План проведения занятий на учебный год (по учебнику Ким С.В.)



Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс




Урок 1
Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания


Содержание урока

Актуальность формирования культуры безопасности жизнедеятельности

Основы безопасности жизнедеятельности


Основы безопасности жизнедеятельности


Основы безопасности жизнедеятельности — это совокупность методов и средств, которые определяют меры организации безопасности жизнедеятельности и контроль их исполнения в разных условиях. Основы безопасности жизнедеятельности охватывают три уровня: законодательный (законы, правила, нормы), научный (теория: способы, средства), организационный (практические меры: правила, способы безопасности жизнедеятельности — техника безопасности жизнедеятельности).

Важны все три уровня: качество законов, выбранных средств и методов, качество исполнения (решения задачи) и ответственность исполнителей на каждом уровне обеспечения безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства:

роль государства (государственных органов федеральной, региональной, местной, объектной власти): разработка законодательного уровня: подготовка, принятие и контроль исполнения законов, норм и правил техники безопасности жизнедеятельности, определяющих культуру безопасности жизнедеятельности в разных сферах жизнедеятельности общества с учётом научных подходов и социальных требований;

роль науки: разработка аффективных методов обеспечения безопасности жизнедеятельности в разных сферах;

роль образования: организация обучения и просвещения личности и общества по вопросам безопасности жизнедеятельности в целях формирования компетентности и культуры безопасности жизнедеятельности личности, общества.

Стиль и способы поведения и деятельности человека отражают уровень (качество) его общей и специальной культуры (труда, отдыха, образования, безопасности жизнедеятельности, др.): высокий, низкий, достаточный, недостаточный.

Культура — это совокупность образцов, способов мышления, поведения и деятельности, принятых в обществе как стандарты, которые определяют традиции, правила жизнедеятельности, законы и нормы, предписывающие или запрещающие определённые социальные действия.

Культура безопасности жизнедеятельности — это совокупность моделей мышления и деятельности личности безопасного типа вследствие соблюдения правил в разных сферах жизнедеятельности общества. Основу культуры безопасности жизнедеятельности составляет компетентность личности и общества, которая формируется в процессе целенаправленного обучения и самостоятельного опыта соблюдения правил безопасности жизнедеятельности.

Компетентность личности (общества) в сфере безопасности жизнедеятельности — это функциональная готовность (мотивационная, теоретическая) и практическая способность (опыт) к осуществлению деятельности безопасного типа в разных условиях среды обитания. Компетентность в сфере безопасности жизнедеятельности проявляется в умении распознавать опасные ситуации, предотвращать их появление путём соблюдения правил техники безопасности, а столкнувшись с опасностью, действовать обдуманно и умело.

Старшеклассники способны объективно определять уровень культуры поведения и деятельности других людей (высокий, низкий, достаточный, недостаточный). Однако необходимо формировать собственную культуру безопасности жизнедеятельности путём воспитания в себе ответственности, дисциплинированности, привычки к соблюдению правил безопасности жизнедеятельности, а также развития главных человеческих качеств: гуманности (человеколюбия), милосердия, терпимости (толерантности), любви и доброты по отношению к другим. Эти истинно человеческие качества дают нам надежду на помощь окружающих в грудной ситуации, но от компетентности каждого из нас зависит полезность нашей помощи.

Мы живём в информационном общество, когда полезная и своевременная информация бесценна, если касается вопросов сохранения жизни и здоровья человека, общества, национальных интересов государства. Формирование модели безопасного поведения и деятельности в школьном возрасте является необходимым условием соответствия общей культуры жизнедеятельности современного человека среде его обитания.

Роль образования как системы социальных институтов передачи культуры заключается в трансляции основ культуры — совокупности моделей безопасного поведения и деятельности: традиций, норм и правил, способов обеспечения (организации) безопасности жизнедеятельности в любой сфере, закреплённых законодательно.

Компетентность в сфере безопасности жизнедеятельности является системным информационным ресурсом, включающим знания правил обеспечения безопасности, умения распознавать и предотвращать опасные ситуации, оказывать первую помощь, вести и пропагандировать здоровый образ жизни.

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» призвана способствовать освоению теоретических знаний и практических умений школьника в обеспечении личной и общественной безопасности в настоящем и в будущем, в формировании культуры безопасного поведения и деятельности с учётом индивидуальных особенностей.


Вопросы и задания

1. Докажите актуальность формирования культуры безопасности жизнедеятельности в школе.

2. Каково участие образовательной организации в формировании культуры безопасности жизнедеятельности школьника?

3. В каких экстремальных ситуациях вам приходилось побывать?

4. Какова роль государства в обеспечении безопасности личности и общества?

5. Что нового вы узнали из содержания этого параграфа?

6. Какое сообщение в средствах массовой информации о чрезвычайных ситуациях вызвало у вас наибольший отклик?

7. Назовите наиболее часто встречающиеся в вашем городе (районе) аварии и катастрофы.




Темы учебного исследования


1. Экстренные службы города: назначение, средства связи.

2. Самый опасный праздник в России: причины и последствия.

3. Самый опасный праздник в мире: советы туристам.

4. Теория катастроф по А. Л. Чижевскому.

5. Мой дом — моя крепость: способы защиты.




Следующая страница Актуальность формирования культуры безопасности жизнедеятельности







Наверх