План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
10 - 11 классы






Урок 47
§ 47. Уход за младенцем


От того, как пройдёт начальный период развития и приспособления к внешнему миру новорождённого, во многом будет зависеть его здоровье, а вместе с этим и благополучие вашей семьи.

Рождение ребёнка - это всегда значительное событие для молодой семьи, и особенно для молодой женщины. Вы ожидали маленького, самого главного члена вашей семьи, с появлением которого изменится ваш образ жизни. Теперь основные ваши заботы в значительной степени будут направлены на создание условий для развития новорождённого. Прибавится забот, появится необходимость отказаться от сложившегося уклада и ритма жизни, поступиться некоторыми привязанностями и привычками.

Система вашего здорового образа жизни должна теперь строиться с учётом сохранения и укрепления не только своего здоровья, но и здоровья вашего ребёнка. С родами закончился внутриутробный период развития и начался длительный период развития новорождённого человека в реальной окружающей среде, его адаптации к внешним условиям.

Молодые супруги должны иметь представление о некоторых общих условиях, которые необходимо создать в семье для развития ребёнка, особенно в первые месяцы его жизни.

Ожидая ребёнка, прежде всего следует к этому подготовить себя психологически и, самое главное, быть готовым к оказанию помощи, доброжелательному отношению друг к другу, созданию в семье благоприятной, спокойной психологической обстановки. Это очень важно для развития ребёнка.

Для создания благоприятного психологического климата в семье необходимо быть готовыми к внезапному изменению настроения, которое может появиться у молодой мамы после родов. Вы можете стать раздражительной, беспокойной, у вас может начаться эмоциональный спад. Причины этого — усталость, стресс, гормональные изменения в организме после родов, а также чувства, которые появляются в связи с вашим новым положением матери. После родов вы можете почувствовать себя особенно усталой и беззащитной. Важно преодолеть отрицательные эмоции и перестроиться на другие заботы, связанные с уходом за малышом. К этому периоду также надо готовиться заранее. Ваше настроение и состояние передаются вашему малышу и влияют на его поведение.

Ещё до появления ребёнка молодым супругам необходимо подумать о том, что приобрести для обеспечения нормальных условий для развития ребёнка. Все вещи, которые будут нужны для ухода за ребёнком (детское приданое), как правило, приобретают заранее. Все предметы должны быть сшиты из мягких, хорошо впитывающих влагу (гигроскопических) натуральных тканей, которые легко можно постирать, прокипятить и отгладить утюгом.

Нужно также иметь аптечку для ухода за новорождённым, в которую могут входить: стерильная вата, соски резиновые для бутылочки, рожки, градуированные по 200-250 мл, бутылочки для чая, детский крем, детская присыпка, марганцовокислый калий в порошке, 5%-ный раствор йода, вазелиновое масло, стерильный бинт и др.

Необходимы также стеклянная банка с плотно закрывающейся крышкой для хранения ваты, небольшая кастрюля с крышкой для кипячения сосок, кастрюли для кипячения бутылочек, термометр для измерения температуры тела и водяной термометр, детская клизма (№3).

Ещё до рождения ребёнка к его приёму готовят комнату, в которой он будет жить. В комнате необходимо разместить кроватку, стол для пеленания, кресло и тумбочку. Обстановка в комнате, предназначенной для ребёнка, должна быть удобной для поддержания в ней постоянной чистоты. Вещи, на которых может скапливаться пыль, желательно вынести.

Кроватка у ребенка должна быть такой, чтобы он мог спать в ней до двух-трёхлетнего возраста. Она должна быть устойчивой, а матрац — жёстким.

Необходимо позаботиться о коляске. Коляска должна быть высокой, чтобы во время прогулок в неё не попадала пыль, устойчивой, чтобы не могла перевернуться, глубокой, чтобы ребёнок не выпал из неё. Она должна иметь полог для защиты от непогоды.

Если ребёнок родился после 38 недель беременности, то он считается доношенным. Масса тела доношенных мальчиков 3400- 3500 г, девочек - 3200-3400 г. Длина новорождённого в среднем составляет 45-54 см.

Самый трудный период - первая неделя жизни ребёнка. В первую неделю происходит перестройка жизненноважных систем ребёнка, которые во время внутриутробного развития у него ещё не функционировали. Если в период внутриутробного развития ребёнок снабжался кислородом через пупочную венозную систему, то после рождения он может получить его только с помощью лёгких. Его организм теперь должен сам регулировать температуру тела. Именно поэтому вскоре после рождения у ребёнка развивается ряд состояний, о которых молодой маме надо знать. У него могут изменяться масса тела, цвет и температура кожи, внешний вид половых органов и др. Такие изменения сравнительно быстро исчезают.

Приспособление ребёнка к новым условиям существования и составляет суть периода новорождённости. Продолжительность этого периода составляет четыре недели.

После окончания первой недели ребёнок начинает расти. К концу первого месяца жизни он может прибавить в массе в среднем 600 г. У ребёнка начинают крепнуть мышцы шеи. К концу первого месяца жизни малыш, лёжа на животе, пытается поднимать и удерживать головку.

В этот период целесообразно во время пеленания класть ребёнка на живот на одну, а затем на 2-3 мин. Это можно делать несколько раз в день, выкладывать ребёнка на живот целесообразно обнажённым, чтобы сопровождать процедуру закаливанием.

Вашими повседневными усилиями и заботами ребёнок постепенно приспосабливается к новым для него условиям жизни. Растут масса и длина его тела.

Если за первый месяц он в среднем может прибавить в весе 600 г и вырасти на 3 см, то за второй и третий месяцы он прибавит в массе в среднем 800 г и вырастет на 2—3 см.

В первые шесть месяцев жизни ребёнка начинается развитие его эмоциональной сферы, формируются познавательная активность и взаимоотношения с окружающими, закладываются основы личности и самосознания. Начало психической жизни ребёнка свидетельствует о начале его социального развития. Установлено, что эти фундаментальные перемены возможны только в процессе общения ребёнка с близкими людьми. Малыш максимально нуждается во взрослом, но не имеет на него способов воздействия. Для того чтобы ребёнок после шести месяцев мог нормально развиваться, в самом раннем возрасте он должен много и правильно общаться со взрослыми. Считается, что в первые полгода жизни ведущей деятельностью ребёнка является общение.

Для того чтобы ребёнок правильно развивался и рос, необходимо очень продуманно организовать его режим.

В первый месяц жизни ребёнок спит около 20 ч в сутки. На втором месяце жизни время его сна перемещается на ночные часы, а время бодрствования - на дневные. В трёхмесячном возрасте дети спят в общей сложности 17-18 ч, из них 10-11 ч ночью. К шестимесячному возрасту общая продолжительность сна составляет до 16 ч, ночной сон составляет также 10-11 ч.

Чередование сна и бодрствования устанавливается у ребёнка не сразу. Необходимо постепенно приучить его к режиму, который способствует поддержанию у него уравновешенного и бодрого состояния.

С течением времени потребность ребёнка во сне уменьшается. Поэтому режим должен постоянно меняться с учётом развития ребёнка. Полноценный сон имеет большое значение для развития младенца, и очень важно создавать обстановку, которая способствует засыпанию ребёнка. Для этого можно выработать определённый ритуал подготовки ребёнка ко сну, который нужно всегда соблюдать.

Большое значение для нормального развития ребёнка имеют прогулки. Рекомендуется в этот период ребёнку находиться на свежем воздухе до 6 ч в день. Гулять можно практически в любую погоду, кроме сильно морозных или жарких дней. Гулять целесообразно в парке, сквере, саду в светлое время суток. На прогулке нужно стараться обеспечить ребёнку в нормальных дозах солнечные процедуры. Более 90% необходимого организму витамина D синтезируется под воздействием солнечных лучей.

Если на улице плохая погода, погулять можно на веранде, лоджии, балконе, соблюдая необходимые меры безопасности.

Важное значение для развития ребёнка имеет купание. До первых шести месяцев жизни ребёнка купают, как правило, ежедневно. При купании голову и личико ребёнка моют ватой и чистой водой. С мылом голову рекомендуют мыть не чаще двух раз в неделю. Для купания пользуются детским мылом. Чтобы приучить малыша к купанию, в ванночку с водой можно положить игрушки.

Вскармливание. На первом году жизни ребёнок быстро растёт, и к 5-6-му месяцу жизни масса его тела удваивается. Для развития ребёнка в этот период требуется полноценное питание, легко усваиваемое его организмом, с учётом развития пищеварительной системы.

Пищеварительная система ребёнка в это время ещё несовершенна. Слюнные железы выделяют мало слюны, и в ней ещё недостаточно фермента, расщепляющего крахмал. Мышечный слой желудка ещё недоразвит, активность желёз его стенок снижена. Ферменты желудочного сока вырабатываются в незначительных количествах. Активность пищеварительных ферментов в кишечнике невелика. Нервная регуляция продвижения пищи по кишечнику неустойчива.

Таким образом, новорождённому для устойчивого развития требуется полноценное питание: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и вода. В то же время возможности организма для усвоения пищи ограничены, и ребёнку нужно полноценное, легкоусваиваемое питание. Молоко матери идеально отвечает этим условиям.

Казалось бы, в настоящее время у каждой молодой матери есть выбор - кормить ребёнка грудью или прибегнуть к искусственному вскармливанию. Однако отметим, что грудное молоко идеально приспособлено для питания новорождённого.

Осознанный отказ матери от грудного вскармливания снижает возможности для гармоничного развития организма ребёнка.

В молоке матери содержится лактоза (молочный сахар), которая является источником энергии и способствует нормализации процессов пищеварения кишечника. Состав грудного молока матери постепенно меняется с учётом развития пищеварительной системы ребёнка.

В последние недели беременности и в первые дни после родов в груди матери образуется молозиво - жидкость, богатая витаминами А, С, Е, В12, с повышенным содержанием белка. Это отвечает нуждам организма новорождённого, ведь в первые дни жизни он ещё очень слаб и не может сосать долго. Кроме того, молозиво обладает противоинфекционным действием, так как в нём содержатся иммуноглобулины. Пищевые компоненты молозива по своему составу близки к тканям новорождённого и легко усваиваются его организмом.

Через несколько дней после родов (со 2-3-й недели) выделение молозива прекращается и грудь матери наполняется молоком.

После некоторого начального периода приспособления количество молока отвечает потребностям ребёнка.

Грудное молоко, как и молозиво, обладает иммунологической активностью и надёжно защищает желудочно-кишечный тракт ребёнка от кишечных инфекций. В первые 6 месяцев грудное молоко - идеальная пища для младенца, обеспечивающая его всеми необходимыми питательными веществами. Оно содержит больше жирных кислот, белка, а следовательно, и калорий, чем коровье молоко. Находящиеся в нём ферменты помогают ребёнку усваивать питательные вещества. Молоко содержит антитела, которые не только защищают ребёнка от болезней, но и стимулируют его иммунную систему.

При грудном вскармливании ребёнок невосприимчив к различного рода инфекциям, он редко страдает кишечными расстройствами.

Грудное вскармливание имеет целый ряд других преимуществ. Нет необходимости стерилизовать посуду, готовить и греть питательную смесь или молоко. Грудное молоко всегда доступно, ребёнок сосёт грудь, пока хочет, этим исключается опасность перекармливания. Кроме того, кормление грудью создаёт особый зрительный, осязательный и слуховой контакт матери с ребёнком. Кормление ребёнка грудью - не только его питание, но и воспитание, так как устанавливаются и развиваются такие его отношения с матерью, которые в других ситуациях просто невозможны.

«Первые диалоги ребёнка с матерью происходят без слов во время кормления, когда он кладёт ручонку на грудь и старается заглянуть матери в глаза. Это движение малыша не может оставить равнодушной ни одну мать, и нежные слова и взгляды дарятся ему с удвоенной щедростью. Может быть, с этого момента и устанавливается то предельное понимание, которое обеспечивает ребёнку безопасность, а матери дарит всю полноту материнского чувства» Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1999.).

В заключение подчеркнём, что здоровье вашего ребёнка будет во многом зависеть от вашего отношения к нему, особенно в первые месяцы его жизни. Именно в этот период между матерью и ребёнком возникает близость, которая сохраняется на всю жизнь.

Кроме того, в это время на здоровье ребёнка оказывает сильное влияние ваше поведение. Отметим, что в последнее время в нашей стране среди девушек и молодых женщин сформировалось пристрастие к пагубным привычкам: курению, употреблению алкоголя и наркотиков. Уясните себе неоспоримый факт: если вы в это время (беременность и грудное вскармливание ребёнка) употребляете психотропные вещества (курение, употребление алкоголя и наркотиков), то подвергаете его мозг повышенной опасности. Пагубные привычки как до беременности, так и во время неё и после родов не проходят бесследно как для здоровья молодой женщины, так и для её ребёнка.

Выбор жизненного пути и своего поведения всегда остаётся за вами. Подумайте и определите, что будет для вас лучше: всю жизнь видеть у своего ребёнка отклонения от нормы, вплоть до врождённых уродств, в которых виноваты прежде всего будете вы сами, или прожить счастливую жизнь в благополучной семье, радуясь жизненным успехам своего потомства.


Запомните!


Либо сомнительные удовольствия, либо счастливая жизнь - другого не дано!




Выводы


1. Из внутреннего единства матери и ребёнка у женщины возникают первые материнские чувства, главное из которых - забота о ребёнке.

2. Ведущей деятельностью малыша в первые б месяцев его жизни является общение.

3. Благополучие семьи, молодой женщины и здоровье ребёнка во многом зависят от уровня индивидуального здоровья женщины, от её поведения, желания и умения соблюдать нормы здорового образа жизни, противостоять пагубным привычкам, оказывать благотворное влияние на создание уютного климата в семье.

Вопросы


1. Какие общие условия нужно создать в семье при появлении в доме новорождённого?

2. Почему самой трудной неделей в жизни новорождённого принято считать первую?

3. Почему отказ от грудного вскармливания может негативно отразиться на развитии организма ребёнка?

Задания


1. Подготовьте сообщение на тему «Вещи, которые должны входить в детское приданое».

2. Запишите основные составляющие режима ребёнка в первый год его жизни и запомните их.

Дополнительные материалы к главе 11
Психологический тест «Хорошие ли вы родители?»


Проверьте себя, обладаете ли вы качествами, необходимыми для родителей. Для этого ответьте на вопросы психологического теста1.


1 Тест взят из кн.: Ефимов А. И. Психологические тесты для женщин. - Киев: ООО «Таир», 1997. - С. 152-153. Тест адаптирован А. Т. Смирновым.


На вопросы этого теста можно отвечать «да», «нет», «не знаю». Итак, представьте, что у вас есть ребёнок, и отвечайте:

1. На некоторые поступки ребёнка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.

2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами других лиц, если не знаете, как реагировать на поведение ребёнка.

3. Ваши интуиция и опыт - лучшие советчики в воспитании ребёнка.

4. Иногда вам случается доверить ребёнку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.

5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребёнке других людей.

6. Вам случается просить у ребёнка прощения за своё поведение.

7. Вы считаете, что ребёнок не должен иметь секретов от своих родителей.

8. Вы замечаете между своим характером и характером ребёнка различия, которые иногда удивляют (радуют) вас.

9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи своего ребёнка.

10. Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребёнка (даже если у вас есть деньги), так как знаете, что ими полон дом.

11. Вы считаете, что до определённого возраста лучший воспитательный аргумент для ребёнка - физическое наказание (ремень).

12. Ваш ребёнок именно таков, о каком вы мечтали.

13. Ваш ребёнок доставляет вам больше хлопот, чем радости.

14. Иногда вам кажется, что ребёнок учит вас новым мыслям и поведению.

15. У вас конфликты с собственным ребёнком.

Подсчёт результатов


За каждый ответ «да» на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, а также «нет» на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 получаете по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.

Результаты


100-150 очков. У вас большие способности к правильному пониманию в будущем собственного ребёнка. Ваши взгляды и суждения - ваши союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому и на практике будет сопутствовать подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно будет признать примером, достойным для подражания. Для достижения идеала вам останется сделать лишь один маленький шаг. Им может стать мнение вашего собственного ребёнка. Рискнёте?

50-99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию в будущем собственного ребёнка. Временные трудности или проблемы с ребёнком вы сможете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребёнка. Наверняка найдётся несколько вопросов, на которые вы будете иметь влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать не всегда означает принимать. Не только ребёнка, но и собственную персону тоже.

0-49 очков. Кажется, можно будет больше сочувствовать вашему ребёнку, чем вам, поскольку он не попал к родителю - доброму другу и проводнику на трудной дороге приобретения жизненного опыта. Но ещё не всё потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для своего будущего ребёнка, попробуйте изменить свой подход к отношениям с ним. Может, вы найдёте кого-то, кто вам в этом поможет. Это будет нелегко, зато в будущем вернётся благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребёнка.






Наверх