План проведения занятий на учебный год (по учебнику Ким С.В.)



Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс






Урок 28
Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики



Вопросы для обсуждения

• основные инфекционные заболевания: классификация, механизмы передачи инфекции, меры медицинской помощи;

• источники инфекционных заболеваний и факторы риска;

• меры профилактики инфекционных заболеваний и иммунитет.




Ключевые понятия темы:

эпидемия; пандемия; инфекционные заболевания; классификация инфекционных заболеваний; профилактика инфекционных заболеваний; иммунитет; вакцинация; факторы риска; обсервация; карантин; дезинфекция.



Человека на протяжении всей жизни окружают микроорганизмы, которые играют важную роль в жизни всего органического мира Земли. Некоторые микроорганизмы вызывают инфекционные заболевания.

История человечества донесла до нас страшные свидетельства массовых заболеваний и смерти людей от болезней — эпидемий — быстрого и массового распространения острозаразных болезней (инфекций) среди людей. Охват эпидемией ряда стран и континентов называют пандемией.

Инфекционные заболевания — это группа заболеваний, вызываемых болезнетворными микроорганизмами (микробами): бактериями, вирусами, грибками.

Основные специфические свойства микробов:

• способность быстро передаваться от больного к здоровому, вызывая массовые заболевания;
• наличие скрытого (инкубационного) периода размножения в организме человека;
• сложность обнаружения во внешней среде (воде, почве, на предметах, в организмах животных);
• трудность и длительность процесса диагностики и лечения заболеваний.

Возникновение эпидемического процесса возможно при наличии трёх компонентов: источника инфекции, восприимчивости и механизма передачи инфекции.

Источники инфекции:

• заражённая вода, пища, предметы быта;
• заражённые люди и животные (бациллоносители, вирусоносители), от которых патогенные микроорганизмы могут передаваться здоровым людям даже после клинического выздоровления в течение долгого времени (при брюшном тифе, дизентерии, скарлатине, дифтерии, менингите, полиомиелите, кори, ВИЧ-инфекции и др.).

Восприимчивость — это способность живого организма отвечать комплексом защитно-приспособительных реакций на внедрение, размножение и жизнедеятельность вредных (патогенных) микроорганизмов. Степень восприимчивости зависит от индивидуальной способности (реактивности) организма противостоять заболеванию с помощью неспецифических индивидуальных и специфических (иммунных) факторов защиты организма.

Механизмы передачи инфекции — это способы проникновения болезнетворных микроорганизмов в здоровый организм (пути передачи инфекции):

• пищевой;
• водный;
• воздушно-капельный (при кашле, чихании, разговоре, во время выдоха, поцелуев);
• воздушно-пылевой (с пылью при вдыхании);
• контактно-бытовой (через предметы быта больного);
• через передатчиков — кровососущих насекомых (вшей, клещей, блох), а также грызунов.

Пути передачи инфекции положены в основу классификации инфекционных заболеваний.

Классификация инфекционных заболеваний:

кишечные инфекции: брюшной тиф, паратиф А и Б, дизентерия, холера, пищевые инфекции;
инфекции дыхательных путей (воздушно-капельный и воздушно-пылевой способы передачи инфекции): грипп, корь, дифтерия, скарлатина, натуральная оспа и др.;
кровяные инфекции (через кровососущих насекомых: комаров, клещей, вшей, москитов и др.): сыпной и возвратный тиф, малярия, чума, туляремия, клещевой энцефалит и др.;
зоонозные инфекции (через укусы животных): бешенство;
контактно-бытовые инфекции: венерические заболевания (передаются половым путём): сифилис, гонорея, хламидиоз и др.

Развитие инфекционного заболевания включает пять периодов:

инкубационный: внедрение и скрытое развитие инфекции;
начальный: появление симптомов инфекционного заболевания — озноба, повышения температуры, тошноты, диареи, головной боли и др.;
основной: сопровождается кризисом — наиболее острым и тяжёлым состоянием борьбы организма с болезнью, после которого наступает либо выздоровление, либо смерть заболевшего;
период угасания болезни: клиническое выздоровление (исчезновение симптомов болезни);
выздоровление: полное (восстановление всех функций организма) или неполное (остаточные явления или последствия осложнений).

Меры медицинской помощи включают:

• выявление заболевших и определение вида инфекционного заболевания;
• изоляцию больного (полную или частичную);
• госпитализацию в инфекционное отделение больницы (при необходимости);
• лечение больного;
• выписку и реабилитацию после выздоровления.

Профилактика инфекционных заболеваний — это меры предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Меры медицинской профилактики инфекционных заболеваний:
постоянный мониторинг службами санитарного надзора возникновения инфекционных заболеваний (их регистрация);
определение начала эпидемии — «эпидемического порога» (скорости распространения в единицу времени);
вакцинация: профилактические прививки;
обсервация: наблюдение за больным в специально созданных условиях;
санитарная обработка мест обитания: дезинфекция;
карантин (ограничение жизнедеятельности потенциальных бациллоносителей — контактеров с заболевшими) в целях прекращения дальнейшего распространения инфекции.

Меры «немедицинской» профилактики инфекционных заболеваний:
• санитарное просвещение населения;
• соблюдение санитарно-гигиенической культуры жизнедеятельности человека и общества;
• укрепление индивидуального и общественного здоровья;
• ведение здорового образа жизни.

Люди, ведущие здоровый образ жизни, менее подвержены инфекционным заболеваниям и более успешно их переносят.

Иммунизация — наиболее эффективное мероприятие по профилактике инфекционных заболеваний. Иммунизация — это профилактические прививки, которые проводят в целях повышения способности организма человека (или животного) противостоять болезнетворным микроорганизмам. Состояние невосприимчивости к возбудителям инфекционных болезней называют иммунитетом.

С биологической точки зрения иммунитет — это способ защиты постоянства внутренней среды организма от чужеродных живых организмов или веществ.

Различают два вида иммунитета: врождённый (естественный) и приобретённый. Врождённый иммунитет передаётся по наследству как невосприимчивость организма к определённым заболеваниям. Приобретённый иммунитет возникает в результате перенесённого инфекционного заболевания или вакцинации и сохраняется от нескольких недель до нескольких лет (например, после прививки против гриппа иммунитет сохраняется в течение 1—2 лет).

Вакцинация — это метод введения в организм человека специальных вакцин — препаратов из ослабленных или убитых тел микроорганизмов с целью создания активного искусственного иммунитета (выработки антител). Вакцинацию проводят с учётом эпидемической обстановки и медицинских противопоказаний (острые заболевания; недавно перенесённые инфекционные болезни; хронические инфекции — туберкулёз, малярия; тяжёлые пороки сердца; тяжёлые травмы; аллергические состояния — бронхиальная астма и др.). Во время эпидемий в школе вводят карантин, проводят санитарную обработку помещений: влажную уборку с дезинфицирующими средствами.

Условия внешней и внутренней среды обитания человека, которые могут оказать негативное воздействие на жизненно важные органы или на весь организм человека в целом, называют факторами риска.

Факторы риска инфекционных заболеваний:

• войны; социальные и экономические бедствия; экологические проблемы, стихийные бедствия, катастрофы; голод, бедность, нищенство, беспризорность; педикулёз (вшивость), сыпной и брюшной тиф, чума;
• плохие жилищно-бытовые условия; непосильный физический труд; недостаточное, некачественное, нерегулярное питание; переохлаждение, перегревание, истощение организма, нарушение гигиены жилища, служебных помещений, скученность, отсутствие ежедневной влажной уборки, регулярного проветривания помещений могут спровоцировать туберкулёз, грипп, корь, скарлатину;
• несоблюдение правил личной гигиены: редкое пользование душем, моющими средствами, редкая смена белья, отсутствие тщательного мытья рук с мылом после поездки на общественном транспорте, перед едой, после посещения туалета, выполнении грязных работ ведёт к «болезням грязных рук» — дизентерии, холере, брюшному тифу, педикулёзу (вшивости), очаговой инфекции — появлению фурункулов, карбункулов, сепсиса;
• при контакте с лицами без определённого места жительства возможны педикулёз, желудочно-кишечные, простудные заболевания, дизентерия, брюшной тиф, холера, туберкулёз, грипп, чесотка;
• пользование чужими перчатками, расчёской, обувью и другими предметами личного пользования опасно заражением грибковыми заболеваниями кожи, ногтей; чесоткой (чесоточный клещ); кишечными инфекциями;
• несвоевременное оказание медицинской помощи или отказ от профилактических прививок чреваты возникновением смертельно опасных болезней — столбняка, газовой гангрены, сепсиса;
• употребление для питья или умывания некачественной загрязнённой воды способствует возникновению тяжёлых желудочно-кишечных заболеваний — холеры, брюшного тифа, дизентерии, вирусного гепатита и др.;
• употребление пищи, заражённой возбудителями инфекционных болезней, может вызвать следующие заболевания молока — бруцеллёз, брюшной тиф и др.; мяса, рыбы — пищевые инфекции, сальмонеллёз; утиных, гусиных, куриных яиц — сальмонеллёз. Использование в пищу неправильно приготовленных (особенно в домашних условиях) грибов, колбасы, консервов провоцирует ботулизм, столбняк. При употреблении свиного мяса или мяса диких животных (в основном кабанов) может возникнуть трихинеллёз — тяжёлое заболевание с поражением мышц глистами — трихинами;
• отказ от плановых прививок в детском возрасте может привести к возникновению полиомиелита, коклюша, кори, дифтерии и др.;
• алкоголизм, наркомания могут привести к венерическим заболеваниям, иммунитет к которым не вырабатывается!

Профилактику инфекционных заболеваний провидят по трём основным направлениям: устранение источника инфекции, разрыв путей передачи инфекции, повышение невосприимчивости людей и животных (иммунизация).

Устранение источника инфекции включает следующие мероприятия:

дезинфекцию — уничтожение возбудителя инфекции в объектах внешней среды, на белье, одежде, кожных покровах людей и животных;
дезинсекцию — уничтожение вредоносных насекомых;
дератизацию — уничтожение грызунов — переносчиков инфекции.

На заражённой территории вводят карантин или обсервацию. Постоянные карантинные мероприятия в отношении людей, животных и растений осуществляют таможенные посты на государственной границе и в аэропортах.

Обсервацию вводят в районах, непосредственно соприкасающихся с границей карантинной зоны.

Карантин — это система мер для предупреждения распространения инфекционных заболеваний из эпидемического (или эпизоотического) очага. Запрещается въезд и выезд (или ограничивается), а также вывоз имущества. Проводится выявление и изоляция больных людей (или животных). Снабжение находящихся в карантине людей производится под строгим медицинским контролем. Продолжительность карантина и обсервации зависит от длительности инкубационного периода заболевания и исчисляется с момента изоляции (госпитализации) последнего больного и завершения дезинфекционной обработки очага инфекции.

Карантинный режим устанавливает единые правила поведения населения и работы транспорта. Организуется охрана инфекционных больниц и зон обсервации, ограничивается общение между отдельными группами населения, временно запрещаются массовые мероприятия. Общение из зоны карантина с другими административными территориями обеспечивается через контрольно-пропускные пункты, а также санитарно-контрольные пункты.

Дезинфекция — важнейшая мера профилактики распространения инфекций. Для дезинфекции применяют биологические, механические, физические и химические методы обеззараживания. Биологические методы используют при очистке сточных вод на полях орошения. Механические методы — полная гигиена помещений, гигиена одежды, постельных принадлежностей, тщательная личная гигиена. Физические методы — облучение солнечными и ультрафиолетовыми лучами, проглаживание горячим утюгом, сжигание мусора и заражённых предметов, обработка их кипячением. Химические методы — обеззараживание воды, туалетов, других помещений, которыми пользовался больной.

Ежедневная профилактическая дезинфекция в местах общего пользования, а также самоотверженный труд медицинских работников спасают тысячи жизней от опасных заболеваний. Следует приучить себя к правилам гигиенической культуры, чтобы избегать факторов риска, беречь и укреплять своё здоровье как незаменимый капитал для счастливой жизни.


Вопросы и задания

1. Дайте определение понятия «инфекционные заболевания».

2. Назовите основные механизмы передачи инфекции в организм человека или животного.

3. Назовите основные источники инфекционных заболеваний.

4. Перечислите основные меры медицинской профилактики инфекционных заболеваний

5. Как иммунизация влияет на иммунитет организма человека?

6. Выясните, существуют ли какие-либо инфекционные заболевания, вакцины от которых ещё не разработаны.

7. Из дополнительных источников информации узнайте, какие прививки рекомендуется сделать россиянам, которые отправляются на курорты экзотических стран.




Темы учебного исследования


1. Вся правда о «птичьем гриппе».

2. Опасна ли вакцинация для здоровья.

3. «Универсальные лекарства»: долгая жизнь известных лекарств.

4. Осторожно: гепатит!









Наверх