Что такое хобби. Слово «хобби» означает «занятие, увлечение, не сулящее материальной выгоды». Это то, чем занимаются люди на досуге, в свободное от работы или учёбы время. Иногда случается, что увлечение потихоньку перерастает в образ жизни. Но, как правило, профессия и хобби не совпадают. С каждым годом возникают всё новые и новые хобби, в том числе и в молодёжной среде.
Экстремальные хобби. Молодые люди очень любят экстремальные, связанные с риском для жизни развлечения — источники острых ощущений. Это прыжки с парашютом, катание на сноуборде, полёты на воздушном шаре и т.д. Существует множество подобных занятий, которые распространены именно в молодёжной среде. Рассмотрим наиболее опасные из них.
Бокинг — экстремальный вид спорта, в котором используются специальные пружинящие ходули — джамперы. Джамперы состоят из рессоры, расположенной на специальной раме, которая закрепляется на ноге человека. Такие пружины-ходули позволяют развивать скорость до 40 км/ч и подпрыгивать на высоту до 2 м.
Историческая справка
В 1999 г. австрийский изобретатель Александр Бок конструировал пружинящие ходули, принцип работы которых основан на строении коленей кенгуру. Запатентовав изобретение в 2004 г. И назвав его «специальным тренажёром для бега и прыжков», Александр Бок выпустил его на рынок, тем самым положив начало новому массовому увлечению. По имени изобретателя тренажёры назвали боками, их обладателей — бокерами, а сам вид спорта — бокингом, или пауэрбокингом.
Зацепинг (трейнсерфинг) — экстремальное увлечение, которое превратилось в серьёзную проблему для железной дороги. Зацеперы цепляются снаружи за выступающие части поездов (поручни, лестницы, подножки и другие конструктивные элементы вагона или локомотива), устраиваются на сцепках между вагонами или даже забираются на крышу и таким образом проезжают несколько станций. Это очень опасное занятие, и гибель зацеперов — не редкое явление. В России зацепинг является правонарушением и наказывается штрафом.
Руфинг (от англ.roof — крыша) — передвижение по высотным точкам зданий. Молодые люди становятся руферами по разным причинам: их привлекают широкие панорамы, которые открываются с высоты, ощущение полной свободы и т.д.
Среди подростков популярен также паркур — скоростное преодоление препятствий. Задача паркура — как можно быстрее оказаться в определённом месте, передвигаясь по прямой и преодолевая — без помощи подручных средств — любые препятствия, оказавшиеся на пути. Очевидно, что для этого человек должен находиться в прекрасной физической форме.
Диггерство (отангл.digger—копатель) — исследование искусственных подземных сооружений в познавательных либо развлекательных целях. Очень часто диггерство сопряжено с разного рода опасностями, поэтому оно считается увлечением для мужчин, однако девушки то же не редкие гости подземелий. Диггеров интересуют практически все подземные сооружения — бомбоубежища (как заброшенные, так и функционирующие), подвалы, подземные реки и коммуникации, старые шахты, тоннели метро. Особый интерес диггеры проявляют к старинным сооружениям и их устройству, хотя проникновение на такие закрытые объекты преследуется законом.
Акрострит включает в себя стойки на руках на возвышенностях, прыжки с большой высоты, сальто через препятствия. Это очень опасное увлечение. Подростку, впечатлившемуся выступлением уличного акробата и пожелавшего «сделать также», важно знать, что перед выполнением упражнений на улице акростритеры проводят много времени в тренировочных залах и на спортплощадках.
Скайуокинг («хождение по небу»). Недавно в России стало популярным новое экстремальное увлечение — ради всплеска адреналина молодые люди взбираются на самые высокие крыши. Скайуокеры выискивают самые высокие точки в городе и забираются туда только для того, чтобы сделать несколько эффектных кадров. На снимках можно увидеть, как они балансируют перед объективом, и дело происходит на высоте сотен метров от земли, где малейшая ошибка может стоить им жизни.
Все эти современные молодёжные хобби связаны с риском для здоровья и даже для жизни. Для занятия ими требуются хорошая физическая форма и специальная подготовка.
Очень опасно увлекаться ими, имея одно лишь желание без соответствующего опыта. Кроме того, эти опасные хобби вызывают выброса адреналина в кровь, что становится причиной перенапряжения работы всех органов не окрепшего организма подростка.
Компьютер и информационные технологии. Безусловно, хобби современных подростков связаны с компьютером и Интернетом. Сегодня, пожалуй, нет ни одного молодого человека, не зарегистрированного в какой-либо социальной сети.
Социальные сети стремительно набирают популярность во всём мире, аудитории некоторых из них уже превышают население крупнейших стран. В Интернете сейчас существует множество различных социальных сетей.
Социальная сеть — это многопользовательская интернет - система, позволяющая общаться, размещать, просматривать и оценивать разного рода файлы (аудио, видео, фото, текст), искать старых знакомых и заводить друзей.
Действительно, современные подростки и социальные сети стали почти не разделимы. Зачастую это настоящая интернет - зависимость. Если двадцать лет назад во дворах можно было увидеть шумные подростковые компании и услышать звонкий детский смех, то сейчас дети и подростки всё чаще проводят время у любимых компьютеров, которые заменили им настоящих друзей, развлечения и даже родителей.
Примерно с 11 лет подростки начинают погружаться в активное общение со сверстниками. Социальные сети дают возможность завести себе друзей, подобрать хобби, узнать много новой информации и избавиться от чувства одиночества, которое часто испытывают подростки. Там молодой человек может найти единомышленников, поделиться душевными переживаниями, спросить совета у старших товарищей.
Однако, общаясь в социальных сетях, подросток присоединяется к различным группам, знакомится иногда с сомнительными людьми. Всё это может негативно сказаться на неустойчивой психике. Добавляя себе в друзья незнакомцев, подростки становятся потенциальными жертвами обмана. Общение в социальных сетях снижает уровень грамотности, отвлекает от учёбы, отнимает время от чтения, спорта и других видов деятельности, которые невозможно заменить виртуальными развлечениями.
Посещение Интернета в ночное время является причиной недосыпания, утомляемости, которая очень опасна в этом возрасте. Со временем у подростка может развиться патологическая необходимость постоянного пребывания в Сети — интернет - зависимость, от которой он уже не может избавиться самостоятельно.
Примеры. Известен такой случай, произошедший в Белграде: пользователь Снежана Павлович попала в психиатрическую клинику из-за того, что на её заметку в сети Facebookне отреагировал ни кто из её друзей. Клинические врачи назвали этот случай «синдром Снежаны», объяснили, что поведение пациентки — это стресс от неудовлетворённости общением.
Компьютерными играми сейчас увлекаются люди самых разных возрастов. Среди множества игр есть прекрасные развивающие и обучающие программы. Однако большинство молодых людей увлекаются играми, которые не приносят ни какой пользы умственному развитию подростка, крадут его время и здоровье. Когда человек не может самостоятельно избавиться от сильного желания играть, можно говорить об игромании, или игровой зависимости.
Зависимость от компьютерных игр — расстройство, похожее на то, что возникает у людей, пристрастившихся к азартным играм. Симптомы включают изменение веса (в любую сторону), пренебрежение личной гигиеной, снижение социальных взаимодействий и нарушение сна. Исследования показали, что зависимые от компьютерных игр люди чаще переживают депрессивные и беспокойные состояния. У детей это выражается в повышенной возбудимости и отсутствии навыков общения. У тех, кто играет в игры с элементами жестокости, чаще возникают фантазии, связанные с агрессией; они больше склонны к агрессивному поведению. Кроме того, длительная игра может привести к интенсивной пульсирующей боли в голове и сопровождаться тошнотой, рвотой и необычайной чувствительностью к свету или звуку. Приступы мигрени могут длиться от нескольких часов до нескольких дней.
Для детей психологи чётко регламентируют время пребывания за компьютером. Для учеников 1 класса общение с компьютером не должно превышать 15 - 20 мин в день, для детей среднего школьного возраста — 30 - 60 мин, а старшеклассники могут себе позволить 60 - 90 мин, прерываясь на отдых каждые 30 мин.
1. Что такое хобби?
2. Назовите полезные и опасные современные молодёжные хобби.
3. Чем опасна зависимость от социальных сетей? В каких социальных сетях предпочитаете общаться вы? Подсчитайте, сколько примерно времени вы проводите в социальных сетях каждый день.
1. Почему многих молодых людей привлекают экстремальные виды развлечений?
2. С чем связано чёткое регламентирование времени пребывания школьников за компьютером?
3. Какие виды компьютерных игр могут быть полезны подростку?
1. Найдите примеры, когда хобби становилось для человека делом всей жизни.
2. Подготовьте презентацию на тему «Моё хобби».