
в) да, потому что вы можете получать удовольствие только отдохнув.

4. Каково ваше мнение о турпоходах всей семьёй?

а) Вам нравится, когда это делают другие;
б) вы бы с удовольствием к ним присоединились;
в) нужно бы попробовать разок, как вы себя будете чувствовать в таком турпоходе.

5. Что вы охотнее и быстрее делаете, когда устаёте?

а) Ложитесь спать;
б) пьёте чашку крепкого кофе;
в) долго гуляете на свежем воздухе.

6. Что нужно для поддержания хорошего самочувствия?

а) Нужно побольше есть;
б) необходимо много двигаться;
в) нельзя слишком переутомляться.

7. Принимаете ли вы регулярно лекарства?

а) Не принимаете даже во время болезни;
б) нет, в крайнем случае - витамины;
в) да, принимаете.

8. Какое блюдо вы предпочитаете и чаще едите из перечисленных ниже?

а) Гороховый суп с копчёным окороком;
б) мясо, жаренное на решётке, с овощным салатом;
в) пирожное с кремом или со взбитыми сливками.

9. Что для вас наиболее важно на отдыхе?

а) Чтобы были все удобства;
б) чтобы была вкусная еда;
в) чтобы были возможности заниматься спортом.

10. Ощущаете ли вы перемену погоды?

а) Чувствуете себя из-за этого больным;
б) не замечаете вообще;
в) да, если вы утомлены.

11. Каково ваше общее состояние, если вы не выспались?

а) Скверное;
б) один-два раза недоспите - и всё из рук валится;
в) вы так к этому привыкли, что уже не обращаете внимания.

Шкала определения очков за ответы


№ вопроса Цена ответа
а б в
1 10 5 6
2 2 10 0
3 10 6 2
4 1 10 4
5 6 4 9
6 1 9 6
7 6 9 3
8 4 10 1
9 0 2 10
10 0 10 6
11 0 7 2

Результаты.
Свыше 80 очков. Превосходно, вы ведёте здоровый образ жизни.
50—80 очков. Ничего страшного, но необходимо пересмотреть образ жизни.
Менее 50 очков. Вы слишком перегружены, плохо следите за состоянием своего здоровья. Необходимо больше внимания уделить физическому состоянию.







Наверх