План проведения занятий на учебный год (по учебнику Ким С.В.)



Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс






Урок 15
Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте
Страхование



Вопросы для обсуждения

• риски чрезвычайных техногенных опасностей;

• обязательное и добровольное страхование жизни и здоровья;

• инженерные сооружения и инструменты управления безопасностью.




Ключевые понятия темы:

страхование; страховой случай; инженерное сооружение; гидротехническое сооружение; гидродинамическая авария; автомобильный транспорт; железнодорожный транспорт; водный транспорт; авиационный транспорт.



Существуют разные способы приблизительной оценки индивидуального или социального риска — вероятности попадания в опасную ситуацию социальной группы (работников, детей, студентов и т. д.).

В результате расчётов индивидуального риска (частоты) гибели человека в автокатастрофе, произведённых специалистами, прослеживается общая тенденция высокого риска автомобильных аварий. Существуют методы расчёта риска, которые позволяют специалистам оценить затраты на обеспечение безопасности людей, а также произвести расчёт материального и морального ущерба пострадавшим от несчастного случая и их семьям.

Невозможно вернуть погибших людей, но можно помочь пострадавшим восстановить утраченное здоровье и имущество. Поэтому в различных странах и в России применяют специальные методики оценки рисков от разных опасностей и страхования жизни и здоровья человека.

Страхование — особый вид экономических отношений, призванный обеспечить защиту людей и их интересов от различного рода опасностей. Страхование представляет собой отношения между страхователем и страховщиком по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении страховых случаев (определённых событий) за счёт денежных фондов (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых страхователями страховых взносов.

Существуют разные виды страхования и разные методы оценки риска и страховых выплат. Люди страхуют движимое и недвижимое имущество, здоровье, деловые и брачные отношения, услуги и т. д. Законодательство предусматривает добровольное и обязательное страхование. Водители транспортных средств по российскому законодательству обязаны заключить страховое соглашение (застраховать свои убытки) на страховой случай.

Страховым случаем называют совокупность обстоятельств жизнедеятельности страхователя, которые отмечаются в страховом договоре как вид опасной ситуации, обязывающей страховщика оказать своему клиенту весь комплекс страховых услуг по защите страхователя. Страховые услуги могут включать юридическую, финансовую, медицинскую и другие виды помощи.

Страхование не может гарантировать безопасность, но косвенно стимулирует организаторов бизнеса уделять внимание культуре безопасности жизнедеятельности, чтобы избежать огромных страховых штрафных выплат людям и страховым компаниям. В мировой практике страхования известны случаи, когда единовременные страховые компенсации являлись причиной банкротства бизнеса (предприятия).

Страхование — это один из важных социальных инструментов управления безопасностью жизнедеятельности. Но для обеспечения приемлемого уровня безопасности жизнедеятельности необходим комплекс мер технологической дисциплины, регулирующей взаимодействие человека с техносферой. Техногенные аварийные ситуации, как правило, несут в себе разрушительную силу разных энергий, и чем более технологически насыщена антропогенная среда обитания, тем выше должна быть культура безопасности жизнедеятельности: технологическая, трудовая, досуговая, учебная.

Современная урбанизированная технологичная среда больших городов и промышленных центров является для людей привычной, поэтому снижается внимательность к очевидным признакам опасности. Результатом беспечности может быть авария, чрезвычайная ситуация, катастрофа.

Основные причины техногенных аварий и катастроф:

• нарушения трудовой и технологической дисциплины; нарушения требований техники безопасности, снижение ответственности на всех уровнях управления инженерным объектом; износ основного технологического оборудования;
• плохое качество регламентных ремонтных работ, износ и разрушение систем противоаварийной защиты; низкий уровень профессиональной квалификации работников.

Инженерными сооружениями называют надземные, подземные, надводные и подводные постройки (здания, ангары, электро- и водопроводно-канализационные системы, пандусы, мосты, тоннели, тротуары), которые предназначены для организации производственных процессов, временного размещения работников, перемещения грузов, пропуска водных потоков, обеспечения разных сфер жизни необходимой инфраструктурой.

Инженерные сооружения классифицируют по функциональному назначению: промышленные, гражданские, сельскохозяйственные, гидротехнические, транспортные, защитные инженерные сооружения гражданской обороны (убежища, укрытия). Транспортные инженерные сооружения — железные и автомобильные дороги, мосты, путепроводы, судоходные каналы, линии электропередачи, аэропорты — требуют соблюдения работниками высокой технологической дисциплины и правил техники безопасности.

Важным инструментом (условием) обеспечения безопасности жизнедеятельности является обязательный инструктаж работников и их профессиональное соответствие требованиям производства (бизнеса). Работодатель имеет право допустить к работе сотрудника только после обязательного инструктажа по технике безопасности, получения письменного согласия работника на соблюдение правил техники безопасности и при наличии документов, подтверждающих необходимый уровень профессиональной квалификации работника. Важнейшим условием безопасности является система контроля соблюдения правил техники безопасности, технологической и трудовой дисциплины.

Особого внимания и технического надзора требует эксплуатация гидротехнических сооружений, которые предназначены для использования водных ресурсов, а также для борьбы с разрушительным воздействием водной стихии на жизнедеятельность человека.

Гидротехнические сооружения — это инженерные сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов: водоподпорные (плотины, дамбы и др.), водопроводящие (каналы, трубопроводы, тоннели и др.), регуляционные (полузапруды, ограждающие валы и др.), водозаборные, водосбросовые и специальные (здания гидроэлектростанций, шлюзы, судоподъёмники), порты и др.

Гидродинамическая авария (авария на гидротехническом сооружении) — это чрезвычайная ситуация, связанная с разрушением гидротехнического сооружения, неуправляемым перемещением большой массы поды, несущей разрушение материальных ценностей, затопление огромных территорий, травмы и гибель людей.

Причины гидродинамических аварий: природные явления (землетрясение, ураган, разрушение плотины паводком); антропогенные явления (человеческий фактор); военные действия; ошибки при проектировании, строительстве и эксплуатации гидротехнических сооружений.

Рекомендации специалистов МЧС России при гидродинамической аварии: чётко выполнять указания органов по защите населения по сигналу оповещения «Внимание псом!», включая эвакуацию в безопасную зону и самоэвакуацию на верхние этажи зданий, на крышу, где нужно подавать сигналы бедствия и ждать помощи.

Большинство людей любит путешествовать и пользуется разными видами транспорта. Время отпуска часто начинается с дороги, а настрой на отдых снижает общую бдительность людей. По статистике, время праздников и отпусков самое травматичное, включая транспортные аварии, поэтому осознанное знакомство с мерами обеспечения безопасности жизнедеятельности на любом транспорте — важное условие спасения.

Автомобильный транспорт отличается высокой опасностью. Риск попасть в автомобильную аварию растёт вместе с увеличением общего числа автомобилей. Ежедневно происходит огромное количество аварийных ситуаций, дорожно-транспортных происшествий. В России половина из них происходит по причине несоблюдения Правил дорожного движения. Ещё одной причиной является управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, что является отягчающим вину водителя обстоятельством. Правила дорожного движения определяют права и обязанности всех участников дорожного движения: водителей, пешеходов, пассажиров.

Общие рекомендации для всех участников дорожного движения:

• соблюдать Правила дорожного движения;
• быть внимательными, осторожными, взаимно вежливыми на дороге;
• находясь в транспортном средстве, пристёгиваться ремнями безопасности, не отвлекаться на телефонные разговоры;
• зная содержимое аптечки, уметь оказать первую помощь; уметь применять огнетушитель;
• размещать детей в специальном детском кресле (за водительским креслом);
• в случае дорожно-транспортного происшествия сохранять выдержку, вызвать аварийные службы, оказать первую помощь пострадавшим.

Железнодорожный транспорт во всем мире признан как наиболее безопасный, но если случается железнодорожная авария, то это, как правило, чрезвычайная ситуация с травмами и гибелью людей. Разрушение железнодорожного полотна создаёт сложности специализированным службам в организации экстренной помощи пострадавшим.

Общие рекомендации специалистов для пассажиров по предупреждению травматизма и угрожающих здоровью ситуаций на железнодорожном транспорте:

• запомните, что самые безопасные места в поезде — центральные вагоны, купе с аварийным выходом-окном или расположенное ближе к выходу из вагона, а также нижние полки;
• в вагоне поезда обратите внимание на то, где расположены аварийные выходы и огнетушители;
• не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон во время движения поезда;
• тщательно закрепляйте багаж на верхних полках; не срывайте без крайней необходимости стоп-кран;
• даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту и в тоннеле — это осложнит эвакуацию,
• не возите с собой горючие, химически и взрывоопасные вещества;
• при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику;
• при крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть: схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами, безопаснее всего опуститься на пол;
• выбирайтесь из вагона через аварийные выходы (в зависимости от обстановки) только на полевую сторону железнодорожного пути, возьмите с собой документы, деньги, одежду или одеяло;
• при пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара, плотно закрывая за собой все двери;
• подготовьте для защиты органов дыхания куски ткани, смоченные водой;
• если вы находитесь на улице, включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите другим пассажирам, вытаскивайте пострадавших и т. д.;
• если во время аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние — возможен пожар и взрыв.

Водный транспорт — это вид транспорта, перевозящего грузы и (или) пассажиров по водным путям сообщения. Современные суда, как правило, оборудованы новейшими средствами навигации и радиосвязи; имеют спасательные средства — надувные плоты, шлюпки, спасательные жилеты и костюмы — в количестве, необходимом для пассажиров и членов экипажа. Разработаны и применяются международные сигналы бедствия на море (SOS), по, несмотря на это, ежегодно гибнет несколько десятков судов. Основные причины этого — столкновения судов в море, пожар на судне, шторм, а также беспечность людей, несоблюдение правил безопасности.

Общие рекомендации пассажирам водного транспорта:

• заранее изучить инструкцию по использованию спасательного жилета;
• узнать и запомнить путь, по которому, возможно, придётся выбираться на шлюпочную палубу, к медпункту;
• больше двигаться, быть на свежем воздухе, пить воду и есть малыми порциями, чтобы предупредить морскую болезнь (головная боль, тошнота, рвота от качки);
• в случае аварийной ситуации чётко выполнять указания капитана и экипажа судна, надеть спасательный жилет;
• в воде держаться рядом с другими и не терять надежды на спасение.

Авиационный транспорт также требует тщательной технологической культуры эксплуатации и надзора. Безопасность полётов обеспечивают инженеры и механики, которые готовят самолёт к вылету, специалисты диспетчерской и метеослужбы, лётчики, штурманы, радисты, бортинженеры.

Общие рекомендации пассажирам воздушного транспорта:

• каждый самолёт оборудован специальными средствами, обеспечивающими безопасность пассажиров в полёте. Бортпроводник перед полётом сообщает пассажирам правила поведения на борту, расположение аварийных выходов и средств жизнеобеспечения в случае экстремальной ситуации (спасательный жилет, кислородная маска). Следует запомнить место хранения и правила надевания кислородной маски и спасательного жилета;
• в случае аварийной ситуации необходимо чётко выполнять указания бортпроводников и членов экипажа, не создавать и не поддерживать панику, сосредоточиться на ситуации;
• нет смысла бояться — это не поможет, а ясное сознание и интуиция могут подсказать верное решение, чтобы спастись.

Восприятие в обществе риска и опасностей субъективно. Люди острее, эмоциональнее реагируют на события редкие, но сопровождающиеся большим числом одновременных жертв и более спокойно воспринимают ежедневную информацию о гибели небольшой группы людей. Например, железнодорожные аварии или авиационные катастрофы случаются редко, но уносят сотни жизней, и это событие сразу привлекает внимание специалистов и общественности к вопросам обеспечения безопасности. В то же время ежедневно в автомобильных авариях получают увечья и погибают люди, но этот факт почти не привлекает внимания общественности.


Вопросы и задания

1. Как в Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» сформулированы признаки чрезвычайной ситуации техногенного характера?

2. Назовите основные причины сложности предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, аварий и катастроф.

3. Какие причины дорожно-транспортных происшествий, по статистике, являются основными на дорогах России?

4. Какие правила безопасности следует соблюдать на транспорте: водном; железнодорожном; авиационном (по выбору)?

5. Почему нельзя поддаваться панике во время чрезвычайной ситуации?

6. Выясните, какие техногенные чрезвычайные ситуации наиболее распространены в России.

7. Узнайте статистику дорожно-транспортных происшествий с участием школьников в России.




Темы учебного исследования


1. Тайна гибели «Титаника».

2. Укрощение «монстра»: авария на Саяно-Шушенской ГЭС в России.

3. «Не садись на пенёк...»: защита от тока высокого напряжения.

4. Игры-автогонки: эффективность виртуального обучения.

5. Экстремальное вождение и современный город.









Наверх