План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
10 - 11 классы






Урок 30
§ 30. Влияние неблагоприятных факторов внешней среды на здоровье плода и новорождённого


На сохранение и укрепление здоровья плода и новорождённого младенца в значительной степени оказывает влияние уровень подготовки молодой мамы к сохранению и укреплению своего здоровья, особенно в период беременности.

Врачи считают, что в первые 90 дней беременности зачатый ребёнок (эмбрион) особенно беззащитен. Выделяют два периода, когда неблагоприятные условия приводят к наиболее тяжёлым последствиям.

Первый период - это час зачатия и 5-7 суток после него. В течение этого времени оплодотворённая яйцеклетка продвигается по маточной трубе и затем внедряется в слизистую матки.

Второй период длится с 3-й по 12-ю неделю и характеризуется формированием органов, тканей ребёнка и плаценты.

В результате влияния вредных факторов в эти периоды могут возникнуть пороки развития: аномалии мозга, сердечно-сосудистой, нервной, костной, пищеварительной систем, мочевыделительной системы, печени и других органов и тканей. Поэтому в этот период желательно спланировать свою жизнь так, чтобы максимально снизить возможное влияние вредных факторов окружающей среды (употреблять очищенную воду, доброкачественные продукты, по возможности уехать на время из экологически неблагоприятного района).

Изменения, происходящие в окружающей среде в результате жизнедеятельности человека, как мы уже говорили в предыдущем параграфе, непосредственно влияют на состояние его здоровья. Известно, что под воздействием окружающей среды в организме могут происходить изменения генов (мутации). Этот процесс называется мутагенезом, он постоянно происходит в организме. В условиях нарастающего загрязнения окружающей среды он ускоряется и с определённой для каждого конкретного случая вероятностью может выйти из-под контроля. Если это произойдёт в клетке тела, то она может стать родоначальницей злокачественной опухоли. Этот процесс называют канцерогенезом (от лат. cancer - рак).

Если мутация произойдёт в половой клетке или в клетке развивающегося зародыша, то такая «вышедшая из-под контроля» клетка может привести к развитию у ребёнка наследственного заболевания или врождённого уродства.

Вещества и факторы, изменяющие нормальную структуру генов, носят название мутагенов.

Мутагены - это физические и химические факторы, вызывающие наследственные изменения - мутации. Мутагенным действием обладают ионизирующие (например, рентгеновские и ультрафиолетовые лучи) и неионизирующие (например, токи сверхвысокой частоты) излучения, различные природные и получаемые искусственно химические соединения. Установлено, что ни одно вещество не оказывает влияния на клетки организма само по себе, но всегда действует в совокупности с другими веществами и физическими факторами. Мутагены способствуют образованию в организме свободных радикалов.

Попав в организм, мутаген испытывает влияние множества веществ - компонентов пищи, гормонов, продуктов обмена веществ, ферментов. Одни из них усиливают действие мутагена, другие уменьшают и даже исправляют повреждённый ген. Организм активно борется с мутагенами, локализуя их вредное воздействие. Однако постоянное ухудшение экологической обстановки приводит к снижению защитных свойств организма и его способности сопротивляться мутагенам.

Вещества, которые способны остановить вредное действие мутагенов, называются антимутагенами. Некоторые из них делают мутагены неактивными, другие изменяют влияние мутагенов так, что они становятся неопасными, третьи усиливают систему исправления повреждений. Наиболее активными антимутагенами признаны некоторые витамины: ретинол (витамин А), токоферол (витамин Е), аскорбиновая кислота (витамин С).

Витамин А содержится в продуктах животного происхождения (сливочное масло, яичный желток, печень). В растительных пищевых продуктах витамин А не встречается. Многие из них (морковь, шпинат, салат, петрушка, абрикос и др.) содержат каротин, являющийся предшественником — провитамином А. Из него в организме образуется витамин А. Витамин А обеспечивает нормальный рост, участвует в образовании зрительных пигментов, регулирующих «сумеречное зрение», или темновую адаптацию глаза, нормализует обменные процессы в коже, тканях печени и др.

Витамин Е содержится в зелёных частях растений, особенно в молодых ростках злаков. Богаты витамином Е и растительные масла (подсолнечное, хлопковое, кукурузное, арахисовое, соевое). Витамин Е нормализует обмен веществ в мышечной ткани.

Витамин С содержится в значительных количествах в продуктах растительного происхождения (плоды шиповника, капуста, лимоны, апельсины, чёрная смородина и другие фрукты и ягоды). Витамин С участвует в окислительно-восстановительных процессах, свёртывании крови, углеводном обмене и регенерации тканей.

Все витамины усваиваются наиболее полно, если их употреблять в комплексе. Но необходимо иметь в виду, что искусственно созданные препараты не всегда хорошо усваиваются, поэтому предпочтительнее наборы природных поливитаминов, встречающихся в пищевых продуктах. Набор наиболее доступных продуктов растительного происхождения, содержащих витамины А, Е и С, представлен в таблице 2.

Таблица 2


Антимутаген Наименование продуктов и наличие в них антимутагенов
Капуста белокочанная Морковь Картофель Лук репчатый Салат посевной Шпинат огородный Перец стручковый Петрушка обыкновенная Свёкла обыкновенная Грецкий орех Помидоры Яблоки
A + + + + + + + +
E + + + + + + + + +
C + + + + + + + + + + + +

Приведём несколько рекомендаций специалистов по правилам безопасного поведения в местах, где концентрация вредных веществ превышает установленные нормы.

Если ваш дом находится рядом с территорией промышленных объектов, то, для того чтобы проветрить помещение, необходимо учитывать направление ветра. Если ветер дует от промышленной зоны, окна лучше держать закрытыми. Не следует ходить пешком вдоль автомобильных магистралей.

Для прогулок и занятий физической культурой лучше выбирать место в парке, сквере или лесопарке.

Купаться можно только в установленных местах, где состояние воды проверено и не опасно для здоровья.

Выводы


1. Вредные факторы (неочищенная вода, некачественные продукты) могут оказывать неблагоприятное воздействие на развитие плода и состояние здоровья новорождённого.

2. Формируя свой образ жизни, необходимо учитывать особенности экологической обстановки в районе проживания, знать и соблюдать меры по минимизации отрицательного влияния экологических факторов окружающей среды на ваше здоровье.

Вопросы


1. К каким последствиям для здоровья новорождённого может привести загрязнение окружающей среды?

2. Употребление каких продуктов питания расширяет защитные возможности организма в условиях неблагоприятной экологической обстановки?

Задания


1. Перечислите и охарактеризуйте основные витамины, употребление которых повышает защитные возможности организма.

2. Подготовьте сообщение на тему «Правила безопасного поведения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой».






Наверх