План проведения занятий на учебный год (по учебнику Ким С.В.)



Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс






Урок 27
Здоровый образ жизни и его составляющие



Вопросы для обсуждения

• что такое здоровый образ жизни;

• факторы, влияющие на здоровье;

• основные составляющие здорового образа жизни человека.




Ключевые понятия темы:

образ жизни; здоровый образ жизни; культура здоровья; факторы риска; основные составляющие здорового образа жизни.



Образ жизни — это совокупность привычных форм, способов и стиля жизнедеятельности человека, которые позволяют ему удовлетворять его ежедневные потребности и отражают его предпочтения в культуре поведения и деятельности.

Врачи, психологи, педагоги констатируют, что информация о своём здоровье ещё не является для людей фактором изменения образа жизни, привычного стиля жизнедеятельности. Взрослому человеку трудно менять свой привычный образ жизни, но гораздо легче с детства усвоить правила его организации, которые формируют культуру здорового образа жизни: культуру здоровья и безопасности жизнедеятельности.

Правильное воспитание культуры здоровья начинается с формирования осознанной потребности быть здоровым и соответствующей мотивации к поддержанию здоровья. Здоровый образ жизни является фактором созидания здоровья, а нездоровый — фактором риска нарушения здоровья. Активная доминанта в сознании — мотивация охраны здоровья — помогает человеку контролировать все формы и способы деятельности (интеллектуальную, эмоциональную, физическую), чтобы исключить факторы риска: инфекции, несбалансированное питание, гипокинезию и гиподинамию, курение и употребление алкоголя и наркотиков, экстремальные психические и физические нагрузки, травмы, облучения, недостаточный и неполноценный сон и отдых.

Преодоление факторов риска и активное воспитание полезных привычек созидания здоровья (здравосозидания) — это постоянный труд ума, психики и физического тела человека по проявлению целомудрия — мудрости целостного организма: здравомыслия и здравосозидания (здраводействия) в среде обитания в течение всей жизни.

Академик медицины Н. М. Амосов в книге «Раздумья о здоровье» (2000) отмечает:

«...чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя ничем. <...> В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности... <...> Не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым. Пока она даже не может научить человека, как стать здоровым... для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физическая нагрузка, ограничении в питании, закалка и умение отдыхать».


Факторы, влияющие на состояние здоровья, можно условно объединить в следующие группы:

• социально-экономические: уровень развития производства, образовании, медицинской помощи, характер питании населения, время и качество досуга и отдыха в общем времени работающего;
• «болезни цивилизации»: сердечно-сосудистые заболевания, рак, травмы, отравления, дистрессы, инфекционные заболевания, болезни, связанные с неполноценным питанием, дефицитом белков и витаминов;
• природные: климат, рельеф, растительный и животный мир;
• космические: солнечная активность;
• биологические и психологические: наследственность, темперамент и поведение человека, его телосложение и психологический тип личности, врождённые свойства человека.

Как показывают современные исследования, индивидуальное здоровье человека зависит примерно на 59% от его образа жизни, на 15% — от окружающей среды, на 15% — от наследственности, на 10%- — от медицины и 1% составляет случай.

Установлена зависимость состояния здоровья детей от психологического климата в семье, соблюдения режима дня, учёбы и отдыха, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены. Эти данные позволили разработать рекомендации по здоровому образу жизни.

Основные составляющие здорового образа жизни:

• рациональное питание — умеренное и сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов;
• режим дня с учётом индивидуальных биологических ритмов труда и отдыха, гигиена умственного труда;
• достаточная двигательная активность, обеспечивающая потребность организма в движении;
• закаливание и личная гигиена, способствующие повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;
• грамотное экологическое поведение; психогигиена — умение управлять своими эмоциями, предупреждая невротические состояния;
• неприятие и отказ от вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков).

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому человеку право на здоровье. Права человека связаны с его ответственностью. Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью должно стать нормой жизни каждого человека.


Вопросы и задания

1. Что такое здоровье и какие факторы на него влияют?

2. Что такое здоровый образ жизни?

3. Назовите факторы, негативно влияющие на здоровье человека.

4. В чём опасность вредных привычек?

5. Почему социальные условия являются значимыми факторами риска нарушения здоровья?

6. Выясните нормы суточной двигательной активности человека вашего возраста.

7. Используя источники дополнительной информации, узнайте рекомендации по рациональному питанию для подростков.




Темы учебного исследования


1. Проект вашего будущего: «сам себе режиссёр».

2. Опасность вредных привычек.

3. Управление собой: наука или искусство.

4. Танец как средство полноценного гендерного развития.

5. Долгий век народной медицины.









Наверх