План проведения занятий на учебный год (по учебнику Ким С.В.)



Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс






Урок 5
Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания



Вопросы для обсуждения

• психические процессы и состояния человека;

• антропогенные опасности, особые психические состояния;

• экология психики личности, методы повышения безопасности.




Ключевые понятия темы:

психология; психические процессы; психическое состояние человека; экология психики; стресс; адаптивность.



Научная классификация причисляет человека к представителям животного мира. Все представители различных рас и популяций относятся к единому виду Человек разумный. Учёные уже нашли около 1500 морфологических признаков, но которым можно сравнить человека и человекоподобных обезьян. Из них совпадает только треть признаков, более 300 признаков встречаются только у людей, остальные признаки имеют как сходство, так и специфические различия. Медико-биологические подходы рассматривают в основном физическое тело человека, функционирование которого (физиология) аналогично функционированию организма приматов. Все новые лекарства проверяют на животных, чтобы совершенствовать способы борьбы с болезнями людей.

Традиции древних культур разных народов в качестве важнейшего отличия человека от животного называют наличие души, которая способна болеть, плакать, петь, грустить, ликовать. Совершенствование души рассматривается как главная миссия человека в земной жизни. Именно душевная работа позволяет человеку жить по-человечески: быть милосердным, гуманным, добрым, поступать в жизни по совести, стараться созидать, творить добро в сложном и противоречивом мире людей. Именно совесть — главная нравственная основа душевной организации человека. В каждый момент жизни человек делает выбор: жить или не жить по совести.

Основные мировые религии называют тело человека храмом, в котором душа и разум должны быть едины, жить в гармонии и творить добро. Сильные переживания истощают душу и могут привести к болезням. Душу невозможно увидеть, поэтому её лечить труднее, чем тело. Во многих вероисповеданиях считается, что лечить нужно сначала именно душу, а затем тело. Прошедшее столетие дало жизнь науке психологии, которая выявляет законы жизни психики и разрабатывает способы психологической помощи людям.

Психология (от греч. psyche — «душа», logos — «наука», «учение») — ото область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов, свойств и состояний живых организмов. Психические процессы и состояния обеспечивают динамичное отражение действительности, поэтому являются основой психической деятельности человека.

В психологии выделены следующие отрасли знания: психолингвистика, психология труда, инженерная психология, психология безопасности и др. Инженерная психология исследует процессы информационного взаимодействия человека с техническими системами, чтобы разработать эффективные требования, нормы организации безопасности деятельности в системах «человек — машина», «человек — техническая среда» и др. Психология безопасности изучает психические процессы, разрабатывает меры защиты человека от антропогенных опасностей, вызванных психическими состояниями как самого участника несчастного случая, так и других людей.

Психическая деятельность человека (психика) — функция головного мозга, которая формирует как непосредственное представление человека об окружающей действительности, так и опосредованное — на основе умозаключений и суждений (мыслительной деятельности). Психическая деятельность включает процессы чувствования (восприятия, ощущения) и мышления (память, внимание, волю, логику, интуицию). Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы.

Психический процесс имеет физиологическую основу — функциональные системы, управляющие жизнедеятельностью и адаптацией организма человека к среде обитания. Имеется множество психических процессов, похожих у человека и приматов, но различий гораздо больше. Это прежде всего членораздельная речь, позволяющая развивать не только ассоциативное мышление, но и логическое, аналитическое, абстрактное. Человек способен осознавать себя, развиваться, изменять себя и мир вокруг себя. Психические состояния человека отличаются разнообразием, длительностью и силой проявления.

Психическое состояние человека — это относительно устойчивая структурная организация всех элементов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека (через психику) с внешней и внутренней средой в конкретной ситуации жизнедеятельности.

Различают следующие психические состояния: бодрость, усталость, агрессия, эйфория, скука, депрессия, апатия, переживание, печаль, радость и др. Своеобразие течения психических процессов определяется индивидуальными особенностями личности: наследственными и приобретенными в социальной адаптации. Психические состояния в конкретный момент могут положительно или отрицательно влиять на качество психических процессов и психической деятельности людей. Это важно учитывать, чтобы эффективно управлять собой, своими психическим состоянием и состоянием других людей.

В середине XX в. американский психолог, нейрофизиолог Р. Сперри открыл явление полушарной асимметрии мозга. Учёный доказал в эксперименте разделение психических функций между полушариями мозга: левое полушарие назвали «мыслитель» — оно организует процессы логического и абстрактного мышления, речь, оперативную память; правое полушарие назвали «художник» — оно организует чувственное образное целостное отражение мира, управляет развитием задатков и способностей в разных видах искусства. Гармоничное развитие психических процессов обоих полушарий является залогом успеха человека в выбранном виде деятельности. Травма одного полушария может навсегда лишить человека достигнутых им успехов в конкретной деятельности (например, музыкального слуха или нормальной речи).

Определяющим фактором в развитии психики является осознанный труд и постоянная разнообразная мыслительная деятельность. Психология разрабатывает гигиенические рекомендации по экологии психики — экологической культуре управления чувствами и эмоциями, мыслительной деятельностью.

Сегодня уже достаточно полно изучены физиологические особенности работы нервной системы человека. Установлено, что нервная система состоит из двух функциональных отделов: соматической и вегетативной систем. Соматическая нервная система подчинена воле человека и регулирует работу скелетных мышц, а вегетативная нервная система работает автономно и не подчиняется воле человека. Сбой в работе нервной системы, особенно вегетативной (автономной), нарушает саморегуляцию, привычный порядок функционирования всех систем, восстановление требует длительного периода и специальной медицинской и психологической помощи. Возможно, поэтому часто говорят, что все болезни от нервов.

Что же может нарушить привычный жизненно важный порядок деятельности вегетативной системы? Любые раздражители внешней среды, которые имеют отклонение своих параметров (характеристик) от оптимальных уровней. Длительное превышение параметров или значительные отклонения заставляют механизмы саморегуляции организма работать с напряжением, перенапряжением. Это может вызвать истощение функциональных возможностей нервной системы по обеспечению жизнеспособности всего организма. Адаптационные возможности организма быстро снижаются в условиях сильного, особенно продолжительною, стресса.

Стресс (от англ. stress — «напряжение», «усилие») — эти состояние психического (нервного) напряжения, возникающее у человека в качестве ответной реакции организма на влияние неблагоприятных, значительных по силе и продолжительности внешних и внутренних воздействий (стрессоров).

Стрессор — раздражитель (стресс-фактор), вызывающий стресс. К стрессорам относят сильные физические и психические травмы, кровопотерю, большие мышечные нагрузки, инфекции, ионизирующее излучение, резкие изменения температуры (холод, ожог), многие фармакологические воздействия, избыток или дефицит информации и другие факторы. Стресс может быть следствием неудовлетворённых притязаний или эмоциогенных воздействий (эмоциональный стресс).

Теорию стресса разработал канадский учёный Г. Селье (1936). По теории Г. Селье, развитие стресса проходит три стадии (фазы стресса):

фазу тревоги — мобилизации защитных физиологических реакций за счёт повышения активности симпатической нервной системы, регулирующей выброс гормонов;

фазу резистентности — повышения устойчивости организма к воздействию стрессора под действием гормонов;

фазу истощения — снижения уровня выработки гормонов, резкого ухудшения состояния организма, нарушения адаптации.

Адаптивность — это стойкость, выносливость, устойчивость организма человека к резким внешним (экзогенным) и внутренним (эндогенным) изменениям условий жизнедеятельности. Адаптивность — индивидуальная характеристика адаптационных (приспособительных) возможностей организма человека, поэтому ответ на воздействие одного и того же стрессора у людей разный.

Люди, работающие в экстремальных условиях, должны соблюдать специальные правила, определяющие время и интенсивность труда, перерывов, отдыха, контроль состояния здоровья и утомления. Необходимое условие безопасности жизнедеятельности — контроль за психическим состоянием человека. Угрозу представляют особые психические состояния, которые не являются постоянными свойствами личности, но возникают спонтанно или под влиянием внешних факторов и сильно изменяют поведение, мышление и работоспособность человека. В медицине и психологии особые психические состояния называют пароксизмальными расстройствами сознания: резкая смена или снижение настроения, кратковременная потеря сознания (от нескольких секунд до нескольких минут), безразличие, вялость, заторможенность, нарушение координации.

Причиной психогенных изменений настроения (пароксизмов) может стать приём психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков, наркотиков, сильнодействующих лекарств), проявление заболеваний головного мозга (травмы, эпилепсия, обморок и др.).

Аффективные состояния могут быть вызваны обидой, неудачей, конфликтом, тревогой, страхом, внезапным испугом, паникой. В состоянии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональное) сужение ресурса сознания и проявляется защитная агрессия, импульсивность или, наоборот, оцепенение, бегство (от реального или придуманного врага, опасности). Например, очень трудно спастись в толпе, особенно в условиях паники. Только здоровое сознание, здоровая адаптивная (способная к адаптации, приспособлению) психика человека — реальный фактор и условие его выживания в обстановке психической напряжённости, в экстремальной ситуации природного или социально-техногенного характера.


Вопросы и задания

1. Какие антропогенные опасности вам известны?

2. Какими психическими состояниями вы легко управляете и какие методы используете?

3. Какие психические состояния, переживаемые вами, плохо поддаются вашей коррекции и требуют помощи, участия родных, друзей, специалистов?

4. В чём различие психических функций полушарий мозга человека?

5. Какую пользу школьнику может принести знание теории стресса?

6. Выясните с помощью специального психологического теста, какое из полушарий вашего мозга доминирует в процессе познания.

7. Подготовьте информацию о рекомендациях гигиенистов и врачей по профилактике учебного дистресса (перегрузки).




Темы учебного исследования


1. Психика и интеллект: загадки и возможности.

2. «Отцы и дети»: советы старшеклассникам.

3. Узнай свой характер: советы психологов.

4. «Душа обязана трудиться...»: советы мудрецов.

5. Толпа и личная безопасность.










Наверх