Общеобразовательные учреждения организационно входят в функциональную подсистему РСЧС предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, находящуюся в сфере деятельности Федерального агентства Российской Федерации по образованию.
Основными задачами этой подсистемы являются:
• организация работ по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, поддержанию в готовности органов управления, сил и средств подсистемы к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
• организация подготовки специалистов и преподавателей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в области предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, обучение учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности;
• осуществление взаимодействия в области предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности с органами управления МЧС России.
Для решения этих задач в общеобразовательном учебном заведении может быть образована объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности (КЧС и ПБ). Кроме нее, в образовательном учреждении создают структурное подразделение или назначают работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.
В целях уменьшения размеров людских потерь и материального ущерба в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в общеобразовательных учреждениях разрабатывают несколько документов. Основные из них — план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время и план гражданской обороны.
План гражданской обороны составляют обычно в соответствии со схемой 17, но при его разработке учитывают опасности, которые могут возникнуть при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Успешное выполнение общеобразовательным учреждением задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций во многом зависит не только от качества разработки планирующих документов, но и от индивидуальной подготовки каждого учащегося. В настоящее время обучение населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и является обязательным.
Основными задачами обучения в области гражданской обороны являются:
• изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
• совершенствование навыков в организации и проведении мероприятий по гражданской обороне;
• выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
• овладение личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Учащиеся и студенты образовательных учреждений (за исключением дошкольных и образовательных учреждений дополнительного образования) выделены в отдельную категорию обучающихся и проходят обучение по месту учебы. Формами их обучения в области гражданской обороны являются следующие:
• обучение в учебное время по курсу «Основы безопасности и защиты Родины» и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»;
• участие в учениях и тренировках по гражданской обороне;
• изучение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны.
1. Выполнение каких задач возложено на функциональную подсистему РСЧС, находящуюся в сфере деятельности Федерального агентства РФ по образованию?
2. Какие планы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций разрабатывают в общеобразовательных учреждениях?
3. Каким образом в России организовано обучение населения в области гражданской обороны?
4. Назовите основные задачи обучения в области гражданской обороны.
5. Какие формы обучения в области гражданской обороны применяют в образовательных учреждениях?
Задание 24
Совместно с преподавателем составьте структурную схему системы гражданской обороны в вашем образовательном учреждении. Назовите, кто является начальником гражданской обороны, начальником штаба гражданской обороны, председателем эвакуационной комиссии (группы). Какие на них возложены обязанности в области гражданской обороны?
Для прогнозирования, предотвращения и ликвидации различных ситуаций, обеспечения постоянной готовности к ним органов государственного управления, быстрых и эффективных действий в нашей стране в 1995 г. создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС и ликвидации их последствий.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций решает вопросы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера с помощью комплекса мероприятий, обеспечивающий в мирое время защиту населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет в себя органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
♦ Разработка правовых и экономических норм, связанных с защитой населения
♦ Подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях
♦ Прогнозирование чрезвычайных ситуаций
♦ Оценка и ликвидация социально-экономических последствий ЧС
♦ Надзор и контроль в сфере защиты населения и террриторий от чрезвычайных ситуаций
♦ Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий
♦ Ликвидация ЧС
РСЧС строится по террриториально-производственному принципу, включает в себя территориальные и функциональные подсистемы. Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:
√ федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
√ региональный — территорию нескольких субъектов РФ;
√ территориальный — территорию субъектов РФ;
√ местный — территорию района (города, населенного пункта);
√ объектовый — территорию объекта производственного или социального назначения.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (районы, города и т.д.). Координирующим органом являются комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъктов РФ.
В каждом субъекте РФ создана территориальная подсистема которая состоит из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этой территории.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации наблюдения и контроля за стихийными явлениями, состоянием окружающий среды и за потенциально опасными объектами.
Подсистемы РСЧС каждого уровня включают в себя:
√ координирующие органы;
√ органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС);
√ органы повседневного управления;
√ силы и средства;
√ резервы финансовых и материальных ресурсов;
√ системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Федеральные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах и организациях федерального подчинения. Действие органов по защите населения и террриторий от чрезвычайных ситуаций координирует МЧС России и органы непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти. (Координирующий орган: Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при правительстве России).
Региональный уровень включает районирование России по регионам (Координирующий орган: региональные центры по делам ГОЧС).
Северо-Западный региональный центр
ГУ МЧС РОССИИ ПО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО НЕНЕЦКОМУ АО
ГУ МЧС РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
ГУ МЧС РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
ГУ МЧС РОССИИ ПО НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Центральный региональный центр
ГУ МЧС РОССИИ ПО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Южный региональный центр
ГУ МЧС РОССИИ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
ГУ МЧС РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ
ГУ МЧС РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ
ГУ МЧС РОССИИ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Северо-Кавказский региональный центр
ГУ МЧС РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ
ГУ МЧС РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
ГУ МЧС РОССИИ ПО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
ГУ МЧС РОССИИ ПО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
ГУ МЧС РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
ГУ МЧС РОССИИ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
ГУ МЧС РОССИИ ПО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Приволжский региональный центр
ГУ МЧС РОССИИ ПО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
ГУ МЧС РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
ГУ МЧС РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ
ГУ МЧС РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
ГУ МЧС РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
ГУ МЧС РОССИИ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
ГУ МЧС РОССИИ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Уральский региональный центр
ГУ МЧС РОССИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ
ГУ МЧС РОССИИ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ
Сибирский региональный центр
ГУ МЧС РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ
ГУ МЧС РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА
ГУ МЧС РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
ГУ МЧС РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
ГУ МЧС РОССИИ ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ
ГУ МЧС РОССИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ
ГУ МЧС РОССИИ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ
Дальневосточный региональный центр
ГУ МЧС РОССИИ ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО КАМЧАТСКОМУ КРАЮ
ГУ МЧС РОССИИ ПО МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
ГУ МЧС РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
ГУ МЧС РОССИИ ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУ МЧС РОССИИ ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ
ГУ МЧС РОССИИ ПО ЧУКОТСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ
Главное управление МЧС России по г. Москва
Главное управление МЧС России по Республике Крым
Главное управление МЧС России по г. Севастополь
Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством РФ, непосредственное руководство осуществляет МЧС России.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации предусмотрено три режима функционирования РСЧС:
режим повседневной деятельности
режим повышенной готовности
режим чрезвычайной ситуации.
Таблица 1
Наименование режима
|
Осуществляемые мероприятия |
Режим повседневной деятельности Устанавливается при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий |
Осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях; планирование и выполнение программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях; совершенствование подготовки органов управления ГОЧС, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях; создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС |
Режим повышенной готовности. Устанавливается при ухудшении указанной обстановки, получении прогноза о возможности возникновения ЧС |
Принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководством функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по её нормализации; усиление дежурно-диспетчерской службы; усиления наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов; принятие мер по защите населения окружающей природной среды, обеспечение устойчивого функционирования объектов; приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в район предполагаемой ЧС |
Режим чрезвычайной ситуации Устанавливается при возникновении и во время ликвидации ЧС |
Организация защиты населения; выдвижение оперативных групп в район ЧС; определение границ зоны ЧС; организация ликвидации ЧС; организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения; осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, обстановкой на аварийных объектах и прилегающей к ним территории |
Таким образом, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Министерство чрезвычайных ситуация России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.
Проблема обеспечения гарантий безопасности населения Москвы имеет особую значимость. В городе находится 80 химически опасных объектов, 20 радиационно опасных объектов, более 60 пожаро- и взрывоопасных объектов. Для решения вопросов защиты населения и территорий Москвы в 1997 г. была создана Московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МГСЧС), а также принят закон Москвы “О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характер”.
МГСЧС является составной частью Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, состоит из территориальных и объектовых звеньев и осуществляет свою деятельность на четырех уровнях: городском, административном, районном и объектовом.
МГСЧС решает задачи по защите населения и территориям не только в мирное время, но и в случае военных действий или вследствие военных действий.
Эта функция возложена на гражданскую оборону Москвы, которая является составной частью гражданской обороны Российской Федерации.