План проведения занятий на учебный год (по учебнику Ким С.В.)



Основы безопасности и защиты Родины
10 класс




Урок 26
Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья



Вопросы для обсуждения

• подходы к пониманию сущности здоровья;

• медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья;

• социальная обусловленность здоровья человека в среде обитания.




Ключевые понятия темы:

медицина; здоровье; индивидуальное здоровье человека; общественное здоровье; социальное здоровье человека; сфера здравоохранения; санитарное просвещение.



Осознание истинных ценностей жизни человеком включает, помимо прочего, отношение к здоровью. Человек соотносит понятие «здоровье» с такими понятиями, как «жизнь», «мечты», «болезнь», «смерть». «Здоровье» и «болезнь» — основные понятия медицины, решающей проблемы восстановления и укрепления здоровья людей, содействия их активной жизнедеятельности.

Медицина — это система научных знаний и практической деятельности специалистов по укреплению и сохранению здоровья общества и человека, продлению его жизни, предупреждению и лечению болезней. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), созданная 7 апреля 1948 г., координирует охрану здоровья населения в различных государствах мира. В Уставе ВОЗ говорится, что здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов.

Существует целый ряд научных подходов к определению индивидуального здоровья человека:

• это функциональное состояние нормальной работы организма как биологической системы (биология) при отсутствии болезней, хорошем самочувствии (медицина);
• это состояние равновесия организма с окружающей средой, способность приспосабливаться к её изменениям, что отражают постоянные величины нормального состояния организма: температура тела, давление крови, частота сердечных сокращений — пульс (экология);
• это состояние полного физического, духовного, умственного и социального благополучия (валеология).

Теория безопасности жизнедеятельности опирается на междисциплинарный подход, определяющий индивидуальное здоровье человека как состояние нормы функционирования организма, обеспечивающее отсутствие болезней и благополучие жизнедеятельности в среде обитания.

Ещё древние философы и врачи пытались изучить здоровье человека через его природу, поведение, образ жизни и образ мыслей. Гиппократ («отец медицины», V в. до н. э.) считал, что какова деятельность человека, таков и он сам, его природа и его болезни. «Здоровье — это состояние морального, психического и физического благополучия, которое даёт человеку возможность стойко, не теряя самообладания, переносить любые жизненные невзгоды» (греческий философ Перикл, V в. до н. э.). На всех этапах развития человеческого общества жизнь людей протекала в противоборстве с болезнями, что нашло отражение в поиске средств лечения и развитии народной и научной медицины.

Народная медицина — это совокупность накопленных пародом эмпирических сведений о целительных средствах и гигиенических навыках, помогающих в предупреждении заболеваний, в их лечении, в сохранении и укреплении здоровья.

Научная медицина взяла из тысячелетнего народного опыта всё ценное как основу современного научно обоснованного высокотехнологичного медицинского обеспечения здоровья человека и общества.

Медицинское обеспечение здоровья человека и общества - это система мероприятий многоотраслевой сферы здравоохранения по профилактике заболеваний, выявлению и лечению болезной, контролю за соблюдением санитарно-гигиенической культуры на производстве, в учреждениях образования и культуры.

Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья является обязанностью государства, которое гарантирует бесплатное и качественное оказание своевременной медицинской помощи каждому в течение всей жизни и предоставление платных медицинских услуг по желанию человека. Медицина, как и любая социальная профессиональная сфера деятельности, имеет свой кодекс чести — свою медицинскую этику.

Медицинская этика — это совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников. Основные вопросы врачебной этики обозначены российским врачом Н. А. Семашко: отношение врачей к больным, отношение врачей к обществу, отношения врачей между собой. Вопросы медицинской этики отражены в ряде международных документов. Главным остаётся принцип Гиппократа «Не навреди!».

Огромный вклад в развитие научной медицины XX в. внесли русские медики, врачи-исследователи С. П. Боткин и Ф. Ф. Эрисман, которые доказали связь массовых заболеваний рабочих с неблагоприятными условиями труда и быта: постоянные материальные лишения, плохое питание и антисанитарные условия жилищ изнуряют человека физически и психически, снижают его иммунитет, увеличивают восприимчивость к болезням. Исследования доказали социальную обусловленность здоровья населения.

Под социальной обусловленностью здоровья понимают его зависимость от условий и культуры жизнедеятельности человека и общества (населения). Не менее значимым является и влияние на здоровье природных условий среды обитания человека. Климатогеографические и экологические факторы среды обитания влияют как на индивидуальное, так и на общественное здоровье — популяционное (здоровье общественных и демографических групп населения: взрослых, детей, школьников и др.).

Общественное здоровье — это комплексная усреднённая характеристика состояния здоровья и жизнеспособности населения в показателях заболеваемости, продолжительности жизни, рождаемости и смертности и др.

Социальная медицина - направление (отрасль) научной медицины, изучает социальную обусловленность здоровья населения, социальные функции и задачи системы здравоохранения в целом по медицинскому обеспечению индивидуального и общественного здоровья.

Социальное здоровье человека — это комплексная оценка объективных данных и субъективных ощущений человеком благополучия условий жизнедеятельности в социальной среде: на работе, на отдыхе, дома, их соответствия нормам санитарно-гигиенической культуры конкретного общества.

Объективные показатели социального здоровья включают комплекс данных, отражающих соответствие принятым в обществе нормам и правилам организации условий жизни человека: его труда, отдыха, питания, жилья, учёбы, воспитания, образования (СанПиН). Социальное здоровье человека тесно связано с нравственным здоровьем — духовным миром (мыслями и чувствами), взглядами, нормами поведения, общения, ценностями в жизни человека. Социальное здоровье рассматривается в качестве аспекта (части) общего потенциала здоровья человека как биосоциальной системы.

Здоровье — это гармоничное единство биологических и социальных качеств, данных от рождения и приобретённых. Болезнь — нарушение этой гармонии (равновесия). Путь исторического развития научной клинической медицины (медицины болезней) — от трактата Гиппократа «О здоровом образе жизни» и его сочинений «Сборник Гиппократа» о методах врачебной помощи больному до массового обучения молодёжи в современных медицинских образовательных учреждениях. Современная медицина — многоотраслевая наука, включающая в себя клиническую медицину (лечение болезней), профилактическую медицину, восстановительную, санологию, гигиену и др.

Сфера здравоохранения осуществляет медицинское обеспечение здоровья в обществе через деятельность учреждений медицинского профиля: научно-исследовательских институтов, лечебных учреждений, служб санитарно-эпидемиологического надзора (СЭС), аптек, центров экстренной медицинской помощи, учреждений медицинского образования и санитарного просвещения граждан.

Состояние здоровья населения России (общественное или социальное здоровье) оценивают по демографическим, социально-экономическим, медицинским аспектам и по специальным опросам.

Психологическая и социальная незрелость подростков приводит к серьёзным проблемам со здоровьем. Нарушения здоровья в дошкольном возрасте приводят к тому, что уже у первоклассников отмечаются функциональные нарушения, а немалая часть из них нейрофизиологически не готовы к обучению и освоению учебных программ. Постоянно возрастающая техногенная нагрузка на окружающую среду превратила центральную часть территории нашей страны в зону повышенного экологического риска.

Установлено, что у детей в благополучных семьях нервно- психические расстройства, выраженные заболевания органов пищеварения, ЛОР-заболевания встречаются намного реже, чем в неблагополучных семьях.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения реализуют программы оздоровления населения: диспансеризацию, первичную профилактику заболеваний, санитарное просвещение.

Санитарное просвещение — это система мероприятий по распространению санитарно-гигиенических знаний, формированию санитарно-гигиенической культуры населения. Это необходимая часть культуры здоровья и безопасности, культуры здорового образа жизни.


Вопросы и задания

1. Как вы понимаете определение понятия «здоровье», сформулированное Всемирной организацией здравоохранения?

2. Назовите основные направления медицинского обеспечения здоровья человека и общества.

3. Назовите основные показатели общественного здоровья.

4. Как отражена стратегия медицинского обеспечения в Конституции Российской Федерации?

5. Выясните, какие социальные структуры контролируют соблюдение СанПиНов в организациях, в школах.

6. Узнайте на сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации, какие прививки должны быть сделаны учащемуся общеобразовательной школы.




Темы учебного исследования


1. Демография и здоровье населения в России.

2. Великие врачи и учёные Древнего мира: Гиппократ, Гален, Авиценна.

3. Влияние природной среды на здоровье населения.

4. Связь между биологическим и социальным возрастом человека.

5. Физическая культура в школе: «за» и «против».









Наверх