План проведения занятий на учебный год (по учебнику Ким С.В.)



Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс






Урок 29
Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики



Вопросы для обсуждения

• факторы риска основных неинфекционных заболеваний;

• факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний;

• меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.




Ключевые понятия темы:

основные неинфекционные заболевания; сердечно-сосудистые заболевания; атеросклероз; артериальная гипертензия.



Понятие «основные неинфекционные заболевания» появилось в медицинской и научно-популярной литературе в середине XX в. и стало отражением изменения характера заболеваемости человечества в процессе его исторического развития. В прошедшие столетия основной причиной гибели людей являлись инфекционные заболевания. Инфекции попадали в организм при ранениях, полученных в ходе войн и сражений, и путём передачи смертельно опасных инфекций от больного человека к здоровому. Инфекционные заболевания вызывали эпидемии и пандемии, уносящие жизни миллионов людей (чума, холера. оспа, грипп, брюшной тиф и др.).

Достижения медицины в профилактике и лечении инфекционных заболеваний позволили заметно снизить смертность людей от инфекционных заболеваний. Эффективными мерами профилактики инфекционных заболеваний стали создание вакцин и сывороток для лечения и своевременной вакцинации населения, карантин и обсервация населения в очагах эпидемий, повышение санитарной и гигиенической культуры жизнедеятельности населения, повышение профессионализма медицинских работников и качества санитарного просвещения.

В XXI в. наиболее частой причиной заболеваемости и смертности являются основные неинфекционные заболевания: сердечно-сосудистые и онкологические (раковые). Причинами раковых заболеваний специалисты называют неблагоприятные факторы окружающей среды и нездоровый образ жизни. Статистика выделяет факторы риска развития онкологических заболеваний: курение, высококалорийное питание и канцерогенные вещества в пище и воде, превышающее допустимые дозы ионизирующее и ультрафиолетовое излучение, экологически неблагоприятная среда проживания и работы, травмы, потрясения, переживания, хронические стрессы, одиночество, алкоголизм, низкая физическая активность, хроническая неудовлетворённость собственной жизнью. В настоящее время идёт активный поиск эффективных средств онкологической помощи, но известно, что здоровый образ жизни — непременное условие профилактики рака.

Сердечно-сосудистые заболевания — это болезни сердца (сердечной мышцы) или кровеносных сосудов. К сердечно-сосудистым заболеваниям относят инфаркт миокарда, инсульт, артериальную гипертензию, сердечную недостаточность, ишемическую болезнь сердца, атеросклероз и др. Наиболее опасными являются инфаркт миокарда и инсульт.

В случае внезапного резкого ухудшения нормального состояния и появления признаков сердечно-сосудистой недостаточности — учащения сердцебиения, головокружения, слабости, боли в груди, затруднённой речи и дыхания, тошноты, страха, панического расстройства, резкого повышения или понижения кровяного давления, потемнения в глазах, внезапною онемения (нечувствительность) частей тела (руки, ноги, лица) и т. п. — следует немедленно вызвать скорую медицинскую помощь. В ожидании скорой медицинской помощи следует находиться рядом с больным, поддерживать и успокаивать его.

Болезням сердечно-сосудистой системы предшествуют заболевания сосудов — атеросклероз и артериальная гипертензия.

Атеросклероз — это атеросклеротические изменения кровеносных сосудов, вызванные сужением кровеносных сосудов и кровотока вследствие жировых отложений (бляшек) на стенках сосудов. Причиной атеросклероза может быть нарушение жирового обмена веществ. Атеросклероз провоцирует существенную долю сердечно-сосудистых заболеваний. Сужение просвета коронарных сосудов (крупных, отходящих от сердца) приводит к резкой сердечно-сосудистой недостаточности, к проблемам в работе головного мозга, который страдает от недостатка кислорода, поступающего с кровью.

Артериальная гипертензия — это сужение и гипертонус сосудов, стабильное повышение артериального давления (выше нормы — 140/90 мм рт. ст.). Более половины взрослого населения нашей страны страдает от гипертензии, но только четвёртая часть взрослых проходит медицинское лечение.

Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний (потенциальные причины) — это наследственная предрасположенность и нездоровый образ жизни, провоцирующий проявление болезней сердца и сосудов.

Основные факторы, увеличивающие риск сердечно-сосудистых заболеваний:

• малоподвижный образ жизни (гиподинамия и гипокинезия);
• психоэмоциональные стрессы;
• курение, вызывающее спазм мелких периферических сосудов, увеличивает риск развития инфаркта миокарда, некроза тканей нижних конечностей, эмфиземы лёгких;
• алкоголь, провоцирующий нарушение жирового обмена веществ, физические изменения в органах и тканях («пивное сердце», «циррозная печень», язва желудка и др.);
• неправильное пищевое поведение (булимия, анорексия), нерациональное и неполноценное питание, недостаток чистой питьевой воды.

Способы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний в юношеском возрасте — полезные привычки здорового образа жизни:

• достаточная двигательная активность и физическая нагрузка, обеспечивающая суточную потребность растущего организма в движении (не меньше трёх часов в день);
• закаливание, ежедневная гигиена и санитарная культура;
• умеренное и сбалансированное питание, содержащее необходимое количество растительной клетчатки, витаминов и микроэлементов; правильное пищевое поведение;
• чистая (биологически очищенная, структурированная) вода для эффективного метаболизма (ежедневное потребление до 1,6 литра);
• психогигиена — правильные способы снятия нервного напряжения и соблюдение оптимального режима труда (движение), интеллектуальной нагрузки и отдыха;
• формирование стратегии безопасности жизнедеятельности.

Привычный с детства образ жизни родителей не всегда соответствует требованиям здорового образа жизни. Зачем повторять ошибки взрослых, если можно самому организовать свою жизнь (в пределах семьи) с наибольшей пользой для личного здоровья? Работа по организации здорового образа жизни требует необходимой информации о среднестатистических особенностях развития организма в юношеском возрасте, а также об индивидуальных особенностях здоровья и развития подростка. Следует учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности развития учащихся старшего школьного возраста.

Особенностью психосоматического развития старшеклассников является завершение процессов полового созревания, сенситивного периода перестройки всех функциональных систем организма, сопровождаемое снижением темпов прироста длины и массы тела, формирования скелетно-мышечной и кроветворной систем. Этот период является наиболее продуктивным для определения максимально полезных способов двигательной активности и развития необходимых двигательных навыков путём занятий спортом, театральным, танцевальным творчеством и др. В этом возрасте организм юноши или девушки наиболее способен к физической тренировке функциональных систем организма.

Повышенная выработка специфических половых гормонов у юношей (тестостерона) и у девушек (эстрогена, прогестерона) оказывает всё большее влияние на усиление не столько физических различий, сколько психологических особенностей проявления женского или мужского типа мышления, чувствования, поведения. Объём коры головного мозга подростка практически не отличается от взрослого, генетически запрограммированного, но продолжает активно развиваться внутреннее строение, взаимосвязь левого и правого полушарий, способы восприятия мира, переработки информации. Старшеклассник способен к активному процессу самовоспитания, но если нет осознанною самовоспитания, то процесс ^впитывания культуры» и формирования образцов поведения происходит на неосознаваемом уровне, стихийно. Это более опасный путь освоения человеком культуры общества, когда подросток получает бездумно любой опыт, включая вредные привычки.

Психологические особенности юношеского возраста — нестабильность настроения и эмоций — часто только усиливают проблемы управления собственным поведением и принятия правильных решений. Нравственные ценности ещё только формируются, и не всегда удаётся быстро понять, как лучше поступить. Этот жизненный период всегда отмечен сложными конфликтами с окружающими и с самим собой. Следует помнить, что любые конфликты — это жизненные уроки, дающие возможности личностного роста через обретение опыта моральных поступков. Основным содержанием этого опыта является обретение собственного «я», определение целей собственной жизни и способов их достижения в настоящем и будущем. Из разнообразных здоровых способов жизнедеятельности необходимо освоить методы психической саморегуляции, управления своими чувствами, адекватным выражением эмоций и пониманием границ свободы в осуществлении сиюминутных желаний.

В юношеском возрасте окончательно формируется осознание гендерной (половой) принадлежности и соответствующих социальных ролей. Девочки становятся более женственными, чувствительными и физически слабее своих сверстников. Не следует думать, что со всем старшеклассник должен справиться самостоятельно. В сложной ситуации следует обратиться к людям, которые смогут защитить вас, оградить от угроз здоровью и безопасности и показать положительный опыт разрешения межличностных конфликтов, — родителям, психологам и другим специалистам.

Молодые люди имеют достаточно времени, чтобы внимательно изучать жизнь и выбрать для себя наиболее приемлемые модели поведения, включая взаимоотношения мужчин и женщин, семейное счастье, профессиональное самоопределение. Здоровье — это самый главный капитал, который необходимо сохранять и приумножать, чтобы осуществить свой жизненный проект.


Вопросы и задания

1. Назовите факторы риска основных неинфекционных заболеваний и способы их профилактики.

2. Назовите основные способы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

3. Каковы особенности юношеского возраста, влияющие на выбор социально одобряемого поведения?

4. Используя дополнительные источники информации, выясните, в чём различие между атеросклерозом и инфарктом миокарда.

5. Выясните, какой вид двигательной активности подходит именно вам: спорт, танцы или другое.

6. Узнайте на сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации статистику показателей здоровья старшеклассников в разных регионах России.




Темы учебного исследования


1. Родословная семьи и здоровье.

2. Загадка сердца: «вместилище духа», «мышечный насос» и др.

3. Теория «периферических сердец» Н. И. Аринчина.

4. «Из чего же сделаны наши девчонки»: женские черты характера.

5. «Из чего же сделаны наши мальчишки»: мужские черты характера.









Наверх