План проведения занятий на учебный год (по учебнику Ким С.В.)



Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс






Урок 4
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания



Вопросы для обсуждения

• медико-биологические основы здоровья человека;

• адаптация организма к среде обитания;

• общие принципы, закономерности и механизмы адаптации человека.




Ключевые понятия темы:

человек; индивид; здоровье; здоровье человека; адаптация; потенциал здоровья человека.



На протяжении всей истории человечества ключевым вопросом мировоззрения был и остаётся вопрос: что есть человек? Современные исследователи изучают мировое культурное наследие, сохранившее разные подходы к пониманию сущности человека. Египетская культура, индийская и китайская философия, христианское религиозное учение, немецкая натурфилософия и современная антропология предлагают разнообразные концепции (идеи, теории, модели) рассмотрения феномена человек. Но и сегодня остаются не до конца познанными вопросы о сущности мира и человека в этом мире, о возможных путях эволюции человека как биологического вида на Земле.

Наука раскрывает тайны мозга человека, выявляет механизмы управления его сознанием и подсознанием, доказывает удивительную мудрость природы по устройству жизнедеятельности живой клетки. Современные учёные активно ведут работу по созданию искусственного интеллекта, биологических роботов и ищут ответ на вопрос: является ли интеллект индивида продуктом развития мозга или развитие интеллекта происходит через развёртывание заданной свыше программы, в которой мозг выполняет роль биологического приёмника, принимающего и раскодирующего информацию среды обитания (Н. П. Бехтерева, 2000).

Наука и религия перестали враждовать и объединяются в исследовании эффективных духовных практик воспитания человеческого в человеке, развития его воли, силы психической энергии, направлении её на созидание гармонии внутреннего и внешнего мира.

Естественные науки медико-биологического профиля предлагают свое понимание сущности человека:

человек — сложная биосоциальная система высокоорганизованной живой материи, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретённого в процессе жизни;

человек — особь (индивид) биологического вида Человек разумный (Homo sapiens), который как живой организм является естественной частью природы, включён в природную связь явлений и подчиняется всем присущим ей законам: познанным и непознанным;

человек — единая организменная и личностная сущность. автономная открытая биосоциальная система, которая способна к воспроизводству и жизнедеятельности за счёт взаимообмена веществом, энергией и информацией с окружающей средой обитания.

Индивид (лат. individuum — «неделимое») — это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens.

Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье человека — это индивидуальная характеристика жизнеспособности организма, отражающая его функциональные и адаптационные возможности жизнедеятельности в среде обитания. Медико-биологические показатели здоровья организма человека представляют собой комплекс характеристик систем: дыхательной, выделительной, кровеносной, нервной, репродуктивной.

Безопасность жизнедеятельности — это состояние среды обитания, при котором с определённой вероятностью исключено причинение ущерба здоровью человека (травмы, болезни, смерть).

Адаптация — это приспособляемость человека к изменениям условий жизнедеятельности. Начиная с момента рождения живого организма и до его гибели идёт процесс адаптации всех функциональных систем организма к непрерывно изменяющимся условиям окружающей среды. Под адаптацией понимают все виды врождённой и приобретённой приспособительной деятельности живого организма, его способность к саморегуляции.

Саморегуляция осуществляется на основе «золотого правила безопасности жизнедеятельности» организма: любое отклонение от жизненно важного уровня какого-либо фактора является сигналом для немедленной мобилизации соответствующей функциональной системы (систем), которая восстанавливает необходимый приспособительный результат, корректирует его, создаёт новый.

Человек как часть человечества (этноса) развивается в социуме под влиянием культурно-исторических традиций, норм и правил сосуществования с другими людьми. Успешность жизни человека в обществе определяется возможностями его биологической и социальной адаптации.

Биологическая адаптация — совокупность приспособительных реакций живого организма к изменяющимся условиям жизнедеятельности, выработанных в процессе длительного эволюционного развития вида (филогенеза) и способных преобразовываться, совершенствоваться на протяжении индивидуального развития (онтогенеза).

Социальная адаптация — это совокупность освоенных индивидом способов успешного социального поведения и деятельности в разных сферах жизнедеятельности.

Биологическая адаптация в основном зависит от наследственности и условий жизнедеятельности. Социальная адаптация является результатом многочисленных воспитательных воздействий других людей и самого человека.

Человек осознаёт не всю сенсорную информацию. Большая часть процессов анализа, управления, самоуправления (саморегуляции) проходят на бессознательном уровне. Это даёт человеку возможность адаптироваться к самым разным условиям: природным, социальным, производственным. Именно адаптация обеспечивает жизнеспособность организма, витальный потенциал его здоровья в изменяющейся среде обитания.

Потенциал здоровья человека — это мощность жизненных сил человека: телесной и духовной составляющих (физиологии и психики). Потенциал здоровья обеспечивает иммунологическое сопротивление болезням, физиологическую стабильность функционирования организма (физическую норму), эмоциональную стабильность, навыки аффективного управления психическими функциями: волей, памятью, мышлением (психическая норма), адекватность проявления социальных обязанностей и потребностей (социальная норма).

Адаптационные возможности организма нуждаются в постоянной тренировке. Культура здорового образа жизни является значимым фактором созидания здоровья через приращение его витального потенциала.


Вопросы и задания

1. Как вы понимаете термин «человек»? Дайте своё определение.

2. Что понимают под адаптацией человека к среде обитания?

3. Что понимают специалисты под понятием «потенциал здоровья человека»?

4. Какую закономерность адаптации отражает «золотое правило безопасности жизнедеятельности» организма?

5. Какую пользу школьнику может принести знание теории адаптации?

6. Из дополнительных источников информации узнайте, есть ли существенные различия в показателях биохимического состава крови здорового школьника и здорового взрослого.

7. Выясните свою родословную, наследственную предрасположенность к заболеваниям, склонность к вредным привычкам, продумайте меры профилактики их проявления в вашей жизни.




Темы учебного исследования


1. Наш дом — Вселенная: проблемы выживания человечества.

2. Долгожители Земли.

3. Будущее человечества: мнение учёных.

4. Проблемы социальной адаптации современного школьника.









Наверх