План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс




Урок 19
§ 19. Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения


Содержание урока

Нравственные позиции человека

Научись строить взаимоотношения со взрослыми и со сверстниками

Выводы. Вопросы. Задания

Дополнительные материалы

Презентации к уроку


Научись строить взаимоотношения со взрослыми и со сверстниками


Научись строить взаимоотношения со взрослыми


Подростковый возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека (периодам возрастного кризиса).

Причины возникновения, характер и значение подросткового кризиса понимаются по-разному. Смысл подросткового кризиса заключается в том, что через него, через борьбу за независимость и освобождение от опеки взрослых, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, человек удовлетворяет свои потребности в самопознании и самоутверждении, у него не только возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Сила духа формируется в преодолении трудностей, так же как сила мышц - в преодолении тяжестей, идёт процесс социального созревания.

Необходимо отметить, что для социального созревания особое значение имеет семья и общение с родителями. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют вам жизненный путь. Семья обеспечивает подготовку к общественной и трудовой деятельности, к ведению семейного хозяйства и планированию семейного бюджета, к культуре общения и организации досуга, к умению воспитывать детей в семье.

В ваших взаимоотношениях с родителями должны создаваться условия, исключающие доведение конфликтной ситуации до критического состояния (грубость, побег из дома и др.). Для этого вы должны постоянно воспитывать в себе такие качества, как умение анализировать поступки и взаимоотношения между людьми, критично оценивать свои поступки и поведение, воспитывать в себе уважительное отношение к родителям и старшим, научиться понимать их. Для того чтобы хорошо понимать собеседника, необходимо прежде всего научиться слушать, а для того чтобы найти правильный выход из конфликтной ситуации с родителями, надо питать к ним добрые чувства, уважать их и беречь.

Научись строить взаимоотношения со сверстниками


Общение с ровесниками, групповые игры и тому подобное вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и своё положение среди ровесников надо заслужить и уметь поддерживать, вы не сможете выработать необходимых качеств, свойственных взрослому человеку.

Ориентируясь на товарищей, подражая им, вы воспитываете в себе те качества, которые особенно ценятся вашими сверстниками.

Влияние сверстников с возрастом усиливается, так как увеличивается время, проводимое среди ровесников, по сравнению со временем, проводимым с родителями.


Следующая страница Выводы. Вопросы. Задания







Наверх