Решение проблем безопасности. Исторический опыт привёл людей к пониманию того, что коллективная защита от опасностей надёжнее и эффективнее защиты самостоятельной.
Технический прогресс в разные времена вынуждал людей придумывать всё новые и новые средства коллективной защиты. Когда в массовом порядке стали гореть городские постройки, были созданы пожарные подразделения. С развитием горнодобывающей промышленности появились горноспасатели. С появлением эпидемий люди стали придумывать различные карантинные меры. Подобные примеры можно приводить и далее. Складывающиеся обстоятельства вынуждали правителей и правительства принимать защитные меры. И неуклонно из века в век роль государства в решении проблем безопасности возрастала и становилась одной из основных его функций.
На сегодняшний день в Российской Федерации защита от чрезвычайных ситуаций определена в качестве приоритетного направления государственной политики.
Её правовую основу составляют положения Конституции, согласно которым каждый гражданин имеет право на жизнь, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями, а также вследствие незаконных действий (или бездействия) органов государственной власти или их должностных лиц.
Эти права человека и гражданина подлежат государственной защите в обязательном порядке. Необходимость таких гарантий, учитывая, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, обусловлена следующим.
Во-первых, масштабы и объёмы антропогенной деятельности человека охватили практически всю биосферу, а также часть космического пространства. Во-вторых, обострились противоречия между производительными возможностями биосферы и быстрым ростом общественных потребностей. Используя природные ресурсы, общество обогащает себя новыми, более сложными технологиями и улучшает условия для своего последующего развития. Но одновременно это приводит к недопустимо высокому загрязнению окружающей среды и снижает возможности биосферы к воспроизводству природных ресурсов, порождает изменение климата, угрожает стабильности исторически сложившихся мировых природно-климатических систем, способствует увеличению риска возникновения техногенных аварий и стихийных бедствий и ущерба от них, создаёт угрозу жизни и здоровью людей.
Ряд атомных станций, гидроузлов и других гидросооружений, транспортных коммуникаций, добывающих предприятий, машиностроительных заводов, жилой фонд и другие элементы хозяйственной и социальной инфраструктуры могут оказаться через некоторое время опасными в использовании, если не принять соответствующие меры.
В настоящее время тенденция такова, что совокупные масштабы прямых и косвенных потерь (людских, экономических, интеллектуальных и др.) от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера с каждым годом возрастают и приближаются к критической отметке. При её достижении ни одно государство мира, включая Российскую Федерацию, не будет в состоянии самостоятельно восполнить потери за счёт собственных ресурсов.
В связи с этим наше государство сегодня решает две крайне сложные и важные задачи:
• обеспечить в процессе замены основных производственных фондов приемлемый уровень технической безопасности;
• заложить при проектировании новых производственных мощностей более высокий уровень их надёжности и безопасности.
Правовые основы защиты от ЧС. Деятельность государства по защите населения от ЧС различного характера представляет собой систему мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию ЧС, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления, специально созданными органами управления и силами, предприятиями и учреждениями, общественными объединениями и гражданами как заблаговременно, так и при угрозе или возникновении экстремальных ситуаций.
Основными направлениями государственной политики в области обеспечения безопасности населения и территорий от опасностей и угроз различного характера являются:
• создание энергосберегающих и экологически безопасных технологий, исключающих возможность возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера и уменьшающих их влияние на окружающую среду;
• создание и развитие научно-методических основ управления рисками чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации и формирование необходимой нормативной, правовой и методической базы для обеспечения государственных процедур в сфере контроля и нормирования рисков;
• разработка на федеральном и региональном уровнях экономических механизмов регулирования деятельности по снижению рисков и уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций различного характера.
Государство принимает меры для реализации этих направлений. Активно функционирует процесс декларирования промышленной безопасности опасных производственных объектов, лицензирования видов деятельности, совершенствования системы страхования.
Одновременно с обновлением основных производственных фондов продолжается внедрение безопасных технологий и технических систем производственной безопасности. Проводится сейсмостойкое строительство и сейсмо-укрепление. По мере возможности осуществляется переселение людей и перевод опасных производств из потенциально опасных районов.-
На сегодняшний день основу законодательства Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций составляют федеральные законы: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О государственном материальном резерве», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также целый ряд указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации.
Принятие данных нормативных правовых актов позволило существенно повысить эффективность защиты населения от ЧС различного характера.
МЧС России проводит ежегодный анализ состояния защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В нём приводятся статистические данные о чрезвычайных ситуациях, произошедших в стране, и их прогноз на следующий год, проводится оценка опасностей в техносфере, представляются предложения по совершенствованию защиты населения и территории России от ЧС. На основе этого анализа государство планирует свою деятельность по совершенствованию системы защиты населения от различных чрезвычайных ситуаций.
Обеспечение безопасности и защита жизненно важных интересов граждан страны, общества и государства в целом осуществляются органами власти и управления всех уровней, предприятиями и учреждениями, общественными объединениями и гражданами, то есть всеми субъектами системы обеспечения национальной безопасности.
Одним из приоритетных направлений государственной политики России является предупреждение ЧС. Оно заключается в установлении соответствующих норм, прав или критериев, определяющих порядок деятельности человека, хозяйствующих субъектов, органов власти и управления. Данные мероприятия должны быть направлены на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае возникновения экстремальных ситуаций.
Сегодня без решения задач по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий практически невозможно обеспечить конституционные права и свободы граждан в Российской Федерации, реализовать курс её устойчивого развития и на этой основе достичь основных национальных целей: социально-экономического и научнотехнического прогресса, повышения уровня жизни граждан, сохранения и приумножения национального достояния и национальных ценностей, защиты национальных интересов страны во всех сферах и усиления её позиций на международной арене.
Защита населения от ЧС как государственная система управления, обеспечивающая безопасность всех субъектов права от ЧС природного, техногенного и военного характера, по своему статусу, предназначению и задачам ориентирована на выполнение государством внутренних и внешних функций.
Первые связаны с защитой населения от поражающих факторов и негативных последствий ЧС природного, техногенного и социального характера.
Вторые — с защитой от опасностей и угроз, возникающих в результате военных действий и вооружённых конфликтов.
Роль общественных организаций в обеспечении безопасности общества и государства. В нашей стране, помимо таких государственных структур, как Министерство обороны, Министерство внутренних дел, МЧС России, Министерство природных ресурсов и экологии, Министерство здравоохранения и т.д., обеспечивающих различные аспекты безопасности общества и государства, существует ряд неправительственных общественных организаций, которые также играют немаловажную роль в этом процессе.
Одна из таких организаций — Всероссийское добровольное пожарное общество (ВДПО). ВДПО является продолжателем традиций российских пожарных добровольцев, которые были заложены в 1892г.
Решая социальные проблемы, ВДПО является настоящим помощником государства. Организация ведёт работу по формированию общественного сознания и гражданской позиции на селения в области пожарной безопасности, привлекает граждан к предупреждению и тушению пожаров.
Опираясь на славные традиции прошлого, ВДПО стремится способствовать развитию пожарного добровольчества в современной России. Работа с молодёжью — одно из приоритетных направлений работы ВДПО. Дружины юных пожарных вносят огромный вклад в дело поддержания противопожарной безопасности. Ежегодно проводятся мероприятия с детьми и молодёжью, в которых принимают участие более полутора миллионов человек.
В процессе своей деятельности ВДПО решает следующие задачи:
• пропаганда знаний в области пожарной безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций, охраны труда и электробезопасности;
• подготовка населения к действиям по предупреждению и тушению пожаров;
• участие в благотворительной и гуманитарной деятельности;
• популяризация пожарного и спасательного дела, профессии пожарного и спасателя;
• организация и проведение спортивных и иных мероприятий по пожарно-прикладному спорту и профессиональной ориентации детей и молодёжи;
• содействие деятельности общественных объединений пожарной охраны.
Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России (ДОСААФ).
Прародителем ДОСААФ была первая добровольная оборонная организация — Военнонаучное общество (ВНО), учреждённое в 1920 г. Основной задачей ВНО было изучение военной теории и широкая пропаганда военных знаний среди трудящихся.
27 июля 1926 г. ВНО было переименовано в Общество содействия обороне СССР (ОСО), а в 1927 г. в результате слияния различных добровольных оборонных организаций было образовано Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим).
В кружках военных знаний население овладевало основами военного дела и тактической подготовки. В кружках военно-технической направленности велось изучение стрелкового оружия, артиллерийского, пулемётного вооружения, устройства танка, телеграфного аппарата, бронемашины, средств защиты от химического оружия. Успешно работали военно-морские клубы.
Историческая справка
С первых дней своего существования Осоавиахим развернул широкую авиационную пропаганду. Одним из тех, кто готовил крылатую гвардию страны, был В.П. Чкалов. С кружка планеристов и учёбы в лётной школе Осоавиахима начинали свой путь прославленные авиаконструкторы А.С. Яковлев, О.К. Антонов и выдающийся конструктор ракетно-космических систем С.П. Королёв. Всего с 1930 по 1941 г. Осоавиахим дал путёвку в небо 121 тыс. лётчикам, 27 тыс. планеристами 122 тыс. парашютистам. Задача создания воздушного флота молодой Республики Советов была решена.
В годы военных испытаний неувядаемой славой покрыли себя воспитанники Осоавиахима — трижды Герои Советского Союза, маршалы авиации А.И. Покрышкин и И.Н. Кожедуб.
В 1951г. в результате объединения общественных оборонных организаций образовано
Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР).
На вновь образованное общество возлагались пропаганда и распространение военных, военно-технических, авиационных и военно-морских знаний среди членов общества.
Принятый в 1967 г. закон «О всеобщей воинской обязанности» расширил задачи ДОСААФ, повысил его ответственность за военно-патриотическое воспитание, военное обучение и физическую закалку своих воспитанников.
2009 г. вошёл в историю оборонного общества страны как год очередных изменений.
Было принято Постановление Правительства РФ «Об общероссийской общественно - государственной организации “Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России”». Внеочередной съезд ДОСААФ России утвердил новый организационноправовой статус и определил стратегические перспективы дальнейшего развития ДОСААФ страны как общественно-государственной организации.
Основными задачами ДОСААФ являются:
• патриотическое (военно-патриотическое) воспитание граждан;
• подготовка граждан по военно-учётным специальностям;
• развитие авиационных и технических видов спорта;
• участие в развитии физической культуры и военно-прикладных видов спорта;
• участие в подготовке к военной службе граждан, пребывающих в запасе;
• подготовка специалистов массовых технических профессий и развитие технического творчества;
• участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций.
Российский Красный Крест (РКК). Красный крест на белом фоне — эмблема, хорошо известная во всём мире, она неразрывно связана с понятиями милосердия и гуманизма. Современный Российский Красный Крест является правопреемником Российского общества Красного Креста, образованного в 1867 г. РКК — участник Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Задача РКК — оказание экстренной гуманитарной помощи пострадавшим при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах, в вооружённых конфликтах и медико-социальная помощь представителям незащищённых слоёв населения.
Историческая справка
В1960 г. в Советском Союзе при Красном Кресте была создана Служба медицинских патронажных сестёр, позже она была переименована в Службу милосердия. Патронажные сёстры РКК ежегодно обслуживают более 100 тыс. одиноких инвалидов и пенсионеров, которые страда-ют онкологическими, психическими, инфекционными и другими заболеваниями, сопряжёнными с длительными сложным уходом.
Пропаганда идей Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца и основ международного гуманитарного права — ещё одна немаловажная задача РКК.
Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Школа безопасности». Ярким примером эффективного обучения подрастающего поколения навыкам безопасного поведения является деятельность Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности» (далее — Движение).
Историческая справка
Движение «Школа безопасности» было основано при активном содействии МЧС России в 1994 г. Уже в 1995 г. совместными усилиями Минобразования и МЧС России был организован и проведён IВсероссийский слёт-соревнование учащихся «Школа безопасности», где состязались 27 команд из 18 регионов страны. Сегодня Движение объединяет несколько сотен отделений и филиалов, которые созданы и функционируют во всех субъектах Российской Федерации.
Основной целью Движения является объединение усилий общества в решении проблем безопасности молодёжи.
Основная деятельность Движения направлена на:
• пропаганду и поддержание здорового образа жизни;
• приобщение детей и подростков к вопросам личной и коллективной безопасности, развитие у них интереса к вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций;
• обучение детей и подростков эффективным действиям в случае различных экстремальных и чрезвычайных ситуаций;
• формирование навыков оказания само и взаимопомощи;
• проведение различных тренировок и соревнований по закреплению навыков поведения в условиях чрезвычайных ситуаций;
• развитие детского и молодёжного творчества;
• популяризацию деятельности пожарных и спасателей.
Соревнования «Школа безопасности» занимают особое место в деятельности Движения. Они являются наиболее интересной формой приобретения практических навыков безопасного поведения.
Примеры. Ежегодно на различных уровнях организуется и проводится свыше 20 тыс. соревнований и полевых лагерей, в которых принимают участие около 2 млн. детей.
В 2012 г. в рамках Движения впервые проводились международные соревнования, в которых приняли участие команды из 11 стран. Специально для международных соревнований была разработана насыщенная программа, которая включала в себя спортивные состязания, отдельные виды соревнований, творческие конкурсы, культурную и развлекательную программу.
1. Перечислите основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности населения и территорий от опасностей и угроз различного характера.
2. Чтопредставляет собой деятельность государства по защите населения от ЧС различного характера?
3. Какие законы Российской Федерации составляют основу законодательства в области защиты от ЧС?
4. Какие общественные организации в сфере защиты населения от ЧС вам известны? Кратко расскажите историю их создания.
5. В чём заключаются основные задачи ВДПО?
6. Перечислите основные задачи ДОСААФ на современном этапе.
7. В чём сущность движения «Школа безопасности»? Приходилось ли вам принимать участие в соревнованиях, проводимых данной организацией?
1. В чём заключаются различия между основными государственными структурами и общественными организациями в деле обеспечения безопасности общества и государства?
2. Хотели бы вы стать членом или волонтёром одной из общественных организаций? Объясните, какой и почему.
3. С какими трудностями могут сталкиваться в своей работе общественные организации?
1. Найдите интересную информацию и подготовьте сообщение о деятельности одной из общественных организаций, непредставленных в данном параграфе.
2. Подготовьте сообщение об известном человеке, который был членом ДОССАФ.