План проведения занятий на учебный год (по учебнику Ким С.В.)



Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс






Урок 2
Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности


Содержание урока

Наука о безопасности жизнедеятельности

Научные подходы — системный и средовый


Наука о безопасности жизнедеятельности



Вопросы для обсуждения

• задачи создания научной теории безопасности жизнедеятельности, её значение и особенности;

• основы теории безопасности жизнедеятельности: основные положения и принципы, методы и средства;

• стратегия и тактика управления безопасностью жизнедеятельности.




Ключевые понятия темы:

наука о безопасности жизнедеятельности; жизнедеятельность человека; концепция приемлемого (допустимого) риска; стратегия безопасности жизнедеятельности (стратегия управления безопасностью жизнедеятельности); системный подход; средовый подход.



Разнообразие видов и уровней опасностей окружающего мира определило необходимость выявления закономерностей возникновения опасных явлений, их классификации и разработки средств защиты человека в различных условиях его жизнедеятельности.


Наука о безопасности жизнедеятельности — сфера деятельности учёных и практиков, изучающих особенности возникновения различных опасностей для человека, общества и государства, разрабатывающих методы и средства предотвращения угроз и ликвидации последствий проявления опасностей.

Российские специалисты определяют безопасность жизнедеятельности как интегративную учебную дисциплину, которая объединяет теорию и практику других наук по данной проблеме.

Основы теории безопасности жизнедеятельности — это междисциплинарный комплекс принципов, законов, методов и средств таких наук, как эргономика, биология, экология, химия, физика, кибернетика, теория управления, квалитология (теория качества), математика, социология, психология, педагогика, медицина, гигиена и др.

Особенностью теории безопасности жизнедеятельности является системный, обобщающий подход к изучению проблем безопасности человека в среде обитания.

Теория безопасности жизнедеятельности подчёркивает вероятностный характер ситуаций, которые проявляют своё скрытое потенциальное (возможное) вредное воздействие в определённых условиях и становятся опасностями.

Человек часто не придаёт значения информации о возможной (потенциальной) опасности, надеется на счастливый случай или просто не знает о существующей угрозе. Полезная информация — это фактор спасения.

Теория безопасности жизнедеятельности как междисциплинарная область научных знаний является основой для разработки специальных дисциплин, таких как техника безопасности труда (правила техники безопасности) в различных отраслях народного хозяйства.

Жизнедеятельность человека — это процесс его жизни (существования) и деятельности в среде обитания. Жизнедеятельность организма человека — сложный биологический процесс, позволяющий сохранять здоровье и работоспособность в разных видах деятельности (учение, игра, труд, учёба и др.).

Теория безопасности жизнедеятельности рассматривает человека как биосоциальную открытую систему, жизнеспособность которой зависит от условий среды обитании и способов взаимодействия с ней (взаимообмена веществом, энергией, информацией). Анализируя проблемы обеспечения безопасности условий жизнедеятельности, специалисты разных стран пришли к выводу о необходимости разработки образовательных программ, направленных на формирование культуры безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. В круг специфических целей культуры безопасности жизнедеятельности входят:

• разработка определённых норм поведения;

• снижение частоты травматизма;

• обоснование значимости знания основ безопасности жизнедеятельности;

• формирование ответственности каждого человека за состояние безопасности жизнедеятельности;

• обучение практическим навыкам безопасности жизнедеятельности, правилам техники безопасности на производстве.

Основные положения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и теории безопасности жизнедеятельности:

• с момента появления на Земле человек живёт и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей, которые проявляются в нервных потрясениях (стрессы), травмах, болезнях и рассматриваются как угроза личности, обществу и государству;

• профилактика опасностей и защита от них — актуальная гуманитарная и социально-экономическая проблема (задача), в решении которой заинтересован каждый человек, общество и государство;

• обеспечение безопасности жизнедеятельности — приоритетное право, задача и обязанность личности, общества, государства.

Специалистами принята концепция приемлемого (допустимого) риска, позволяющая определять характеристики организуемого уровня безопасности жизнедеятельности на основе принятых и научно обоснованных нормативов для каждой сферы деятельности. Под управлением безопасностью жизнедеятельности подразумевают организацию условий жизнедеятельности, обеспечивающих приемлемый уровень безопасности для участников той или иной деятельности. Приемлемый риск представляет собой компромисс между требуемым уровнем безопасности и возможностями общества по его достижению.

Для каждой сферы деятельности разработаны соответствующие Санитарно-гигиенические правила и нормы (СанПиН), которые определяют санитарно-гигиенические характеристики условий и объёма работы, время труда и отдыха для человека в среде его жизнедеятельности.

Стратегия безопасности жизнедеятельности (стратегия управления безопасностью жизнедеятельности) — это минимизация риска проявления опасности, обеспечение приемлемого (допустимого) риска. Риск — это возможность или вероятность возникновения нежелательного события в тот или иной отрезок времени.

Стратегия безопасности жизнедеятельности — основная направляющая идея управления безопасностью — включает следующие этапы:

• выявление источников потенциальных опасностей;

• определение возможных последствий их проявления;

• разработку и осуществление мер предупреждения проявления опасностей.


Следующая страница Научные подходы — системный и средовый







Наверх