• единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС): задачи, структура, организация работы РСЧС; классификация чрезвычайных ситуаций;
• Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России): задачи, структура;
• организация гражданской обороны на объектах экономики.
виды чрезвычайных ситуаций; РСЧС; территориальные и функциональные подсистемы РСЧС; МЧС России; режимы функционирования РСЧС; гражданская оборона.
Современное человечество благодаря информационным технологиям имеет возможность узнать о последствиях стихийного бедствия или техногенной катастрофы в любом уголке мира. Но, к сожалению, не всегда удаётся предупредить население о надвигающейся опасности, потому что силы природы — стихии воды, ветра, огня, земли — периодически проявляют спой непредсказуемый и неуправляемый стихийный характер.
Каждая чрезвычайная ситуация имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при осуществлении мер предотвращения её опасных последствий для жизни людей и среды обитания. Специалистами разработана классификация чрезвычайных ситуаций, которая позволяет различать их по характеру источника (причине) и по масштабу.
Чрезвычайные ситуации подразделяют на следующие виды природные, техногенные, биолого-социальные. Такое разделение указывает на источник (причину) возникновения чрезвычайной ситуации.
Специалисты классифицируют чрезвычайные ситуации и по масштабу их распространения: локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные, федеральные.
Проживание в заведомо опасных районах: горах, речных долинах, на прибрежных территориях — требует культуры безопасности жизнедеятельности и высокой степени готовности к поведению в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
Природная чрезвычайная ситуация — это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате опасного природного явления (процесса), катастрофы или стихийного бедствия, которые нарушили нормальные условия жизнедеятельности населения, принесли ущерб здоровью людей, объектам народного хозяйства и окружающей среде.
Техногенная чрезвычайная ситуация — это неблагоприятная обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате технической аварии, которая стала причиной нанесения ущерба здоровью людей и среде обитания (производственной, бытовой, природной, социальной). Техническая авария на промышленном объекте, на инженерном сооружении или на транспорте ведёт к опасному нарушению технологического процесса, последствием которого могут быть взрыв, пожар, утечка ядовитых веществ, радиация, разрушение объекта и другие опасные явления.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера различают по месту их возникновения и по характеру поражающих факторов, а именно: промышленная авария, катастрофа, пожар, взрыв, утечка ядовитых веществ и радиации, транспортная авария (морская, воздушная, речная) и др.
Аварии техногенного характера (техногенные аварии) специалисты различают по характеру основного поражающего фактора: аварии на радиационно опасных объектах (утечка радиации), аварии на химически опасных объектах (утечка ядовитых веществ), аварии с выбросом биологических веществ, гидродинамические аварии (разрушение гидротехнических сооружений), аварии на пожароопасных и взрывоопасных объектах. Культура труда на промышленных объектах регламентируется требованиями техники безопасности. Нарушения техники безопасности — риск возникновения аварии, катастрофы.
Биолого-социальная чрезвычайная ситуация — это неблагоприятная обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате распространения опасной инфекционной болезни, которая явилась причиной нарушения нормальных условий жизнедеятельности людей, животных, растений на данной территории, создала угрозу их жизни и здоровью.
Биолого-социальные чрезвычайные ситуации возникают в результате эпидемий, эпизоотий, эпифитотий. Переносчиками инфекции в случае эпидемии являются люди, при эпизоотии — животные, при эпифитотии — заражённые вредителями растения. Возбудителями инфекционных заболеваний являются бактерии, вирусы, риккетсии (внутриклеточные паразиты), грибки. Масштабы последствий бывают сравнимы с последствиями стихийных бедствий. Медицинские меры предупреждения и лечения многих инфекционных заболеваний позволили снизить риски возникновения эпидемий в России. В то же время вирусы мутируют (видоизменяются), образуются новые виды (например, штаммы гриппа и др.). Борьба людей с вирусами продолжается. Поэтому санитарно-гигиеническая культура человека и общества является необходимой составляющей культуры безопасности жизнедеятельности.
Последствия чрезвычайных ситуаций зависят от поражающих факторов и силы их проявления. Эффективность профилактики чрезвычайной ситуации и устранения её последствий зависит от грамотной, профессиональной деятельности специалистов, их технического обеспечения и масштабов бедствия.
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в России функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Специальным постановлением Правительства Российской Федерации разработано Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в котором определены задачи, формы и способы организации работы РСЧС.
Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:
• федеральный;
• региональный;
• территориальный;
• местный;
• объектовый.
Территориальные подсистемы РСЧС организуют работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории республики, края, округа под руководством специальной комиссии и исполнительных рабочих структур — штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Функциональные подсистемы РСЧС создают в министерствах и ведомствах Российской Федерации, чтобы профессионально и целенаправленно организовать наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах и обеспечить защиту населения в чрезвычайных ситуациях.
Руководство системой РСЧС осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Основные принципы организации работы РСЧС: концепция обеспечения допустимого риска, профилактика возникновения чрезвычайных ситуаций, комплексный и системный подходы в управлении безопасностью, построение системы работы на правовой основе с чётким разграничением обязанностей участников РСЧС (служб и специалистов).
Силы и средства РСЧС обеспечивают следующие направления: наблюдение и контроль состояния безопасности жизнедеятельности, обучение технике безопасности, подготовка специалистов МЧС России для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства наблюдения и контроля включают организационные структуры, осуществляющие надзор, мониторинг состояния окружающей среды, здоровья населения, инспекцию опасных объектов Российской Федерации.
Силы и средства ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: противопожарные, поисково-спасательные и аварийно-восстановительные формирования федеральных и других организаций; военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета (Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды); поисково-спасательные службы МЧС России, аварийно-технические центры, спецотряды, соединения и части радиационной, химической, биологической защиты; подразделения органов внутренних дел и муниципальной милиции, аварийно-спасательные службы разного уровня и назначения.
РСЧС функционирует в следующих режимах:
• режим повседневной деятельности: в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), гидрометеорологической и сейсмической обстановке;
• режим повышенной готовности: при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), гидрометеорологической и сейсмической обстановки и получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозы войны;
• режим чрезвычайной ситуации: при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.
Решение о введении соответствующего режима принимают комиссии по чрезвычайным ситуациям, МЧС России, Правительство Российской Федерации.
Органы повседневного управления РСЧС: центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти и подразделения гражданской обороны федерального, регионального, территориального, местного и объектного уровней.
Гражданская оборона — это система мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики в условиях повседневной деятельности и в условиях чрезвычайной ситуации. Гражданская оборона является частью РСЧС. Подразделения гражданской обороны организуются на всех объектах народного хозяйства: предприятиях, торговых центрах, заводах, в учебных заведениях и других организациях всех форм государственной и частной собственности.
На объекте организуется комиссия по чрезвычайным ситуациям. Начальник гражданской обороны объекта назначает руководителя объекта, который несёт ответственность за предупреждение (профилактику), предотвращение чрезвычайных ситуаций и организацию работы по ликвидации их последствий на объекте (предприятии) в мирное и военное время. Объектовые комиссии подчиняются местным, региональным, федеральным комиссиям по принципу управленческой вертикали. Главная задача объектовых комиссий — обеспечение безопасности рабочих, служащих и населения прилегающей к объекту территории, защита окружающей среды и обеспечение постоянной боевой готовности подразделений и служб гражданской обороны.
Постановлением Правительства Российской Федерации определён перечень сил и средств РСЧС и гражданской обороны для организации постоянного наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, санитарно-эпидемиологической обстановкой и другими сферами жизнедеятельности общества. Для экстренного реагирования на возникшую чрезвычайную ситуацию привлекаются подразделения гражданской обороны, Вооружённых Сил Российской Федерации, другие воинские формирования, органы внутренних дел.
Специальные государственные стандарты безопасности определяют нормы, правила, регламент (порядок обеспечения безопасности) на опасных объектах народного хозяйства.
Общеобразовательные организации являются объектом функциональной подсистемы РСЧС, создаваемой Министерством просвещения Российской Федерации для защиты жизни и здоровья обучающихся и персонала в чрезвычайных ситуациях.
1. Назовите основное содержание деятельности РСЧС.
2. Назовите основные принципы организации деятельности РСЧС.
3. Назовите основные задачи разделения структуры РСЧС на территориальные и функциональные системы РСЧС.
4. Какие режимы функционирования структур и служб РСЧС охватывают весь комплекс мер по защите населения России от чрезвычайных ситуаций?
5. Какова основная цель организации подразделений гражданской обороны на объектах экономики?
6. Выясните план основных мероприятий по гражданской обороне в вашей школе.
7. Узнайте на сайте МЧС России, какие специальные учебные заведения готовят спасателей и какие показатели физического, психического, морального здоровья являются обязательными для спасателей МЧС России.
1. История создания МЧС России.
2. Гуманитарные миссии МЧС России за пределами нашей страны.
3. Морально-психологические качества спасателя МЧС России.
4. Учебные учреждения МЧС России.
5. Медицина катастроф МЧС России.