План проведения занятий на учебный год (по учебнику Ким С.В.)



Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс






Урок 34
Первая помощь: сердечно-лёгочная реанимация



Вопросы для обсуждения

• признаки жизни и смерти;

• правила проведения сердечно-лёгочной реанимации.




Ключевые понятия темы:

сердечно-лёгочная реанимация; признаки жизни; признаки смерти; искусственное дыхание способом «рот в рот»; надавливание на грудную клетку.



Сердечно-лёгочная реанимация входит в перечень мероприятий по оказанию первой помощи, утверждённый приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи».

Сердечно-лёгочная реанимация — это комплекс действий по оживлению организма, включающий восстановление жизненно важных функций организма — деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

В экстремальной ситуации обычному человеку бывает трудно определить, жив ли пострадавший, который лежит без движения, без сознания и у него нет внешних признаков травмы.

Сердечно-лёгочную реанимацию проводят при наличии признаков жизни или при отсутствии однозначных признаков смерти.

Признаки жизни:

• наличие сердечной деятельности: прослушиваются тоны сердца (следует приложить ухо к груди пострадавшего);
• наличие дыхания: наблюдаются ритмичные движения грудной клетки.

Признаки смерти:

• прекращение сердечной деятельности;
• прекращение дыхания.

Различают клиническую и биологическую смерть. Признаками клинической смерти являются отсутствие у пострадавшего сознания и дыхания. Это состояние продолжается 5—7 минут. Далее, через 8—10 минут после остановки сердца, начинаются необратимые изменения в нервных клетках головного мозга и наступает биологическая смерть (вернуть пострадавшего к жизни невозможно). До тех пор, пока не проявились абсолютные признаки смерти, есть надежда на успех сердечно-лёгочной реанимации и других мер первой помощи.

Сердечно-лёгочная реанимация включает в себя:

• искусственное дыхание способом «рот в рот»;
• надавливание на грудную клетку.

Искусственное дыхание способом «рот в рот» производят во всех случаях ослабления дыхания или остановки дыхательной деятельности (при утоплении, электротравме, замерзании, солнечном ударе и др.).

Правила искусственного дыхания способом «рот в рот»:

• очистить роговую полость пострадавшего от рвотных масс, инородных тел, крови;
• запрокинуть голову пострадавшего, положив одну руку на его лоб, приподняв подбородок двумя пальцами другой руки;
• зажать нос пострадавшего большим и указательным пальцами;
• герметизировать полость рта, произвести два выдоха в рот пострадавшего в течении 1 секунды каждый. Дать время 1—2 секунды на каждый пассивный выдох пострадавшего;
• контролировать, приподнимается ли грудь пострадавшего при вдохе и опускается ли при выдохе.

При ранениях нижней челюсти искусственное дыхание делают способом «рот в нос» (рот пострадавшего закрыт).

Для восстановления деятельности сердца выполняют надавливание на грудную клетку — ритмичное сдавливание грудины в области сердца с целью выброса из него крови в сосуды для восстановления кровотока.

При проведении надавливаний на грудную клетку необходимо соблюдать определённые правила, чтобы избежать перелома рёбер пострадавшего: необходимо правильно выбрать место давления и соразмерять свои усилия при надавливании. Проводить только на твёрдой поверхности!

Правила надавливания на грудную клетку:

• уложить пострадавшего на спину на ровную твёрдую поверхность;
• положить основание ладони на середину грудной клетки;
• взять пальцы рук в замок. Надавливания проводить строго вертикально по линии, соединяющей грудину с позвоночником. Надавливания выполнять плавно, без резких движений, тяжестью верхней половины своего тела;
• глубина продавливания грудной клетки должна быть не менее 5—6 см, частота не менее 100 надавливаний в 1 минуту.

Надавливать на грудную клетку в очередной раз можно только после того, как она полностью распрямится. Нельзя отрывать руки от грудной клетки пострадавшего.

Проведение искусственного дыхания методом «рот в рот»


Детям грудного возраста надавливания проводят двумя пальцами, детям более старшего возраста — ладонью одной руки. У взрослых упор делается на основание ладоней, пальцы рук взяты в замок.

Надавливание на грудную клетку


Правила проведения сердечно-лёгочной реанимации:

• при приведении сердечно-лёгочной реанимации через каждые 1—2 минуты необходимо проверять пульс на сонной артерии до его появления, через каждые 2—3 минуты — не появились ли признаки самостоятельного дыхания:
• сердечно-лёгочную реанимацию лучше проводить вдвоём: один человек выполняет надавливания, другой — искусственное дыхание;

Сердечно-легочная реанимация, проводимая двумя людьми



• оптимальное соотношение надавливаний на грудную клетку и вдохов искусственною дыхания — 30:2 (на каждые тридцать надавливаний два вдоха), независимо от количества участников реанимации;
• сердечно-лёгочную реанимацию можно прекратить в следующих случаях:

а) появление у пострадавшего явных признаков жизни;
б) прибытие бригады скорой медицинской помощи;
в) невозможность продолжения сердечно-лёгочной реанимации ввиду физической усталости;

• нельзя проводить надавливание на грудную клетку при ранении грудной клетки, при ранении сердца и лёгких.

Искусственное дыхание в сочетании с надавливанием на грудную клетку является простейшим способом реанимации (оживления) человека.

Правильным проведением сердечно-лёгочной реанимации можно добиться восстановления кровообращения, достаточного для поддержания жизни пострадавшего до приезда врачей.

Помните, что ваши умелые действия при проведении сердечно-лёгочной реанимации могут спасти жизнь человека!


Вопросы и задания

1. Что такое сердечно-лёгочная реанимация?

2. Какие признаки жизни и смерти определяют меры первой помощи пострадавшему?

3. В чём сущность проведения сердечно-лёгочной реанимации?

4. Выясните, какие средства для проведения сердечно-лёгочной реанимации есть в медицинском кабинете вашей школы.

5. Узнайте основные ошибки при проведении сердечно-лёгочной реанимации.




Темы учебного исследования


1. Запрет на сердечно-лёгочную реанимацию: причины и результаты.

2. «Как в кино»: эффективность обучения приёмам сердечно-лёгочной реанимации.

3. Биоэтика в медицине: «Право на жизнь и смерть».

4. Экспресс-диагностика биологического и социального развития.









Наверх